____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.04.2018 N 170-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования, но не ранее 15 марта 2018 года.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 1 февраля 2010 года)
(редакция, действующая с 19 февраля 2010 года)
_________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2009 года N 165-п;
постановлением Правительства Пермского края от 20 апреля 2009 года N 235-п;
постановлением Правительства Пермского края от 13 июля 2009 года N 445-п;
постановлением Правительства Пермского края от 23 сентября 2009 года N 651-п;
постановлением Правительства Пермского края от 13 октября 2009 года N 730-п;
постановлением Правительства Пермского края от 9 ноября 2009 года N 811-п;
постановлением Правительства Пермского края от 4 декабря 2009 года N 910-п;
постановлением Правительства Пермского края от 1 февраля 2010 года N 43-п;
_________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и в целях принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы
Правительство Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году.
2. Министерству финансов Пермского края включить в реестр расходных обязательств Пермского края на 2009 год расходы на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в объемах, предусмотренных Программой, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
2(1). Определить Агентство по занятости населения Пермского края уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости. (пункт дополнен постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2009 года N 165-п)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Галицыну Т.В.
Председатель
Правительства края
В.А.Сухих
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Пермского края
от 20 января 2009 года N 8-п
(в редакции постановлений
Правительства Пермского края
от 23 марта 2009 года N 165-п,
от 20 апреля 2009 года N 235-п,
от 13 июля 2009 года N 445-п,
от 23 сентября 2009 года N 651-п)
Программа
дополнительных мер по снижению напряженности
на рынке труда Пермского края в 2009 году
Наименование Программы | Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края | Агентство по занятости населения Пермского края |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», |
Участники Программы | Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, организации Пермского края, работники организаций, находящиеся под риском увольнения, незанятое население, безработные |
Срок реализации Программы | 2009 год |
Этапы Программы | 1 этап - февраль-апрель 2009 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы; |
Цель Программы | Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. |
Основные мероприятия Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 941,38 млн. рублей, в том числе: |
Целевой показатель Программы | Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне 3,0% (к численности экономически активного населения края) на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы | 1. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) не менее 6,3 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения. |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения Пермского края на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы согласно приложению 2 к Программе и Федеральной службой по труду и занятости. |
II. Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения программными методами
В IV квартале 2008 года и начале 2009 года на рынке труда Пермского края наметился целый ряд негативных тенденций, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.
В соответствии с уведомлениями, полученными государственными учреждениями центрами занятости населения городов и районов (далее - ГУ ЦЗН) от организаций Пермского края, в течение января-декабря 2008 года из организаций региона было высвобождено 13,8 тыс. работающих.
Начиная с октября 2008 года, организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией (на основании пунктов 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Общая численность работников, получивших в течение января-июля 2009 года предупреждения о планируемом высвобождении, составляет 33,3 тыс. чел. (в 3,4 раза выше аналогичного периода 2008 г.), в том числе в Перми - 10,8 тыс. чел. (33% общих объемов высвобождений по краю), Чайковском - 2,0 тыс. чел., Березниках - 1,8 тыс. чел., Лысьве - 1,6 тыс. чел., Краснокамске - 1,5 тыс. чел., Чусовом - 1,3 тыс. чел. Рост объемов высвобождений по сравнению с предыдущим годом отмечен во всех муниципальных образованиях края, кроме Красновишерского муниципального района (рис.1).
Наибольшая численность работников, получивших в течение 2009 года предупреждения о высвобождении, приходится на обрабатывающие производства (классы 15-37) - 13,2 тыс. чел./39,6%, из них класс 29 - «Производство машин и оборудования» - 3,3 тыс. чел., класс 31 - «Производство электрических машин и электрооборудования» - 2,5 тыс. чел., класс 27 - «Металлургическое производство» - 1,9 тыс. чел. По классам 40 - «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», 45 - «Строительство», 60 - «Деятельность сухопутного транспорта» объемы высвобождений превышают 1 тыс. чел.
С октября 2008 года Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) осуществляется ежемесячный мониторинг массовых увольнений и неполной занятости работников.
По состоянию на 1 августа 2009 года массовые высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простое) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы наблюдаются в 43-х муниципальных образованиях Пермского края (из 48-ми).
Показатели массовых высвобождений и неполной занятости, которая является основным фактором риска потери работы, наиболее интенсивно возрастали в начале года, однако в последние месяцы стабилизировались:
по состоянию на 1 августа 2009 года в краевой перечень организаций, заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, входит 400 организаций с численностью работников 134,5 тыс. чел. - это 12% от численности занятого населения Пермского края. То есть процессы свертывания занятости не носят обвального характера;
в течение июля 17 предприятий города Перми вернулись в нормальный режим работы, среди них такие крупные, как Пермское отделение СвЖД (9 тыс. работающих), ОАО «Пермский моторный завод» (2,9 тыс. работающих);
всего за период проведения мониторинга из него исключено 71 предприятие в связи с нормализацией ситуации и снятием риска высвобождения работников;
численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, также стабилизировалась и составляет 5,9 тыс. чел. (январь - 8,8 тыс. чел.), работающих неполное рабочее время - 42,6 тыс. чел. (апрель - 60,0 тыс. чел.), численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, - 772 чел.
По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 01 января 2009 года, в целом по краю суммарная задолженность составляла 70,9 млн. рублей, к началу июля она возросла в 2,5 раза и составила 173,9 млн. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 121,8 млн. рублей, в строительстве - 27,3 млн. рублей, в сельском хозяйстве и лесозаготовках - 17,0 млн. рублей.
Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 12,5 тыс. человек.
В период с 2005 года по ноябрь 2008 года состояние регистрируемого рынка труда Пермского края было достаточно стабильным. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости, колебалась в пределах 20-22 тыс. человек. Однако в декабре 2008 года произошел резкий скачок численности безработных (+ 6.9 тыс. чел.), который специалисты краевой службы занятости связывают, кроме нарастания кризисных явлений в экономике, с ростом привлекательности условий предоставления госуслуги по осуществлению социальных выплат безработным.
В начале 2009 года обострение ситуации на регистрируемом рынке труда региона продолжилось, однако в последние месяцы наметилась тенденция к сокращению численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных. На 01 августа она составила 47,4 тыс. чел. - по сравнению с пиковым значением на конец апреля (49,9 тыс. чел.) это ниже на 2490 чел. (минус 4,9%) - рис.2.
Уровень регистрируемой безработицы в регионе в последние месяцы сократился с 3,45 до 3,26%.
Рис.2. Динамика показателей регистрируемой безработицы
в Пермском крае в январе-июле 2009 года
Однако данная тенденция пока очень неустойчива и находится под сильным влиянием процессов в сфере высвобождения: в середине июля были зафиксированы недельные колебания численности безработных, вызванные обращением в органы службы занятости населения для постановки на учет граждан, уволенных из организаций в июне.
В конце 2008 года и в I квартале 2009 года в экономике Пермского края резко упал спрос на рабочую силу. Однако с апреля отмечено существенное увеличение количества заявленных работодателями вакансий, которое по итогам 1 полугодия превысило показатели прошлого года (64,2 тыс. вакансий и 62,5 тыс. вакансий соответственно). Это позволило добиться увеличения объемов трудоустройства при посредничестве службы занятости в 1 полугодии 2009 года по сравнению с показателями прошлого года (44,2 тыс. чел. и 42,2 тыс. чел. соответственно), по безработным они возросли более существенно (20,7 тыс. чел. и 14,8 тыс. чел. соответственно).
Удалось стабилизировать и ситуацию в моноэкономических поселениях края: на конец июля 2009 года уровень регистрируемой безработицы ни в одном из них не превышал критических значений (Березники - 0,8%, Соликамск - 1,7%, Александровск - 2,4%, Чусовой - 2,5%, пос. Майский - 1,8%, с. УстьКачка - 0,8%, с. Платошино - 3,1%, пос. Уральский - 8,1%).
По оценкам департамента экономического развития Аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождения работников по инициативе работодателей из экономики региона в 2009 году могут составить 40-50 тыс. чел. (2-3% от численности занятого населения), то есть окажутся в 3-4 раза выше сложившихся в последние годы объемов. Не меньший объем, то есть около 50 тыс. человек, составит сокращение численности работающих по другим причинам (увольнение по собственному желанию, расторжение контрактов по соглашению сторон и т.д.).
По отраслям экономики основной объем увольнений придется на обрабатывающие производства (20-30 тыс. чел.), торговлю (10-15 тыс. чел.), транспорт и связь (10-15 тыс. чел.), строительство (12 тыс. чел.).
По профессионально-квалификационным группам увольнения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (30-50% общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (20-30%).
Вместе с тем, в результате реализации ряда федеральных, краевых и муниципальных программ и проектов в отдельных видах деятельности и территориях будет создано ориентировочно 16 тыс. рабочих мест, однако это количество не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу в результате кризисных явлений в экономике.
Прогнозный баланс движения численности занятого населения Пермского края в 2009 году по видам экономической деятельности приведен в приложении 1 к Программе.
В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2009 году прогнозируется заметное ухудшение показателей занятости и общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) - среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) сократится до 1260-1240 тыс. чел., что соответствует уровню занятости менее 60%. Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 140-160 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 10-12% к численности экономически активного населения (август 2008 г. - 109 тыс. человек и 7,5%, май 2009 г. - 145,3 тыс.человек и 10,4% соответственно).