Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2009 года N 8-п


Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.04.2018 N 170-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования, но не ранее 15 марта 2018 года.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 1 февраля 2010 года)
(редакция, действующая с 19 февраля 2010 года)

_________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2009 года N 165-п;

постановлением Правительства Пермского края от 20 апреля 2009 года N 235-п;

постановлением Правительства Пермского края от 13 июля 2009 года N 445-п;

постановлением Правительства Пермского края от 23 сентября 2009 года N 651-п;

постановлением Правительства Пермского края от 13 октября 2009 года N 730-п;

постановлением Правительства Пермского края от 9 ноября 2009 года N 811-п;

постановлением Правительства Пермского края от 4 декабря 2009 года N 910-п;

постановлением Правительства Пермского края от 1 февраля 2010 года N 43-п;

_________________________________________________

 


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и в целях принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы

Правительство Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году.

2. Министерству финансов Пермского края включить в реестр расходных обязательств Пермского края на 2009 год расходы на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в объемах, предусмотренных Программой, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

2(1). Определить Агентство по занятости населения Пермского края уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости. (пункт дополнен постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2009 года N 165-п)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Галицыну Т.В.


Председатель
Правительства края
 В.А.Сухих


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Пермского края
от 20 января 2009 года N 8-п
(в редакции постановлений
 Правительства Пермского края
 от 23 марта 2009 года N 165-п,
от 20 апреля 2009 года N 235-п,
от 13 июля 2009 года N 445-п,
от 23 сентября 2009 года N 651-п)


Программа
дополнительных мер по снижению напряженности
на рынке труда Пермского края в 2009 году


I. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края

Агентство по занятости населения Пермского края

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»,
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Участники Программы

Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, организации Пермского края, работники организаций, находящиеся под риском увольнения, незанятое население, безработные

Срок реализации Программы

2009 год

Этапы Программы

1 этап - февраль-апрель 2009 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы;
2 этап - май-декабрь 2009 г. - реализация мероприятий Программы

Цель Программы

Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Пермского края

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 941,38 млн. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 859,24 млн. рублей;
средства бюджета Пермского края - 82,14 млн. рублей

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне 3,0% (к численности экономически активного населения края) на конец 2009 года

Показатели результативности Программы

1. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) не менее 6,3 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения.
2. Организация общественных работ и временного трудоустройства для 41,1 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, незанятых и безработных граждан.
3. Организация малого предпринимательства и самозанятости не менее 1757 безработных граждан.
4. Оказание адресной финансовой поддержки не менее 100 жителям Пермского края, переехавшим в другую местность для замещения рабочих мест

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения Пермского края на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы согласно приложению 2 к Программе и Федеральной службой по труду и занятости.
Агентство по занятости населения Пермского края ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах субсидий из федерального бюджета краевому бюджету Пермского края на реализацию мер по поддержке рынка труда по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края

II. Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения программными методами


2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края


В IV квартале 2008 года и начале 2009 года на рынке труда Пермского края наметился целый ряд негативных тенденций, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.


2.1.1. Высвобождение работающих из экономики


В соответствии с уведомлениями, полученными государственными учреждениями центрами занятости населения городов и районов (далее - ГУ ЦЗН) от организаций Пермского края, в течение января-декабря 2008 года из организаций региона было высвобождено 13,8 тыс. работающих.

Начиная с октября 2008 года, организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией (на основании пунктов 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Общая численность работников, получивших в течение января-июля 2009 года предупреждения о планируемом высвобождении, составляет 33,3 тыс. чел. (в 3,4 раза выше аналогичного периода 2008 г.), в том числе в Перми - 10,8 тыс. чел. (33% общих объемов высвобождений по краю), Чайковском - 2,0 тыс. чел., Березниках - 1,8 тыс. чел., Лысьве - 1,6 тыс. чел., Краснокамске - 1,5 тыс. чел., Чусовом - 1,3 тыс. чел. Рост объемов высвобождений по сравнению с предыдущим годом отмечен во всех муниципальных образованиях края, кроме Красновишерского муниципального района (рис.1).

           

Наибольшая численность работников, получивших в течение 2009 года предупреждения о высвобождении, приходится на обрабатывающие производства (классы 15-37) - 13,2 тыс. чел./39,6%, из них класс 29 - «Производство машин и оборудования» - 3,3 тыс. чел., класс 31 - «Производство электрических машин и электрооборудования» - 2,5 тыс. чел., класс 27 - «Металлургическое производство» - 1,9 тыс. чел. По классам 40 - «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», 45 - «Строительство», 60 - «Деятельность сухопутного транспорта» объемы высвобождений превышают 1 тыс. чел.


2.1.2. Массовые высвобождения и неполная занятость


С октября 2008 года Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) осуществляется ежемесячный мониторинг массовых увольнений и неполной занятости работников.

По состоянию на 1 августа 2009 года массовые высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простое) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы наблюдаются в 43-х муниципальных образованиях Пермского края (из 48-ми).

Показатели массовых высвобождений и неполной занятости, которая является основным фактором риска потери работы, наиболее интенсивно возрастали в начале года, однако в последние месяцы стабилизировались:

по состоянию на 1 августа 2009 года в краевой перечень организаций, заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, входит 400 организаций с численностью работников 134,5 тыс. чел. - это 12% от численности занятого населения Пермского края. То есть процессы свертывания занятости не носят обвального характера;

в течение июля 17 предприятий города Перми вернулись в нормальный режим работы, среди них такие крупные, как Пермское отделение СвЖД (9 тыс. работающих), ОАО «Пермский моторный завод» (2,9 тыс. работающих);

всего за период проведения мониторинга из него исключено 71 предприятие в связи с нормализацией ситуации и снятием риска высвобождения работников;

численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, также стабилизировалась и составляет 5,9 тыс. чел. (январь - 8,8 тыс. чел.), работающих неполное рабочее время - 42,6 тыс. чел. (апрель - 60,0 тыс. чел.), численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, - 772 чел.


2.1.3. Задолженность по выплате заработной платы


По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 01 января 2009 года, в целом по краю суммарная задолженность составляла 70,9 млн. рублей, к началу июля она возросла в 2,5 раза и составила 173,9 млн. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 121,8 млн. рублей, в строительстве - 27,3 млн. рублей, в сельском хозяйстве и лесозаготовках - 17,0 млн. рублей.

Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 12,5 тыс. человек.


2.1.4. Состояние регистрируемого рынка труда


В период с 2005 года по ноябрь 2008 года состояние регистрируемого рынка труда Пермского края было достаточно стабильным. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости, колебалась в пределах 20-22 тыс. человек. Однако в декабре 2008 года произошел резкий скачок численности безработных (+ 6.9 тыс. чел.), который специалисты краевой службы занятости связывают, кроме нарастания кризисных явлений в экономике, с ростом привлекательности условий предоставления госуслуги по осуществлению социальных выплат безработным.

В начале 2009 года обострение ситуации на регистрируемом рынке труда региона продолжилось, однако в последние месяцы наметилась тенденция к сокращению численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных. На 01 августа она составила 47,4 тыс. чел. - по сравнению с пиковым значением на конец апреля (49,9 тыс. чел.) это ниже на 2490 чел. (минус 4,9%) - рис.2.

Уровень регистрируемой безработицы в регионе в последние месяцы сократился с 3,45 до 3,26%.      

Рис.2. Динамика показателей регистрируемой безработицы
в Пермском крае в январе-июле 2009 года


Однако данная тенденция пока очень неустойчива и находится под сильным влиянием процессов в сфере высвобождения: в середине июля были зафиксированы недельные колебания численности безработных, вызванные обращением в органы службы занятости населения для постановки на учет граждан, уволенных из организаций в июне.

В конце 2008 года и в I квартале 2009 года в экономике Пермского края резко упал спрос на рабочую силу. Однако с апреля отмечено существенное увеличение количества заявленных работодателями вакансий, которое по итогам 1 полугодия превысило показатели прошлого года (64,2 тыс. вакансий и 62,5 тыс. вакансий соответственно). Это позволило добиться увеличения объемов трудоустройства при посредничестве службы занятости в 1 полугодии 2009 года по сравнению с показателями прошлого года (44,2 тыс. чел. и 42,2 тыс. чел. соответственно), по безработным они возросли более существенно (20,7 тыс. чел. и 14,8 тыс. чел. соответственно).

Удалось стабилизировать и ситуацию в моноэкономических поселениях края: на конец июля 2009 года уровень регистрируемой безработицы ни в одном из них не превышал критических значений (Березники - 0,8%, Соликамск - 1,7%, Александровск - 2,4%, Чусовой - 2,5%, пос. Майский - 1,8%, с. УстьКачка - 0,8%, с. Платошино - 3,1%, пос. Уральский - 8,1%).


2.2. Прогноз на 2009 год


2.2.1. Динамика спроса на рабочую силу


По оценкам департамента экономического развития Аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождения работников по инициативе работодателей из экономики региона в 2009 году могут составить 40-50 тыс. чел. (2-3% от численности занятого населения), то есть окажутся в 3-4 раза выше сложившихся в последние годы объемов. Не меньший объем, то есть около 50 тыс. человек, составит сокращение численности работающих по другим причинам (увольнение по собственному желанию, расторжение контрактов по соглашению сторон и т.д.).

По отраслям экономики основной объем увольнений придется на обрабатывающие производства (20-30 тыс. чел.), торговлю (10-15 тыс. чел.), транспорт и связь (10-15 тыс. чел.), строительство (12 тыс. чел.).

По профессионально-квалификационным группам увольнения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (30-50% общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (20-30%).

Вместе с тем, в результате реализации ряда федеральных, краевых и муниципальных программ и проектов в отдельных видах деятельности и территориях будет создано ориентировочно 16 тыс. рабочих мест, однако это количество не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу в результате кризисных явлений в экономике.

Прогнозный баланс движения численности занятого населения Пермского края в 2009 году по видам экономической деятельности приведен в приложении 1 к Программе.

В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2009 году прогнозируется заметное ухудшение показателей занятости и общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) - среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) сократится до 1260-1240 тыс. чел., что соответствует уровню занятости менее 60%. Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 140-160 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 10-12% к численности экономически активного населения (август 2008 г. - 109 тыс. человек и 7,5%, май 2009 г. - 145,3 тыс.человек и 10,4% соответственно).


2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»