ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 февраля 2005 года N 23-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА И ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 ГОД
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 28.04.2005 N 165-ПП/5, от 10.10.2005 N 378-ПП, от 22.12.2005 N 510-ПП}
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 30 июня 2014 года N 334-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 70 Устава Мурманской области, Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 588-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2005 год" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить новую редакцию прилагаемой региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2005 год.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 10.11.2004 N 328-ПП "Об утверждении региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2005 год".
3. Контроль за ходом реализации программных мероприятий возложить на председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области Бичука Н.И.
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 28.04.2005 N 165-ПП/5}
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Региональная целевая программа "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2005 год Мурманск, 2004 г.
Наименование | "Охрана и гигиена окружающей среды иобеспечение экологической безопасности вМурманской области" на 2005 год |
Дата принятия решения о разработке Программы | постановление Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 |
Государственные заказчики по объектам капитального строительства | департамент промышленности, строительства и жилищно - коммунального хозяйства Мурманской области, администрации городов (районов) |
Государственный заказчик | комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области |
Разработчик Программы | комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области |
Цели и задачи Программы, | создание сбалансированных социально-экономических условий для решения проблем оздоровления и сохранения окружающей природной среды на территории Мурманской области, снижение уровня антропогенного воздействия на северные экосистемы, обеспечение устойчивого развития природы и общества |
Сроки и этапы реализации | начало- 01 января 2005 г. |
Перечень разделов | *мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности муниципальных образований Мурманской области; |
Исполнители Программы и основных мероприятий | *администрации городов и районов области; |
Объемы и источники | всего затрат по Программе - 120 526 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты | сохранение и восстановление окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, оздоровление экологической обстановки на территории региона, сохранение здоровья населения |
Система организации контроля за выполнением Программы | информация об использовании бюджетных средств ежеквартально представляется в департамент финансов Мурманской области, представление документов для внесения в реестр государственного имущества Мурманской области, полученного и приобретенного в рамках данной Программы, ежеквартальная и годовая отчетность в департамент имущественных отношений Мурманской области |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Проводимый анализ экологической ситуации в Мурманской области свидетельствует о том, что состояние окружающей среды продолжает оставаться напряженным.
В результате многолетней деятельности крупнейших предприятий горнодобывающей промышленности и цветной металлургии изменяются ландшафты, обостряется проблема сохранения растительного и животного мира и арктических экосистем.
К числу таких районов относятся Мончегорский, Печенгский, Оленегорский, Кировско-Апатитский промышленные районы.
Все это отрицательно сказывается на здоровье населения области, особенно детей.
Состояние атмосферного воздуха
На качество атмосферного воздуха главным образом влияют выбросы вредных веществ предприятий цветной металлургии: ОАО "Кольская ГМК" - комбинат "Североникель" (г. Мончегорск) и комбинат "Печенганикель" (п.г.т. Никель, г. Заполярный); филиал ОАО "СУАЛ" - "КАЗ-СУАЛ" (г. Кандалакша); горно-химической промышленности -ОАО "Апатит" (гг. Апатиты, Кировск); тепловые электростанции - г. Мурманск, Апатиты, военно-промышленного комплекса. Продолжают расти выбросы от автотранспорта, что приводит к увеличению концентрации диоксида азота и оксида углерода в атмосфере.
Состояние водных ресурсов
Основные водные объекты области по комплексной оценке качества воды относятся к умеренно загрязненным и загрязненным.
Ежегодно в поверхностные водные объекты городами, населенными пунктами и предприятиями Мурманской области (без учета КАЭС) сбрасывается около 460 млн. куб. м сточных вод в год, из них 63 млн. куб. м считаются нормативно чистыми, 22,3 млн. куб. м - нормативно очищенными, 275,4 - недостаточно очищенными. Без какой-либо очистки сбрасывается около 96,1 млн. куб. м в год.
Существенным фактором загрязнения является также гидрохимический сток с поверхности водосборных бассейнов, формирующихся под воздействием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Состояние земельных ресурсов
Для Мурманской области характерно интенсивное воздействие антропогенных факторов на состояние земель.
В почвах происходит интенсивное накопление специфических загрязняющих веществ, что приводит к глубоким изменениям состава почв, их физико-химических, агрохимических и биологических свойств.
Отходы производства и потребления
Основная масса промышленных отходов образуется на предприятиях горно-металлургического комплекса - комбинатах "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ковдорслюда", ЗАО "Ловозерский ГОК", филиал ОАО "СУАЛ - "КАЗ-СУАЛ".
Существующие свалки бытовых отходов в городах и поселках области, большей частью были организованы много лет назад, и зачастую, без учета санитарных и экологических правил. Согласно данным мониторинга, отдельные свалки оказывают негативное воздействие на окружающую среду, особенно в период снеготаяния, когда по некоторым ингредиентам может достигаться высокие и экстремально высокие уровни загрязнения поверхностных водных объектов.
Ввиду неудовлетворительного финансового обеспечения муниципальных образований необходимо централизованное выделение средств на проведение инженерно-изыскательских и проектных работ по 28 свалкам, расположенным на территории Мурманской области.
Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть и самой металлической ртути. В настоящий момент ртуть накапливается на специализированном предприятии и в подразделениях ГО и ЧС.
Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.
В Мурманской области отсутствует сеть приема на переработку отработанных нефтепродуктов. Значительная часть нефтепродуктов передаются на котельные, частично сжигаются на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдаются на регенерацию на НПЗ.
Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, загрязненных нефтепродуктами грунтов, промасленной ветоши и т.д.
Существенным препятствием для решения этой проблемы является необходимость использования большого количества горючего для полного термического обезвреживания твердых отходов и высокая цена установок. Некоторая часть твердых отходов с нефтепродуктами попадает на свалки бытовых и промышленных отходов и, в дальнейшем, в окружающую среду.
Особо охраняемые природные территории
В Мурманской области особо охраняемые природные территории занимают 1025,9 тыс. га, что составляет 7,1% от площади региона, в том числе:
- три государственных природных заповедника (Кандалакшский - 70,5 тыс. га, Лапландский - 278,4 тыс. га, "Пасвик" - 14,7 тыс. га);
- девять государственных природных заказников (657,8 тыс. га);
- 47 памятников природы - 4,5 тыс. га.
Государственные природные заказники, поддерживая ландшафтное и биологическое разнообразие, одновременно препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, осуществляют научные исследования естественных экосистем и способствуют экологическому воспитанию населения.
В то же время недостаток финансовых средств не позволяет оснастить их современными техническими средствами, приборами наблюдения, что негативно отражается на результатах их работы.
Приведенный анализ экологической ситуации в Мурманской области свидетельствует о необходимости решения следующих наиболее острых экологических проблем:
- снижение антропогенного воздействия отраслей промышленности на природную среду за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, проектирование и строительство полигонов промышленных и бытовых отходов (Апатитско-Кировского, Ковдорского, Кандалакшского районов, г. Мурманска);
- сохранение биологического разнообразия: развитие научно обоснованной сети особо охраняемых природных территорий;
- снижение потенциальной радиационной опасности для населения и окружающей среды за счет развития информационной системы радиационного контроля АСКРО;
- повышение уровня экологической культуры всех возрастных групп населения области.
На решение этих проблем направляются собственные средства предприятий, организаций области, а также бюджета Мурманской области.
В результате выполнения природоохранных мероприятий, в том числе предусмотренных региональными целевыми программами, намечается тенденция к улучшению экологической обстановки в Мурманской области.
Однако объем финансирования мероприятий региональных целевых программ ежегодно уменьшается (в 2001 г. - 40,6 млн. руб., 2002 г. - 23,1 млн. руб., 2003 г. - 8,9 млн. руб., 2004 г. - 15,740 млн. руб.).
Основные цели, задачи и направления реализации Программы
Основной целью Программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области на 2004 год" является создание сбалансированных социально-экономических условий для решения проблем оздоровления окружающей природной среды.
Основные задачи программы.
1. Проведение мероприятий капитального характера по предотвращению загрязнения окружающей природной среды.
2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по проведению мониторинга окружающей среды, сохранению биоразнообразия и развитию сети ООПТ.
3. Проведение мероприятий по восстановлению потерь в окружающей природной среде.
4. Осуществление научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды.
5. Реализация мероприятий по экологическому воспитанию и образованию.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо:
- обеспечить выделение и эффективное использование средств для решения экологических проблем на областном и муниципальном уровнях;
- продолжить финансирование объектов и работ, начало которых положено в предыдущие годы;
организовать реализацию механизма финансовых взаимоотношений для осуществления мероприятий по охране окружающей среды, начинающихся в 2004 году.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Конечным результатом реализации программных мероприятий должен стать вклад в дело сохранения и восстановления окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности Мурманской области, оздоровления социально-экологической обстановки на территории региона, сохранение здоровья населения.
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.10.2005 N 378-ПП, от 22.12.2005 N 510-ПП}
N N | Наименование мероприятия | Организация - заказчик | Способ размещения (конкурс, ценовая котировка, единственный исполнитель, долевое участие) | Сроки исполнения работ | Полная стоимость (тыс. руб.) | Объем финансиров. на 2005 г. всего (тыс. руб.) | в том числе: | Обоснование включения мероприятия | |||
Начало | Окончание | областной бюджет (тыс. руб.) | бюджеты муницип. образований (тыс. руб.) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
I. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности муниципальных образований Мурманской области | |||||||||||
1. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Мурманска | |||||||||||
1.1 | Окончание разработки проекта строительства городского полигона ТБО в районе пос. Дровяное | администрация г. Мурманска | УЖКХ администрации г.Мурманска | 2002 | 2005 | 1 600 | 1 136 | 1 136 | проект выполнен на 90%, в 2002 году освоено 360 тыс.руб. | ||
1.2 | Экологическое воспитание, образование и просвещение | администрация г. Мурманска | комитет по образованию, комитет по делам молодежи, отдел культуры администрации г.Мурманска | 1998 | 2005 | 580 | 300 | 300 | повышение уровня экологического образования, организация и проведение детских экологических лагерей, создание профильной детской экологической библиотеки | ||
ИТОГО: | 2180 | 1436 | 1 436 | ||||||||
2. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Мончегорска | |||||||||||
2.1 | Экологическое воспитание и образование, издание детской экологической газеты | администрация г. Мончегорска | единственный исполнитель администрация г.Мончегорска | 1998 | 2005 | 858 | 110 | 110 | повышение уровня экологического воспитания | ||
ИТОГО: | 858 | 110 | 110 | ||||||||
3. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Оленегорска | |||||||||||
3.1 | Экологическое воспитание и образование в дошкольных учреждениях и центре детского туризма и экскурсий | администрация г. Оленегорска | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 90 | 50 | 50 | повышение уровня экологического воспитания | ||
ИТОГО: | 90 | 50 | 50 | ||||||||
4. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Кандалакша | |||||||||||
4.1 | Проектно - сметная документация на обустройство водозаборных сооружений на подземном источнике в п. Зеленоборский | департамент промышлен., строительства и жилищно - коммунального хозяйства Мурманской области | ГОУП "Мурманводоканал строй" | 2004 | 2005 | 600 | 600 | 600 | создание условий для перехода на подземное водоснабжение | ||
4.1 | Экологическое воспитание и образование, организация экологических лагерей и экологических экспедиций, проведение конкурсов | администрация г. Кандалакши | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 265 | 80 | 80 | повышение уровня экологического образования, вовлечение учащихся в решение вопросов защиты окружающей среды | ||
ИТОГО: | 865 | 680 | 600 | 80 | |||||||
5. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Апатиты | |||||||||||
5.1 | Проектирование и строительство полигона бытовых и промышленных отходов Апатитско - Кировского района (1-я очередь) | департамент промышлен., строительства и жилищно - коммунального хозяйства Мурманской области, администрация г. Апатиты | переходный объект, МУП УЖКХ г. Апатиты | 2002 | 2007 | 44 962 | 2 000 | 1 000 | 1000 | за 2002-2003 гг. освоено по данному проекту 2200 тыс. рублей (средства областного бюджета) | |
5.2 | Экологическое воспитание и образование в дошкольных и школьных учреждениях, проведение семинаров и конференций | администрация г. Апатиты | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 111 | 100 | 100 | повышение уровня экологического образования | ||
ИТОГО: | 45 073 | 2 100 | 1 000 | 1100 | |||||||
6. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Кировск | |||||||||||
6.1 | Экологическое воспитание и образование, организация работы на экологических маршрутах | администрация г. Кировск | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 500 | 60 | 60 | воспитание бережного отношения к природе, повышение уровня экологического образования | ||
ИТОГО: | 500 | 60 | 60 | ||||||||
7. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности г. Полярные Зори | |||||||||||
7.1 | Экологическое воспитание и образование, участие в семинарах и совещаниях | администрация г. Полярные Зори | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 20 | 20 | 20 | повышение уровня экологического образования | ||
ИТОГО: | 20 | 20 | 20 | ||||||||
8. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности Кольского района | |||||||||||
8.1 | Реализация программы по экологическому воспитанию и образованию в школах и дошкольных учреждениях района. Развитие экологического просвещения на базе центральной библиотечной системы района | администрация муниципального образования "Кольский район" | единственный исполнитель отдел образования администрации муниципального образования "Кольский район" | 1998 | 2005 | 50 | 50 | 50 | повышение уровня экологического образования школьников дошкольников, совершенствование системы экологического просвещения населения | ||
8.2 | Приобре тение установки для термической обработки биологических отходов | департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области | администрации муниципального образования "Кольский район" | 2005 | 2005 | 3500 | 2400 | 2400 | утилизация биологических отходов (около 5000 трупов собак и кошек)" | ||
ИТОГО: | 3550 | 2450 | 2400 | 50 | |||||||
9. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности Печенгского района | |||||||||||
9.1 | Организация и проведение мероприятий по экологическому воспитанию и образованию (экологические семинары, слеты, экспедиции, лагеря, обобщение педагогического опыта) | администрация Печенгского района | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 70 | 70 | 70 | повышение уровня экологического образования | ||
ИТОГО: | 70 | 70 | 70 | ||||||||
10. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности Ковдорского района | |||||||||||
10.1 | Строительство полигона ТБО в г.Ковдоре | администрация Ковдорского района | КУМИ администрации Ковдорского района | 2001 | 2010 | 61 000 | 3 000 | 1 000 | 2 000 | в 2001- 2002 гг.за счет средств областного бюджета выполнены работы на сумму 1300 тыс.рублей | |
10.2 | Реконструкция очистных сооружений в н.п. Енский | департамент промышлен., строительства и жилищно -коммунального хозяйства Мурманской области | Енское муниципальное ЖКП | 2004 | 2005 | 4 000 | 1 300 | 1 300 | повышение степени очистки бытовых сточных вод, предотвращение загрязнения окружающей среды | ||
10.3 | Проектно - сметная документация на обустройство водозаборных сооружений на подземном источнике в г. Ковдор | департамент промышлен., строительства и жилищно -коммунального хозяйства Мурманской области | ГОУП "Мурманводоканал строй" | 2004 | 2005 | 2 000 | 2 000 | 2 000 | создание условий для перехода на подземное водоснабжение | ||
10.4 | Экологическое образование детей, реализация Программы "Общество. Личность. | администрация Ковдорского района | единственный исполнитель администрация Ковдорского района | 1998 | 2005 | 70 | 70 | 70 | пропаганда экологических знаний и просвещение молодежи | ||
ИТОГО: | 67 070 | 6 370 | 4 300 | 2070 | |||||||
11. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности Терского района | |||||||||||
11.1 | Экологическое воспитание в дошкольных и школьных учреждениях | администрация Терского района | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 25 | 25 | 25 | повышение уровня экологического образования | ||
ИТОГО: | 25 | 25 | 25 | ||||||||
12. Мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности Ловозерского района | |||||||||||
12.1 | Экологическое воспитание в дошкольных и школьных учреждениях | администрация муниципального образования Ловозерский район | единственный исполнитель | 1998 | 2005 | 150 | 50 | 50 | повышение уровня экологического образования | ||
ИТОГО: | 150 | 50 | 50 | ||||||||
ИТОГО по разделу I: | 120 451 | 13 421 | 8 300 | 5 121 | |||||||
II. Мониторинг и охрана окружающей среды |