ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2004 года N 76-ПП
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. I ЭТАП: - 2004 - 2006 ГОДЫ"
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 03.03.2006 N 74-ПП}
В целях формирования региональной структуры профессионального образования, отвечающей требованиям экономики и социальной сферы Мурманской области, создания на этой основе условий, необходимых для удовлетворения потребностей населения Мурманской области в доступных и востребованных видах и уровнях профессионального образования, во исполнение пункта 3.2 раздела 3 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Кадровое обеспечение Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. I этап: - 2004 - 2006 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить комитет по образованию Мурманской области государственным заказчиком - координатором региональной целевой Программы.
Комитету по образованию Мурманской области ежегодно представлять Правительству Мурманской области информацию о ходе реализации Программы.
3. Органам исполнительной власти Мурманской области - исполнителям соответствующих мероприятий Программы - обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области, Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области, Мурманскому областному комитету государственной статистики, Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области, руководителям учреждений профессионального образования и науки, предприятий и организаций Мурманской области принять участие в реализации согласованных мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. I ЭТАП: 2004 - 2006 ГОДЫ" МУРМАНСК 2006
ПАСПОРТ
региональной целевой программы Мурманской области
Наименование программы | "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года I этап - 2004-2006 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения | |
Государственный заказчик | комитет по образованию Мурманской области; |
Основные разработчики программы | рабочая группа в соответствии с приказом комитета по образованию Мурманской области от 18.02.2003 N 180-а "О создании межведомственной рабочей группы по разработке региональной целевой программы "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года" |
Цели и задачи программы | Цель: создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей населения Мурманской области в доступных видах и уровнях профессионального образования, соответствующихкадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | повышение уровня качества знаний выпускников учреждений профессионального образования Мурманской области ежегодно на 5%; |
Сроки и этапы реализации программы | 2004-2015 годы, в том числе: |
Источники и объемы финансирования | собственные средства исполнителей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | реализация Программы позволит: |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Программа разработана в соответствии с п. 3.2. раздела 3 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП, и решением от 21.12.2002 г. (протокол N 4) Комиссии по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
Программа направлена на формирование развитой региональной системы профессионального образования и подготовки кадров всех уровней и специальностей, адекватной потребностям рынка труда Мурманской области, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы региона.
Система профессионального образования и подготовки кадров Мурманской области включает в себя следующие уровни профессионального образования:
высшее и послевузовское профессиональное образование (далее ВПО), реализуется университетами, академиями и институтами;
среднее профессиональное образование (далее СПО), реализуется колледжами и техникумами;
начальное профессиональное образование (далее НПО), реализуется профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации, реализуется образовательными учреждениями различного уровня, а также учебными подразделениями предприятий и организаций.
Одной из серьёзнейших проблем системы профессионального образования Мурманской области является существенная диспропорция в объемах подготовки специалистов по уровням профессионального образования.
В таблице приведена структура подготовки кадров по состоянию на начало 2002 года, из которой следует, что доля молодых специалистов со средним и высшим профессиональным образованием в общем объеме выпускников системы профессионального образования Мурманской области составляет примерно 72%, а с начальным профессиональным образованием - только 28%.
Образовательные учреждения | Выпуск в 2001 году | Соотношение |
Учреждения начального профессионального образования | 3,7 | 28 |
Учреждения среднего профессионального образования | 3,5 | 26,7 |
Учреждения высшего профессионального образования | 5,9 | 45,3 |
Итого | 13,1 | 100 |
В общей потребности экономики и социальной сферы Мурманской области в кадрах, если учитывать при этом официально объявленные вакансии, рабочие профессии составляют в среднем примерно 74%, а профессии служащих и ИТР - 26%.
Следующей серьёзной проблемой является то, что в Мурманской области рынок образовательных услуг государственных и негосударственных учреждений профессионального образования очень слабо связан с рынком труда и формируется, в основном, с ориентацией на удовлетворение запросов личности абитуриентов и их родителей.
Данные по распределению студентов учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Мурманской области, указывают, что контингент студентов по направлениям непроизводственной сферы ("Гуманитарные науки", "Социальные науки", "Образование и педагогика", "Культура и искусство", "Экономика и управление") занимает почти 80% от всего контингента студентов вузов Мурманской области.
Среди 14 тысяч студентов учреждений среднего профессионального образования (УСПО) Мурманской области контингент студентов непроизводственных направлений составляет более 50% общего числа, что также не соответствует структуре потребности в кадрах экономики Мурманской области, в которой работники непроизводственной сферы составляют около 40%.
За последние годы отмечается существенное снижение профессионально -квалификационного уровня подготовки молодых кадров, в том числе в связи с недостаточным финансированием образовательных учреждений, устаревшей материальной базой, низкой оплатой труда педагогического персонала.
В представленной ниже таблице приведены данные по этому вопросу за 2001 и 2002 годы.
Годы | 2001 | 2002 | ||||
Уровень УПО | УВПО | УСПО | УНПО | УВПО | УСПО | УНПО |
Выпускников, обратившихся в СЗ | 530 | 915 | 1030 | 579 | 816 | 1061 |
% от выпуска | 9% | 26% | 28% | 13% | 21% | 30% |
Из них трудоустроено | 274 | 479 | 469 | 321 | 409 | 343 |
% от обратившихся | 51% | 52% | 45% | 55% | 50% | 32% |
Именно на этом направлении особенно остро прослеживается противоречие между социально-гуманитарными и профессиональными целями образования, между требованиями, предъявляемыми к выпускнику УПО обществом и требованиями, предъявляемыми работодателем.
В этой связи очень серьезные задачи встают перед профессиональной школой в части содержания образования, совершенствования действующих государственных стандартов и учебных программ, их соответствия требованиям и ожиданиям работодателя.
Актуальной становится задача развития системы непрерывного профессионального образования и образования взрослых.
Проблема воспроизводства молодых специалистов усложняется неблагоприятным развитием демографической ситуации как в России в целом, так и в Мурманской области.
За последние 12 лет область "потеряла" порядка 286,4 тыс. человек и на начало 2003 года численность постоянного населения составляла 890,5 тыс.человек. Основной причиной уменьшения численности населения остаётся миграционная убыль. В то же время продолжает сохраняться высокий уровень естественной убыли: число умерших в 1,3 раза превышает число родившихся. Уровень рождаемости в настоящее время не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, при котором происходит замещение поколений в отношении 1:1. За последние 5 лет число детей и подростков сократилось почти на 61 тыс. человек; их доля в общей численности населения составляет 16 процентов против 20,8 процента в 1997 году. Одновременно нарастает процесс старения населения.
Сформировавшиеся в регионе тенденции естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности. По прогнозным оценкам численность постоянного населения области к началу 2015 года составит около 800 тысяч человек.
Анализ данных по динамике контингента обучающихся образовательных учреждений Мурманской области, полученных на основании показателей рождаемости за период с 1982 по 2002 год, позволяет сделать вывод о том, что контингент выпускников учреждений общего образования, начиная с 2005 года, будет практически непрерывно уменьшаться и достигнет к 2015 году величины 6200 человек, что составит 42% от уровня 2001 года, причем, минимум выпуска из 9 класса будет наблюдаться уже в 2010 году (44% от уровня 2001 года), а из 11 класса - в 2012 году (40% от уровня 2001 года).
Контингент абитуриентов учреждений профессионального образования различного уровня уменьшиться к 2012 году примерно до 41% от уровня 2001 года, что приведет к избыточности мест в системе профессионального образования Мурманской области и необходимости её существенного реформирования.
Проблемы, связанные с формированием структуры подготовки кадров в системе профессионального образования, адекватной по уровням подготовки и номенклатуре специальностей структуре рынка труда Мурманской области, в немалой степени порождены отсутствием на федеральном и региональном уровнях достоверных статистических данных, позволяющих получить правдоподобный прогноз потребности в кадрах экономики и социальной сферы Мурманской области.
Противоречия между количеством официально объявленных вакансий и фактической востребованностью выпускников УПО указывает на то, что большую часть реальных вакансий предприятия и организации не указывают в официальных заявках .
В указанных условиях одним из эффективных подходов при решении задачи формирования прогноза регионального государственного заказа на подготовку кадров является подход, ориентированный на удовлетворение потребности населения Мурманской области, особенно учащейся молодежи, в доступных видах и уровнях профессионального образования с учетом востребованности молодых специалистов на региональном и общероссийском рынке труда.
Ниже приведены данные расчета потенциальной потребности в объемах планового приема в учреждения профессионального образования, полученные на основании прогноза изменения контингента выпускников учреждений общего образования Мурманской области с учетом известного среднестатистического соотношения поступающих в учреждения профессионального образования различного уровня.
Год | Выпуск из УОО | Прием в УНПО | Прием в УСПО | Прием в УВПО | ||
Всего | 9 класс | 11 класс | ||||
2004 | 13680 | 3630 | 10060 | 3820 | 4660 | 5330 |
2005 | 13210 | 3270 | 9940 | 3680 | 4500 | 5270 |
2006 | 12150 | 2910 | 9240 | 3400 | 4140 | 4900 |
2007 | 10890 | 2550 | 8330 | 3040 | 3700 | 4420 |
2008 | 9570 | 2150 | 7420 | 2660 | 3250 | 3930 |
2009 | 8370 | 1860 | 6510 | 2330 | 2850 | 3450 |
2010 | 7200 | 1720 | 5480 | 2000 | 2450 | 2900 |
2011 | 6500 | 1770 | 4730 | 1820 | 2220 | 2510 |
2012 | 6180 | 1780 | 4400 | 1730 | 2110 | 2330 |
2013 | 6330 | 1820 | 4520 | 1760 | 2150 | 2390 |
2014 | 6420 | 1870 | 4550 | 1790 | 2190 | 2410 |
2015 | 6190 | 1560 | 4640 | 1730 | 2110 | 2460 |