ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2005 года N 367-ПП/11
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУКИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 25.05.2006 N 200-ПП/5, от 30.01.2007 N 34-ПП/1, от 05.12.2008 N 594-ПП}
В целях научного обеспечения реализации постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Мурманской области (Рузанкин А.Д.) и департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2006, 2007 и 2008 годы предусмотреть расходы на финансирование Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы"
Наименование Программы | Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы (далее Программа) | ||||||
Основание для разработки Программы | постановления Правительства Мурманской области: | ||||||
Государственный заказчик | - департамент экономического развития Мурманской области | ||||||
Цель Программы | - повышение конкурентоспособности экономики за счет развития и эффективного использования научного потенциала в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения Мурманской области | ||||||
Задачи | - обеспечение проведения научных исследований и проектно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, связанных с реализацией Стратегии экономического развития Мурманской области; | ||||||
Показатели и индикаторы | Наименование | 2006 | 2007 | 2008 | |||
затраты на исследования и разработки по крупным и средним научным организациям области (млн. руб.) | 1100 | 1280 | 1470 | ||||
затраты на технологические инновации в расчете на 1 предприятие (по обследованному кругу), млн. рублей | 6,4 | 7,6 | 8,2 | ||||
доля инновационной продукции (работ, услуг), в % к общему объему отгруженной продукции | 3,8 | 4,1 | 4,5 | ||||
удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью по ежегодно обследуемым крупным и средним предприятиям (%) | 15 | 18 | 21 | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | 2006 -2008 годы (с ежегодной корректировкой контрольных показателей) | ||||||
Объемы и источники финансирования | "Всего | 2006 | 2007 | 2008 | |||
областной бюджет | 10437,5 | 2312,5 | 2975 | 5150 | |||
федеральный бюджет | 210580 | 61710 | 72850 | 76020 | |||
РФФИ | 10362,5 | 2322,5 | 3140 | 4900 | |||
РГНФ | 1000 | 1000 | |||||
ФПМП НТС | 15000 | 6000 | 9000 | ||||
внебюджетные источники | 89515 | 20575 | 31395 | 37545 | |||
Итого | 336895 | 92920 | 119360 | 124615 | |||
Основные разработчики | - департамент экономического развития Мурманской области; | ||||||
Исполнители | - Горный институт КНЦ РАН (ГоИ); | ||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - удовлетворение возрастающего спроса органов государственного управления и производственного комплекса Мурманской области на научно-техническую продукцию; | ||||||
Система управления и контроля за исполнением Программы | Управление Программой осуществляется департаментом экономического развития Мурманской области (государственным заказчиком) и Координационным советом Мурманской области по научно-технической и инновационной политике. Информация о ходе выполнения Программы и расходовании бюджетных средств представляется Правительству Мурманской области в установленном порядке |
В Мурманской области научными исследованиями и разработками заняты 29 научных организаций, два государственных университета - технический и педагогический, а также ряд филиалов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска. Ядром научного комплекса области являются 11 научных организаций Кольского научного центра РАН. В проведении прикладных рыбохозяйственных исследований ведущая роль принадлежит ПИНРО. В 2004 году общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила 2595 человек, в том числе 4 академика РАН, 105 докторов и 383 кандидата наук. Общие затраты на научные исследования и разработки в 2004 году составили 1119,6 млн. рублей.
В последние три года Правительством Мурманской области были приняты меры по укреплению регионального научно-технического потенциала: утверждена Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года, в которой сформулированы предложения науки для промышленности; реализованы две региональные целевые научно-технические Программы - на 2003 и 2004-2005 годы. Проекты научных исследований, финансируемые из региональных источников, стали более четко сфокусированы на актуальных проблемах развития Мурманской области. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским фондом фундаментальных исследований и Фондом поддержки малых и средних предприятий в научно-технической сфере, проявились положительные тенденции в формировании инновационного комплекса Мурманской области. В г. Апатиты ведется работа по подготовке программы развития города Апатиты как наукограда Российской Федерации. Начал работу ключевой для внедрения научных разработок объект инфраструктуры - "Технопарк - Апатиты", в КНЦ РАН создан региональный Центр трансфера технологий. Число организаций, использовавших передовые производственные технологии, выросло с 50 в 2001 году до 154 в 2004 году. За этот же период существенно повысился уровень использования информационных технологий. В 2004 году 66% обследованных организаций использовали локальные и глобальные информационные сети.
В ближайшие три года для эффективного использования и развития имеющегося научного и инновационного потенциала в Мурманской области предстоит осуществить мероприятия, среди которых: создание информационных систем поддержки работы и управления природно-техническими комплексами, разработка новых технологий поиска, разведки, добычи и переработки комплексного минерального сырья и биологических ресурсов, разработка базового пакета технологий и механизма формирования национального резерва стратегических материалов на основе рудно-сырьевых ресурсов Кольского полуострова, обеспечение условий для коммерциализации разработок научных коллективов КНЦ РАН, ПИНРО, МГТУ, других организаций, создание системы подготовки и переподготовки кадров для осуществления научно-инновационной деятельности. В 2006-2008 годы продолжатся структурные преобразования в государственном управлении и местном самоуправлении, которые существенно повлияют на процессы взаимодействия экономики, науки и образования. Нарастающие процессы глобализации и вступление России в ВТО также заметно отразятся на состоянии научно-технического потенциала Мурманской области. Это требует от органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, научных и образовательных организаций Мурманской области деятельного участия в создании национальной инновационной системы.
На решение этих проблем, а также на обеспечение в 2006-2008 г.г. реализации Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года направлена очередная Программа. В Программе учтены научно-технические и технологические приоритеты Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Мурманской области на период 2004-2008 годы.
Применение программно-целевых методов управления научно-техническими разработками и продвижение их результатов на рынок инноваций позволит обеспечивать координацию межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств в научно-технической сфере, с наименьшими издержками разрешать возможные проблемные ситуации, а также успешно взаимодействовать с федеральными органами в решении задач интеграции науки, образования, научно-технического и инновационного развития Мурманской области. Ожидается, что такой подход к управлению научной и инновационной сферой региона повысит конкурентоспособность экономики Мурманской области за счет развития научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения.
Правовой основой разработки и реализации Программы являются: федеральные законы от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", законы Мурманской области от 08.11.2001 N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 N 484-01-3МО "Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области", постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области до 2015 года", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области.
Главная цель Программы - повысить конкурентоспособность экономики за счет развития научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения Мурманской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сконцентрировать доступные ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, связанных с реализацией стратегии экономического развития Мурманской области;
- создать организационные условия для интеграции научного, образовательного и технологического потенциала Мурманской области;
- обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала для научной, научно-технической и инновационной сферы Мурманской области;
- обеспечить формирование в регионе информационной и инновационной инфраструктуры;
- создать не менее 30 малых инновационных предприятий.
Система программных мероприятий включает два раздела.
В первом разделе "Научные исследования по приоритетным направлениям" содержатся приоритетные для региона проекты фундаментальных и прикладных научных исследований. С целью обеспечения скоординированного подхода они сгруппированы в четыре группы, соответствующие главным проблемам, для решения которых требуется проведение мультидисциплинарных исследований:
Проблема 1. "Комплексные исследования экономического, социального, политического и историко-культурного развития Мурманской области в условиях глобализации". В рамках 14 проектов научных исследований учеными КНЦ РАН, МГТУ, МГПУ будут продолжены поиск бесконфликтных сценариев устойчивого экономического роста региона и разработка рекомендаций по гармонизации социально-гуманитарной сферы в Баренц регионе.
Проблема 2. " Разработка научных основ расширения и укрепления минерально-сырьевого, энергетического и биоресурсного потенциала региона". 17 проектов нацелены на поиск возможностей для вовлечения в хозяйственное использование новых видов природных ресурсов и поддержание сырьевой базы промышленного сектора Мурманской области.
Проблема 3. "Развитие экосистемного подхода к решению проблем природопользования, восстановления нарушенных земель и сохранения биоразнообразия в зонах промышленного освоения Европейского Севера (включая акваторию Западной Арктики)". 27 проектов ориентированы на опережающую проработку различных аспектов обеспечения стабильности природной среды Севера в условиях интенсификации промышленного производства.
Проблема 4. "Разработка технологий рациональной эксплуатации природных ресурсов и технологического сырья в Мурманской области". Тематика этих научных исследований нацелена на удовлетворение инновационных потребностей промышленных предприятий Мурманской области в новых технологиях и включает 46 проектов, в том числе по добыче и комплексной переработке природного сырья, созданию новых материалов и новых видов продукции.
Включение в Программу большей части исследовательских проектов обусловлено необходимостью координации деятельности научных коллективов и промышленных предприятий Мурманской области, а также обеспечения продвижения научной продукции на рынок. В 2006 в по итогам совместного конкурса "Север-2004", проведенного Правительством Мурманской области и Российским фондом фундаментальных исследований, в Программу году включены 15 проектов научных исследований. В связи с их завершением в 2006 и 2007 годах предусмотрено проведение очередных совместных конкурсов "Север".
Во второй раздел "Интеграция научного, образовательного и производственного технологического потенциала" входят мероприятия по повышению уровня инновационной культуры в регионе, стимулированию предприятий и организаций к использованию инноваций, содействию созданию малых инновационных предприятий.
С целью обеспечения благоприятных условий для продвижения результатов научных разработок планируется организация участия Мурманской области в ежегодных международных выставках-салонах "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции" в Санкт-Петербурге и Москве. Продвижению на рынок научных достижений будут способствовать региональные конференции, симпозиумы, семинары по актуальным вопросам, конкурсное издание монографий и научных трудов, направленных на инновационное развитие Мурманской области, подготовка и организация презентаций инновационных проектов.
Для информационной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности планируется создание специализированного сайта в интернете, обеспечивающего доступ к информационным ресурсам научных организаций Мурманской области, и ежегодное издание мультимедийного информационного ресурса "Научное обеспечение развития технобиосферы Заполярья: база знаний и пакет инновационных предложений". Предусматривается целенаправленная работа по экономическому обоснованию и поиску источников финансирования перспективных инновационных проектов. С целью популяризации достижений научно-технической деятельности планируется проведение ежегодных конкурсов "Инженер года".
Развитие региональной инновационной инфраструктуры как составной части инновационной системы России предусматривает создание технико-внедренческой особой экономической зоны в г. Апатиты, регионального фонда финансовой поддержки научно-технической деятельности и проектно-конструкторских работ. Дальнейшее развитие получат: Технопарк - Апатиты и Кольский центр трансфера технологий, необходимые для придания городу Апатиты статуса наукограда; планируется также создание Арктического университета. На основе научных разработок КНЦ РАН, МГТУ, ПИНРО за счет государственно-частного партнерства, в том числе адресной государственной поддержки за счет областного бюджета, использования средств Фонда поддержки развития малых предприятий в научно-технической сфере (ФПМП НТС) и других источников, будет создано более 30 малых инновационных предприятий.
Важная роль в инновационном развитии Мурманской области принадлежит системе подготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности. В этой связи в аспирантурах будет уделено внимание изучению механизмов коммерциализации научных достижений, в МГТУ, МГПУ, филиалах высших учебных заведений будет осуществляться подготовка студентов по специальностям "Управление качеством" и "Прикладная информатика в экономике", с преподаванием ряда курсов по инновационному менеджменту. Специалистами Технопарка - Апатиты, ЦНТИ и КНЦ РАН будут проведены краткосрочные курсы повышения квалификации и семинары для руководителей предприятий по программам "Повышение инновационной активности предприятий и организаций", "Основы коммерциализации интеллектуальной собственности" и другим. Планируется проведение ежегодного конкурса инновационных проектов молодых ученых Мурманской области.
Перечень основных мероприятий Программы, с указанием сроков реализации и объемов финансирования представлен в разделе 7.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в установленном законом порядке. Многие проекты научных исследований, развития инновационной структуры и мероприятия по продвижению на рынок и использованию на практике научной продукции предполагают долевое финансирование за счет средств бюджета всех уровней и привлечение исполнителями внебюджетных средств. Финансирование мероприятий Программы за счет федерального и областного бюджета, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере осуществляется в установленном порядке и подлежит ежегодному уточнению после принятия федерального и регионального бюджетов.
Всего для фундаментальных и прикладных научных исследований, а также для проведения мероприятий по продвижению научных разработок, в Программе предусматривается 336895 тыс. рублей, в том числе:
- целевые бюджетные средства Мурманской области -10437,5 тыс. рублей (в 2006 г. - 2312.5 тыс. рублей, в 2007 г. - 2975 тыс. рублей, в 2008 г. - 5150 тыс. рублей);