Недействующий


ЗАКОН

ПЕРМСКОГО КРАЯ

от 9 марта 2006 года № 2891-653


Об областной целевой программе "Семья
и дети Прикамья на 2006-2010 годы"

(с изменениями на 19 декабря 2006 года)
_____________________________________________
Утратил силу с 31 марта 2007 года на основании
Закона Пермского края от 13 марта 2007 года № 15-ПК
______________________________________________


Принят Законодательным Собранием
Пермской области 16 февраля 2006 года

______________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермского края от 1 сентября 2006 года № 3222-736

Законом Пермского края от 12 октября 2006 года № 3267-747

Законом Пермского края от 19 декабря 2006 года N 3384-788 ("Российская газета", N 14, 25.01.2007)

______________________________________________________     

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Семья и дети Прикамья  на 2006-2010 годы» (прилагается).


Статья 2


Объем финансирования областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» на 2006 год определяется Законом Пермской области «О бюджете Пермской области на 2006 год» отдельной строкой.

Объемы финансирования на последующие периоды определяются законами Пермского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.


Статья 3


Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.


Статья 4

  

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

ГубернаторПермского края
О.А.Чиркунов

 текст документа сверен по:

 рассылка

 

Приложение
к Закону Пермского края
от 09 марта 2006 года № 2891-653
(в редакции Закона Пермского края
от 12 октября 2006 года № 3267-747, от 19 декабря 2006 года N 3384-788)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЬЯ И ДЕТИ ПРИКАМЬЯ НА 2006-2010 ГОДЫ»


I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы

Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта)

Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 29.09.2005 № 2533  «О концепции областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы»;

п. 1.2 постановления Законодательного Собрания Пермской области от 19.08.2005 № 2455  «О предложениях по финансированию областных целевых программ в 2006 году»;

распоряжение губернатора Пермской области  от 23.04.2005 № 189-р «Об утверждении состава рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы «Семья и дети Прикамья» на 2006-2010 годы»

Государственный заказчик Программы

Администрация Пермской области

Основные разработчики Программы

Департамент развития человеческого потенциала области, исполнительные органы государственной власти области, общественные организации

Руководитель Программы

Заместитель губернатора области, председатель департамента развития человеческого потенциала области

Исполнители Программы

Департаменты: развития человеческого потенциала, социального развития, образования, культуры и искусства, здравоохранения области; комитеты: по физической культуре и спорту, по молодежной политике области; органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов области

Участники Программы

Организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий

Перечень подпрограмм:

Право ребенка на жизнь и здоровье

Право ребенка на семью

Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности

Цель Программы

Улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области

Задачи Программы

Создание законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей в области, повышения социального статуса семей с детьми в области

Важнейшие целевые показатели Программы

Младенческая смертность

Материнская смертность

Перинатальная смертность

Доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей

Уровень детской инвалидности

Количество семей, находящихся в социально опасном положении

Доля повторно выявленных безнадзорных детей от общего количества безнадзорных детей

Доля несовершеннолетних, устроенных на работу или учебу, к общему числу не обучающихся и не работающих детей

Количество несовершеннолетних, повторно совершивших преступления

Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от вновь выявленных

Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников

Доля детей, ставших победителями и призерами окружного, российского, международного уровней от общего количества детей, получающих дополнительное образование (в т.ч. музыкальных школ и школ искусств)

Сокращение бюджетных расходов

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем (в редакции Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 3267-747)

Сроки и этапы реализации Программы

2006-2010 годы

I этап - 2006-2007 годы

II этап - 2008-2010 годы

Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования

Общая потребность финансового обеспечения из бюджета области на 2006-2010 годы - 384000 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, в том числе: в 2006 г. - 71000  тыс. руб., в 2007 г. - 73000 тыс. руб.,  в 2008 г. - 75000 тыс. руб., в 2009 г. - 80000  тыс. руб., в 2010 г. - 85000 тыс. руб.

Дополнительные источники финансирования: средства из федерального бюджета (федеральная целевая программа «Дети России»), местных бюджетов, финансирование по грантам российских и зарубежных фондов, привлеченные средства

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание системы профилактики нарушений прав детей на сохранение здоровья, воспитание в семье и благоприятное развитие

Создание современной нормативной базы, адекватной целям и задачам Программы

Создание эффективной системы управления социальными процессами в сфере семьи и детства

Обеспечение приоритетности профилактической направленности мероприятий над прямыми затратными мерами, что позволит минимизировать и сделать более эффективной систему финансирования

Создание системы привлечения новых агентов на рынок социальных услуг для семьи и детей из негосударственного сектора, большая доступность рынка предоставляемых услуг

Создание эффективной кадровой и материально-технической базы, адекватной целям и задачам Программы

Снижение на 1% материнской, на 0,7% перинатальной и на 0,3% младенческой смертности

Снижение на 10% темпов роста общей заболеваемости (2005 г. - 88%) и на 0,6% - инвалидизации детей на 1000 детского населения (2005 г. - 18,8)

Уменьшение на 25% доли семей, находящихся в социально опасном положении (по отношению к 2005 г. - 10740 чел.)

 Снижение на 6% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рост числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от вновь выявленных), на 10% (2005 г. - 72%)

Снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 23% (к уровню 2005 г. - 3899 чел.)

Увеличение на 11% доли несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных, к общему числу не работающих и не обучающихся детей (2005 г. - 19%)

Снижение на 15% численности несовершеннолетних, ранее совершивших преступления (2005 г. - 952 чел.)

Увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5% (2005 г. - 2,5%)

Сокращение бюджетных расходов на 400,2 млн. руб.

Снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жильем (в редакции Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 3267-747)

Организация контроля за реализацией Программы


II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Областная целевая программа «Семья и дети Прикамья» на 2006-2010 годы (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие.

Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства.


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ


Программа разработана в развитие областных целевых программ «Дети Прикамья», «Семья и дети Прикамья», которые последовательно реализуются с 1992 г. по настоящее время.

Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.

О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:

снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7; показатель по Российской Федерации за 2004 год - 23,5);

снижен показатель перинатальной смертности до 10,2‰ (2002 г. - 11,9‰, 2003 г. - 10,5‰; показатель по Российской Федерации за 2003 г. - 11,27 ‰);

снижен показатель младенческой смертности до 11,5 ‰ (2002 г. - 13,9‰, 2003 г. - 13,9‰, показатель по Российской Федерации за 2004 г. - 11,6 ‰);

уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10539 чел. (2002 г. - 12421, 2003 г. - 11608);

увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12301 чел.,  2003 г. - 11169 чел.);

создана комплексная система учреждений социальной поддержки семей и детей;

уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;

увеличилось количество детей - участников Всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия, что позитивно влияет на формирование положительного имиджа Пермской области.

Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:

снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации, патологии и инвалидизации детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);

ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%; 2004 г. - 16,1%);

увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);

увеличение процента «социальных сирот» в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);

сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 г. - 27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);

высокий уровень суициадальной активности детского населения (2003 г. - 48 и 115, 2004 г.- 53 завершенных и 213 суицидальных попыток  соответственно);

сохранение высокого процента не занятых несовершеннолетних (не учащихся, не работающих).

Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:

отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;

незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление, а также переноса «центра тяжести» с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;

отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной «группой риска», воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.

Эти недостатки, помимо негативных социальных показателей, приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(1)

_________________________

(1) Расчет произведен Пермской гражданской палатой / см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области / сб. мат. по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004. С. 4.

Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2% от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в области. Вместе с тем, на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных учреждений и другие, приходится 76%.(2)

_________________________

(2) Расчет произведен Высшей школой экономики / см. Отчет о научно-исследовательской работе / Центр прикладной экономики Высшей школы экономики. Пермь, 2004. С. 48.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.

Перераспределение денежных средств и направление их непосредственно на профилактику нарушений здоровья и развития детей, особенно на раннюю профилактику,  приведет к снижению бюджетных расходов на 400,2 млн. руб. за  5 лет реализации Программы.

Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.

IV. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области, оптимизация бюджетных расходов.

Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, экономических,  технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышение социального статуса семей с детьми в области.

Структура программных мероприятий состоит из трех проблемных блоков, обеспечивающих реализацию основных, базовых прав ребенка:

1. Право ребенка на жизнь и здоровье.

2. Право ребенка на семью.

3. Право ребенка на развитие и  сохранение индивидуальности.


V.СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы.

Мероприятия подпрограммы «Право ребенка на жизнь и здоровье» направлены на улучшение комплексных показателей физического, психического и социального здоровья детей и предусматривают:

создание и внедрение технологий ранней профилактики заболеваемости и инвалидности детей;

обеспечение доступности диагностических медицинских услуг, предупреждающих рождение детей с наследственной и врожденной патологией, оснащение генетических консультаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»