2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации, на территории которого в настоящее время проживают представители более 120 народов. В условиях стремительного протекания глобализационных процессов на сегодняшний день остро стоит вопрос сохранения и развития этнокультурного наследия региона, создания условий для реализации прав граждан на сохранение этнокультурной самобытности, пользование родным языком, приобщение к родной культуре, а также профилактики проявлений этнического экстремизма.
Современное состояние и задачи перспективного развития Пермского края обуславливают новые концептуальные подходы к формированию государственной национальной политики прежде всего в части признания того, что в этническом многообразии заключается большой потенциал и важнейший ресурс для дальнейшего продвижения региона.
Повышение роли этнокультурных сообществ в социальном партнерстве, межнациональном сотрудничестве и социализации этнокультурных групп, а также в минимизации уровня конфликтности в сфере межэтнических отношений в конечном счете способствует общественной стабильности, повышению уровня и качества жизни в крае, улучшению его инвестиционной привлекательности.
Вектор развития межнациональных отношений в регионе позитивный. На основе данных социологического мониторинга зафиксирована устойчивая тенденция снижения уровня социальной напряженности, вызванной межнациональными противоречиями. В сентябре 2007 года 87,9% опрошенных отметили отсутствие конфликтов на почве межэтнических противоречий на бытовом уровне. В ноябре 2007 года 90,7% респондентов отметили отсутствие национальных конфликтов на межнациональной почве (за аналогичный период 2006 года эта цифра составляла 83%). В июле 2008 года этот показатель улучшился и составил 92,1%. Мониторинговые социологические опросы подтверждают достаточно высокий процент граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих этнокультурных потребностей: в июне 2008 года 86,9% опрошенных удовлетворены имеющимися возможностями реализации своих этнических потребностей, что превышает на 12,7% данный показатель в 2007 году.
Однако в сфере межэтнических отношений имеются скрытые факторы напряженности, обусловленные в первую очередь обновлением этнической структуры края. Миграционные процессы последних десяти лет привели к значительному изменению этнического ландшафта Пермского края и постановке новых задач перед органами власти в сфере национальных отношений. В настоящее время идет активное формирование новых этнических диаспор за счет трудовых мигрантов. За последние годы существенно увеличилась численность в крае азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков, киргизов, китайцев и представителей других народов. За 1-е полугодие 2008 года количество выданных Управлением Федеральной миграционной службы по Пермскому краю разрешений на привлечение и использование труда иностранных граждан стран СНГ более чем в 21 раз превышает годовые показатели 2006 года.
При этом, по данным социологических исследований, только 60,2% приезжающих полностью владеет русским языком. Лишь 41% пермяков с пониманием относится к мигрантам. 30,5% мигрантов, имеющих собственное жилье, считают, что пермяки к ним относятся плохо. Сохраняется достаточно высокий уровень напряженности по отношению к представителям ряда новых этнических диаспор среди молодежи.
Таким образом, современная миграционная ситуация является наиболее сложной и потенциально конфликтогенной и актуализирует разработку комплекса мер по прогнозированию и регулированию миграционных процессов. В связи с чем особое значение приобретает задача содействия интеграции и социальной адаптации представителей новых этнических диаспор в местное региональное сообщество и снятия противоречий в их взаимоотношениях с коренными жителями.
Актуальными и социально значимыми для позитивного развития сферы национальных отношений в Пермском крае являются следующие проблемы:
проблема русской этнической культуры, обусловленная численностью русского населения (по данным Всероссийской переписи 2002 года - 85% от всего населения края), а также слабой сохраненностью традиций в сравнении с традиционными культурами других народов. Кроме того, данная проблема в связи с кризисом русской этничности является предметом разыгрывания различными политическими силами, националистическими организациями «национальной карты» и может спровоцировать риски в сфере межнациональных отношений в крае;
проблема финно-угорских народов, в первую очередь коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых пермская земля является исконным и единственным местом проживания. Сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа закреплено на уровне государственных гарантий в статье 42 Устава Пермского края. В соответствии с данной статьей органы государственной власти края обязаны обеспечить условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных этнических составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа. В условиях первого периода, следующего за объединением двух субъектов Российской Федерации, данная задача имеет особую социальную остроту и значимость и органы государственной власти должны продемонстрировать реальную способность по выполнению обязанностей в отношении коми-пермяцкого народа, возложенных на них Уставом Пермского края;
проблема тюркских народов, в том числе сохранение и развитие пермских татар и башкир, численность которых составляет более 7% от всего населения края и которые наиболее активно заявляют о своих этнокультурных потребностях. На территории Пермского края сложилась уникальная этническая ситуация взаимопроникновения татарской и башкирской культур, в условиях которой формируется самобытная этническая общность татар и башкир. Комплекс мер по созданию условий для удовлетворения этнокультурных потребностей татарского и башкирского населения, проживающего в крае, позволит предотвратить влияние извне и минимизировать проявления межэтнической розни;
проблема профилактики, недопущения проявлений этнического экстремизма, формирования толерантности обусловлена необходимостью консолидации пермского полиэтничного сообщества с учетом значительного обновления этнической структуры края за счет интенсивно развивающихся в крае миграционных процессов.
Эффективность регулирования этих проблем в практическом плане предусмотрена приоритетами и структурой Программы.
В Пермском крае накоплен большой опыт по развитию и гармонизации национальных отношений программно-целевым методом, который неоднократно отмечался на всероссийском уровне (2).
_________________________________________
(2) См.: Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации. Сборник материалов Министерства регионального развития РФ. Т.1. М. Издательство «Проспект», 2005.
Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации. Сборник материалов Министерства регионального развития РФ. Т. II. М. Издательство «Проспект», 2006.
Государственная национальная политика и интеграция соотечественников. Сборник материалов Министерства регионального развития РФ. Т. II. М. Издательство «Проспект», 2007.
_________________________________________
Системность и комплексность деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере межэтнических отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых целевых программах. С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России Программа поддержки развития национальных культур, реализовано четыре программы. С принятием Закона Пермской области от 18.08.2003 N 942-185 «Об областной целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы» вопросы развития и гармонизации национальных отношений были включены в перечень государственных полномочий Пермского края.
Главным результатом реализации данной Программы является сохранение этнополитической стабильности в регионе. Важен и накопленный позитивный опыт практического воссоздания национальных традиций разных народов края, которые в новых, кардинально изменившихся условиях не утрачивают своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни. Сохранение народной культуры является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в подростковой и молодежной среде, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации национальных отношений, минимизации рисков в этой сфере. Решались и такие проблемы, как восстановление и развитие социально-культурного потенциала сельских территорий, организация занятости населения.
Благодаря Программе работа по сохранению самобытности народов края, а также по профилактике проявлений этнического экстремизма приобрела системный характер, оформилась в качестве одного из стратегических направлений развития социально-экономической сферы края, получила широкий общественный резонанс в других регионах России.
Применение программных средств и методов позволило качественно улучшить и увеличить количество мероприятий с этнической тематикой, разработать и внедрять систему мер по профилактике этнического экстремизма, издавать книги, учебники, диски и другую продукцию о самобытности народов края, а также электронные и печатные средства массовой информации на родных языках народов края.
В рамках Программы получили развитие школы с изучением родных языков, национальные народные праздники и фольклорные фестивали, региональные творческие мастерские и выставки по народным промыслам и ремеслам, ежегодный Пермский межрегиональный форум «Русский Мир», Общественная приемная для мигрантов, Школа русского языка для представителей новых этнических групп, этнографические экспедиции, конференции, детские профильные лагеря.
Новая Программа является следующим этапом реализации государственной национальной политики в Пермском крае. Включенные в эту Программу проекты и комплексы мероприятий направлены на решение системных вопросов развития национальных отношений в крае с целью создания реальных условий для сохранения этнической идентичности народов, проживающих на его территории, внедрение новых технологий профилактики этнического экстремизма и формирование толерантного поведения у жителей региона. Программа позволит привлечь дополнительные источники финансирования, использовать потенциал бизнес-структур, хозяйствующих субъектов, общественных институтов, расширить ресурсные возможности развития сферы межэтнических отношений и, таким образом, обеспечит мобилизацию финансовых и организационных ресурсов. Программа станет катализатором новых «точек роста» в сфере национальных отношений и позволит систематизировать каждодневную работу государственных и муниципальных структур, учреждений культуры, образования, общественных институтов, института семьи по сохранению межнационального мира и согласия в крае. В отличие от предыдущих целевых программ данная Программа предусматривает не просто систему мер по «поддержке», а инфраструктурное развитие этнокультурных процессов в Пермском крае. В связи с чем в Программе осуществлен переход к:
политике проектно-целевого и инфраструктурного финансирования развития сферы национальных отношений в крае;
формированию региональных стратегий этнокультурного развития;