Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой Программы «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы» (с изменениями на 23 мая 2013 года)



2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края

Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края, установленным постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3046 «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года».

Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы» является логическим продолжением Программы на 2009-2012 годы.

В рамках реализации Программы на 2009-2012 годы осуществлен целый комплекс программных мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка в Пермском крае.

В целях сокращения уровня преступности в Пермском крае основные усилия были сконцентрированы по следующим направлениям:

для снижения уровня уличной преступности и охраны общественного порядка внедрена комплексная автоматизированная информационно-аналитическая система «Безопасный город», которая позволяет предупреждать и раскрывать правонарушения в местах, где не требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции;

привлечение к деятельности по профилактике правонарушений частных охранных предприятий;

организация деятельности по разработке и внедрению технологий по ограничению влияния на криминогенную обстановку лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их реабилитации и адаптации;

организация дополнительной занятости для учащихся, состоящих на учете в «группе риска», находящихся в социально опасном положении;

обеспечение формирования компетентности граждан о способах и методах защиты жизни, здоровья и имущества от преступных посягательств и действиях при совершении против них правонарушений;

организация работы по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма.

Несмотря на принимаемые меры для снижения уровня преступности на территории Пермского края, благополучным положение назвать нельзя.

Стоит отметить, что на фоне общего снижения уровня преступности удельный вес (доля) таких категорий граждан, как лица, ранее судимые, несовершеннолетние лица, а также лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения, не изменяется, а в некоторых случаях наблюдается рост значений данных показателей.

Так, доля несовершеннолетних лиц в общем количестве лиц, совершивших преступления с 2009 по 2012 годы, снизилась незначительно с 7,9% до 6,9%, доля ранее судимых лиц, совершивших преступления, выросла с 33,5% в 2009 году до 37,9% в 2012 году, удельный вес лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, вырос с 23,2% в 2009 году до 26,3% в 2012 году.

Кроме того, увеличилась доля преступлений, совершенных в общественных местах, к общему количеству совершенных преступлений. В 2009 году она составляла 11%, а в 2012 году - 23,4%.

Существует несколько причин, которые негативно влияют на состояние общественной безопасности на территории Пермского края.

Одной из главных объективных причин остается наличие на территории Пермского края 44 исправительных учреждений, в том числе 6 следственных изоляторов - учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний.

По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, за 2011 год освободились из мест лишения свободы 12801 человек. После отбытия наказания основная часть ранее судимых граждан (около 80%) остается проживать в Пермском крае, при этом лишь незначительная их часть старается трудоустроиться.

Отчасти это связано с экономической ситуацией в стране и нежеланием работодателей принимать ранее судимых на работу. Существующий механизм квотирования рабочих мест не работает. Установленные Законом Пермской области от 05.11.2004 N 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» льготы не являются для работодателя привлекательными. В связи с этим необходимы новые пути решения вопроса о стимулировании работодателей к трудоустройству лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Одним из факторов, негативно влияющих на количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, является упразднение медицинских вытрезвителей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, в результате реформирования системы органов внутренних дел и сокращения численности личного состава снизилась плотность наружных нарядов патрульно-постовой службы, что привело к увеличению правонарушений, совершенных в общественных местах.

Рост преступности вызывает социальную напряженность, ведет к увеличению финансирования мероприятий по профилактике правонарушений, увеличивает расходы населения, организаций и предприятий Пермского края на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Необходима так называемая ранняя профилактика, когда основы законопослушного поведения закладываются с детства.

Основу профилактической работы среди подростков составляет организация досуга несовершеннолетних, являющаяся действенным методом предотвращения вовлечения их в противоправное поведение и группы деструктивной направленности.

В современных условиях важное значение имеет обеспечение доступности пользования физкультурно-оздоровительными учреждениями, клубами и кружками для детей из семей с низким уровнем дохода.

Актуальной является задача пропаганды здорового образа жизни.

В настоящее время остро встал вопрос о возрождении на новом уровне комплексной системы правового просвещения населения Пермского края. Не хватает не только информации о принимаемых в стране нормативных правовых актах, их разъяснений, но и элементарной справочной информации о местонахождении судебных, законодательных и исполнительных органов, способах обращения в них, получения консультаций. На территории Пермского края отсутствует наглядная информация о мероприятиях, проводимых для населения в рамках краевых программ.