ПЕРМСКОГО КРАЯ
от 4 февраля 2013 года N 163-ПК
О ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пермского края от 20.12.2023 N 265-ПК, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 22.12.2023).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пермского края
24 января 2013 года
(в ред. Закона Пермского края от 22.12.2014 N 417-ПК)
Настоящий Закон в целях совершенствования законодательства и обеспечения законности в правотворческой деятельности органов государственной власти Пермского края, противодействия коррупции, осуществления контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов Пермского края регулирует отношения по организации и проведению правового мониторинга органами государственной власти Пермского края.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и понятия:
правовой мониторинг - деятельность органов государственной власти Пермского края комплексного характера по сбору, анализу, обобщению и оценке информации о действующих на территории Пермского края нормативных правовых актах;
объект правового мониторинга - законы Пермского края; иные нормативные правовые акты Пермского края; несколько законов и(или) иных нормативных правовых актов Пермского края (правовой комплекс), имеющих единый предмет регулирования или похожих по характеру регулируемых ими прав и обязанностей (отраслевое законодательство или отдельные его институты);
субъект правового мониторинга - орган государственной власти Пермского края, осуществляющий правовой мониторинг в пределах своей компетенции или на основании полномочий, которыми он наделен нормативными правовыми актами;
инициатор правового мониторинга - орган или лицо, указанные в настоящем Законе, направившие субъекту правового мониторинга инициативу о проведении правового мониторинга;
участник правового мониторинга - орган или лицо, указанные в настоящем Законе, непосредственно участвующие в реализации мероприятий по проведению правового мониторинга.
Основными принципами проведения правового мониторинга являются:
непрерывность;
комплексность;
плановость;
целенаправленность;
гласность.
1. Целями правового мониторинга являются:
выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия законов и иных нормативных правовых актов Пермского края;
совершенствование законодательства Пермского края;
создание эффективного механизма правотворческого процесса в Пермском крае;
создание условий для получения, обобщения и анализа информации об исполнении и обеспечении контроля за исполнением нормативных правовых актов Пермского края;
анализ и оценка соответствия практики реализации нормативных правовых актов Пермского края планируемому результату правового регулирования;
соблюдение прав граждан в ходе исполнения нормативных правовых актов Пермского края.
2. Основными задачами правового мониторинга являются:
обеспечение систематизации законодательства Пермского края;
выявление коллизий между нормативными правовыми актами, входящими в правовую систему Пермского края;
выявление и восполнение пробелов в законодательстве Пермского края, в том числе определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации законов Пермского края и иных нормативных правовых актов Пермского края;
создание постоянно действующей системы обратной связи между законодателем и правоприменителем;
контроль за исполнением законов Пермского края и иных нормативных правовых актов Пермского края;
разработка предложений по совершенствованию правотворческого процесса.
Правовой мониторинг подразделяется на текущий, плановый и оперативный:
текущий - мониторинг нормативных правовых актов Пермского края, непрерывно проводимый субъектом правового мониторинга по вопросам, относящимся к его ведению;
плановый - мониторинг правоприменительной практики, проводимый субъектом правового мониторинга в отношении конкретного объекта правового мониторинга в соответствии с планом работы на соответствующий период;
оперативный - мониторинг нормативного правового акта Пермского края, проводимый субъектом правового мониторинга в течение первого года действия конкретного нормативного правового акта.
1. Субъектами правового мониторинга в Пермском крае являются: Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, исполнительные органы государственной власти Пермского края и иные государственные органы Пермского края.
2. Законодательное Собрание Пермского края осуществляет правовой мониторинг в форме контроля за реализацией Устава Пермского края, законов Пермского края и иных решений, принятых Законодательным Собранием Пермского края, в порядке, предусмотренном законодательством и Регламентом Законодательного Собрания Пермского края.
(абзац введен Законом Пермского края от 22.12.2014 N 417-ПК)
Координацию, планирование и контроль проведения правового мониторинга исполнительными органами государственной власти Пермского края осуществляет Правительство Пермского края.
3. Правовой акт субъекта правового мониторинга, регулирующий порядок проведения правового мониторинга субъектом правового мониторинга, должен определить в том числе:
1) вид правового мониторинга и цель его проведения;
2) непосредственных исполнителей проведения правового мониторинга;
3) срок проведения правового мониторинга;
4) порядок формирования плана проведения правового мониторинга;
5) формы участия в реализации мероприятий по проведению правового мониторинга;
6) виды информации, используемой при осуществлении правового мониторинга;
7) порядок осуществления контроля за реализацией результатов правового мониторинга.
В целях обеспечения проведения всестороннего и полного правового мониторинга могут создаваться рабочие группы из числа участников правового мониторинга.
Проведение правового мониторинга может сопровождаться проведением круглых столов, депутатских слушаний, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на исследование соответствующего вопроса.
4. При осуществлении правового мониторинга субъектами правового мониторинга используются следующие показатели:
1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) наличие нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, органов исполнительной власти Пермского края, иных государственных органов, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
3) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Пермского края, государственных органов Пермского края при издании нормативного правового акта;
4) искажение смысла положений федерального закона, закона Пермского края и(или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта;
5) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и их количество, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом и(или) независимыми экспертами;
6) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
7) коллизия норм права;
8) наличие ошибок юридико-технического характера;
9) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
10) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
11) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
12) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
13) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;
14) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
15) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
16) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;
17) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности;
18) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
19) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
20) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
21) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды.
5. При необходимости правовой мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым актом субъекта проведения правового мониторинга.
1. Инициаторами проведения правового мониторинга в Пермском крае являются:
депутаты, депутатские объединения, комитеты Законодательного Собрания Пермского края;
губернатор Пермского края;
Правительство Пермского края;
исполнительные органы государственной власти и иные государственные органы Пермского края;
Контрольно-счетная палата Пермского края;
органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края;
прокурор Пермского края;
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае;
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае;