Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2004 года N 76-ПП

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. I ЭТАП: - 2004 - 2006 ГОДЫ"

{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 03.03.2006 N 74-ПП}

В целях формирования региональной структуры профессионального образования, отвечающей требованиям экономики и социальной сферы Мурманской области, создания на этой основе условий, необходимых для удовлетворения потребностей населения Мурманской области в доступных и востребованных видах и уровнях профессионального образования, во исполнение пункта 3.2 раздела 3 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП, Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Кадровое обеспечение Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. I этап: - 2004 - 2006 годы" (далее - Программа).

2. Утвердить комитет по образованию Мурманской области государственным заказчиком - координатором региональной целевой Программы.

Комитету по образованию Мурманской области ежегодно представлять Правительству Мурманской области информацию о ходе реализации Программы.

3. Органам исполнительной власти Мурманской области - исполнителям соответствующих мероприятий Программы - обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области, Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области, Мурманскому областному комитету государственной статистики, Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области, руководителям учреждений профессионального образования и науки, предприятий и организаций Мурманской области принять участие в реализации согласованных мероприятий Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Губернатора

Мурманской области

А.А.СЕЛИН

Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 12.03.2004 N 76-ПП
{в редакции постановления
Правительства Мурманской области
от 03.03.2006 N 74-ПП}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. I ЭТАП: 2004 - 2006 ГОДЫ" МУРМАНСК 2006


ПАСПОРТ

региональной целевой программы Мурманской области

Наименование программы

"Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года I этап - 2004-2006 годы"

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения
 (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года"

Государственный заказчик

комитет по образованию Мурманской области;

Основные разработчики программы

рабочая группа в соответствии с приказом комитета по образованию Мурманской области от 18.02.2003 N 180-а "О создании межведомственной рабочей группы по разработке региональной целевой программы "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года"

Цели и задачи программы

Цель: создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей населения Мурманской области в доступных видах и уровнях профессионального образования, соответствующихкадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области
 Задачи:
 сформировать систему прогнозирования регионального государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с кадровой структурой промышленности и социальной сферы Мурманской области с учетом востребованного населением Мурманской области количества мест планового приема в учреждения профессионального образования;

 обеспечить возможности оптимизации и развития системы профессионального образования Мурманской области с учетом реализации регионального государственного заказа на подготовку кадров

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

повышение уровня качества знаний выпускников учреждений профессионального образования Мурманской области ежегодно на 5%;

 процент работников образования Мурманской области, прошедших повышение квалификации;

 2004 г. - 10% от общего количества работников образования;

 2005 г. - 12%;

 2006 г. - 15%.

Сроки и этапы реализации программы

2004-2015 годы, в том числе:
 I этап:2004-2006 годы;

 II этап:2007-2010 годы;

 III этап: 2011-2015 годы

Источники и объемы финансирования

собственные средства исполнителей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

реализация Программы позволит:
 создать региональную систему формирования и размещения регионального государственного заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов с учетом потребностей населения Мурманской области в востребованных и доступных видах и уровнях профессионального образования;

 формировать региональную государственную систему профессионального образования, адекватную кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области;

 повысить социально-экономическую устойчивость региона за счет гарантированного обеспечения экономики и социальной сферы Мурманской области кадрами рабочих и специалистов

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Программа разработана в соответствии с п. 3.2. раздела 3 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП, и решением от 21.12.2002 г. (протокол N 4) Комиссии по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.

Программа направлена на формирование развитой региональной системы профессионального образования и подготовки кадров всех уровней и специальностей, адекватной потребностям рынка труда Мурманской области, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы региона.

Система профессионального образования и подготовки кадров Мурманской области включает в себя следующие уровни профессионального образования:

высшее и послевузовское профессиональное образование (далее ВПО), реализуется университетами, академиями и институтами;

среднее профессиональное образование (далее СПО), реализуется колледжами и техникумами;

начальное профессиональное образование (далее НПО), реализуется профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации, реализуется образовательными учреждениями различного уровня, а также учебными подразделениями предприятий и организаций.

Одной из серьёзнейших проблем системы профессионального образования Мурманской области является существенная диспропорция в объемах подготовки специалистов по уровням профессионального образования.

В таблице приведена структура подготовки кадров по состоянию на начало 2002 года, из которой следует, что доля молодых специалистов со средним и высшим профессиональным образованием в общем объеме выпускников системы профессионального образования Мурманской области составляет примерно 72%, а с начальным профессиональным образованием - только 28%.

Образовательные учреждения

Выпуск в 2001 году
 (тыс. чел.)

Соотношение
 %

Учреждения начального профессионального образования

3,7

28

Учреждения среднего профессионального образования

3,5

26,7

Учреждения высшего профессионального образования

5,9

45,3

Итого

13,1

100

В общей потребности экономики и социальной сферы Мурманской области в кадрах, если учитывать при этом официально объявленные вакансии, рабочие профессии составляют в среднем примерно 74%, а профессии служащих и ИТР - 26%.

Следующей серьёзной проблемой является то, что в Мурманской области рынок образовательных услуг государственных и негосударственных учреждений профессионального образования очень слабо связан с рынком труда и формируется, в основном, с ориентацией на удовлетворение запросов личности абитуриентов и их родителей.

Данные по распределению студентов учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Мурманской области, указывают, что контингент студентов по направлениям непроизводственной сферы ("Гуманитарные науки", "Социальные науки", "Образование и педагогика", "Культура и искусство", "Экономика и управление") занимает почти 80% от всего контингента студентов вузов Мурманской области.

Среди 14 тысяч студентов учреждений среднего профессионального образования (УСПО) Мурманской области контингент студентов непроизводственных направлений составляет более 50% общего числа, что также не соответствует структуре потребности в кадрах экономики Мурманской области, в которой работники непроизводственной сферы составляют около 40%.

За последние годы отмечается существенное снижение профессионально -квалификационного уровня подготовки молодых кадров, в том числе в связи с недостаточным финансированием образовательных учреждений, устаревшей материальной базой, низкой оплатой труда педагогического персонала.

В представленной ниже таблице приведены данные по этому вопросу за 2001 и 2002 годы.

Годы

2001

2002

Уровень УПО

УВПО

УСПО

УНПО

УВПО

УСПО

УНПО

Выпускников, обратившихся в СЗ

530

915

1030

579

816

1061

% от выпуска

9%

26%

28%

13%

21%

30%

Из них трудоустроено

274

479

469

321

409

343

% от обратившихся

51%

52%

45%

55%

50%

32%

Именно на этом направлении особенно остро прослеживается противоречие между социально-гуманитарными и профессиональными целями образования, между требованиями, предъявляемыми к выпускнику УПО обществом и требованиями, предъявляемыми работодателем.

В этой связи очень серьезные задачи встают перед профессиональной школой в части содержания образования, совершенствования действующих государственных стандартов и учебных программ, их соответствия требованиям и ожиданиям работодателя.

Актуальной становится задача развития системы непрерывного профессионального образования и образования взрослых.

Проблема воспроизводства молодых специалистов усложняется неблагоприятным развитием демографической ситуации как в России в целом, так и в Мурманской области.

За последние 12 лет область "потеряла" порядка 286,4 тыс. человек и на начало 2003 года численность постоянного населения составляла 890,5 тыс.человек. Основной причиной уменьшения численности населения остаётся миграционная убыль. В то же время продолжает сохраняться высокий уровень естественной убыли: число умерших в 1,3 раза превышает число родившихся. Уровень рождаемости в настоящее время не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, при котором происходит замещение поколений в отношении 1:1. За последние 5 лет число детей и подростков сократилось почти на 61 тыс. человек; их доля в общей численности населения составляет 16 процентов против 20,8 процента в 1997 году. Одновременно нарастает процесс старения населения.

Сформировавшиеся в регионе тенденции естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности. По прогнозным оценкам численность постоянного населения области к началу 2015 года составит около 800 тысяч человек.

Анализ данных по динамике контингента обучающихся образовательных учреждений Мурманской области, полученных на основании показателей рождаемости за период с 1982 по 2002 год, позволяет сделать вывод о том, что контингент выпускников учреждений общего образования, начиная с 2005 года, будет практически непрерывно уменьшаться и достигнет к 2015 году величины 6200 человек, что составит 42% от уровня 2001 года, причем, минимум выпуска из 9 класса будет наблюдаться уже в 2010 году (44% от уровня 2001 года), а из 11 класса - в 2012 году (40% от уровня 2001 года).

Контингент абитуриентов учреждений профессионального образования различного уровня уменьшиться к 2012 году примерно до 41% от уровня 2001 года, что приведет к избыточности мест в системе профессионального образования Мурманской области и необходимости её существенного реформирования.

Проблемы, связанные с формированием структуры подготовки кадров в системе профессионального образования, адекватной по уровням подготовки и номенклатуре специальностей структуре рынка труда Мурманской области, в немалой степени порождены отсутствием на федеральном и региональном уровнях достоверных статистических данных, позволяющих получить правдоподобный прогноз потребности в кадрах экономики и социальной сферы Мурманской области.

Противоречия между количеством официально объявленных вакансий и фактической востребованностью выпускников УПО указывает на то, что большую часть реальных вакансий предприятия и организации не указывают в официальных заявках .

В указанных условиях одним из эффективных подходов при решении задачи формирования прогноза регионального государственного заказа на подготовку кадров является подход, ориентированный на удовлетворение потребности населения Мурманской области, особенно учащейся молодежи, в доступных видах и уровнях профессионального образования с учетом востребованности молодых специалистов на региональном и общероссийском рынке труда.

Ниже приведены данные расчета потенциальной потребности в объемах планового приема в учреждения профессионального образования, полученные на основании прогноза изменения контингента выпускников учреждений общего образования Мурманской области с учетом известного среднестатистического соотношения поступающих в учреждения профессионального образования различного уровня.

Год

Выпуск из УОО

Прием в УНПО
 (дневная форма)

Прием в УСПО
 (по всем формам под-готовки)

Прием в УВПО
 (по всем формам под-готовки)

Всего

9 класс

11 класс

2004

13680

3630

10060

3820

4660

5330

2005

13210

3270

9940

3680

4500

5270

2006

12150

2910

9240

3400

4140

4900

2007

10890

2550

8330

3040

3700

4420

2008

9570

2150

7420

2660

3250

3930

2009

8370

1860

6510

2330

2850

3450

2010

7200

1720

5480

2000

2450

2900

2011

6500

1770

4730

1820

2220

2510

2012

6180

1780

4400

1730

2110

2330

2013

6330

1820

4520

1760

2150

2390

2014

6420

1870

4550

1790

2190

2410

2015

6190

1560

4640

1730

2110

2460

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»