(с изменениями на 19 декабря 2006 года)
_____________________________________________
Утратил силу с 31 марта 2007 года на основании
Закона Пермского края от 13 марта 2007 года № 15-ПК
______________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 16 февраля 2006 года
______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 1 сентября 2006 года № 3222-736
Законом Пермского края от 12 октября 2006 года № 3267-747
Законом Пермского края от 19 декабря 2006 года N 3384-788 ("Российская газета", N 14, 25.01.2007)
______________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» (прилагается).
Статья 2
Объем финансирования областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» на 2006 год определяется Законом Пермской области «О бюджете Пермской области на 2006 год» отдельной строкой.
Объемы финансирования на последующие периоды определяются законами Пермского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Статья 3
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
ГубернаторПермского края
О.А.Чиркунов
текст документа сверен по:
рассылка
Приложение
к Закону Пермского края
от 09 марта 2006 года № 2891-653
(в редакции Закона Пермского края
от 12 октября 2006 года № 3267-747, от 19 декабря 2006 года N 3384-788)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЬЯ И ДЕТИ ПРИКАМЬЯ НА 2006-2010 ГОДЫ»
Наименование Программы | Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы |
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) | Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 29.09.2005 № 2533 «О концепции областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы»; п. 1.2 постановления Законодательного Собрания Пермской области от 19.08.2005 № 2455 «О предложениях по финансированию областных целевых программ в 2006 году»; распоряжение губернатора Пермской области от 23.04.2005 № 189-р «Об утверждении состава рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы «Семья и дети Прикамья» на 2006-2010 годы» |
Государственный заказчик Программы | Администрация Пермской области |
Основные разработчики Программы | Департамент развития человеческого потенциала области, исполнительные органы государственной власти области, общественные организации |
Руководитель Программы | Заместитель губернатора области, председатель департамента развития человеческого потенциала области |
Исполнители Программы | Департаменты: развития человеческого потенциала, социального развития, образования, культуры и искусства, здравоохранения области; комитеты: по физической культуре и спорту, по молодежной политике области; органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов области |
Участники Программы | Организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий |
Перечень подпрограмм: | Право ребенка на жизнь и здоровье Право ребенка на семью Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности |
Цель Программы | Улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области |
Задачи Программы | Создание законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей в области, повышения социального статуса семей с детьми в области |
Важнейшие целевые показатели Программы | Младенческая смертность Материнская смертность Перинатальная смертность Доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей Уровень детской инвалидности Количество семей, находящихся в социально опасном положении Доля повторно выявленных безнадзорных детей от общего количества безнадзорных детей Доля несовершеннолетних, устроенных на работу или учебу, к общему числу не обучающихся и не работающих детей Количество несовершеннолетних, повторно совершивших преступления Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от вновь выявленных Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников Доля детей, ставших победителями и призерами окружного, российского, международного уровней от общего количества детей, получающих дополнительное образование (в т.ч. музыкальных школ и школ искусств) Сокращение бюджетных расходов Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем (в редакции Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 3267-747) |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2010 годы I этап - 2006-2007 годы II этап - 2008-2010 годы |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Общая потребность финансового обеспечения из бюджета области на 2006-2010 годы - 384000 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, в том числе: в 2006 г. - 71000 тыс. руб., в 2007 г. - 73000 тыс. руб., в 2008 г. - 75000 тыс. руб., в 2009 г. - 80000 тыс. руб., в 2010 г. - 85000 тыс. руб. Дополнительные источники финансирования: средства из федерального бюджета (федеральная целевая программа «Дети России»), местных бюджетов, финансирование по грантам российских и зарубежных фондов, привлеченные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Создание системы профилактики нарушений прав детей на сохранение здоровья, воспитание в семье и благоприятное развитие Создание современной нормативной базы, адекватной целям и задачам Программы Создание эффективной системы управления социальными процессами в сфере семьи и детства Обеспечение приоритетности профилактической направленности мероприятий над прямыми затратными мерами, что позволит минимизировать и сделать более эффективной систему финансирования Создание системы привлечения новых агентов на рынок социальных услуг для семьи и детей из негосударственного сектора, большая доступность рынка предоставляемых услуг Создание эффективной кадровой и материально-технической базы, адекватной целям и задачам Программы Снижение на 1% материнской, на 0,7% перинатальной и на 0,3% младенческой смертности Снижение на 10% темпов роста общей заболеваемости (2005 г. - 88%) и на 0,6% - инвалидизации детей на 1000 детского населения (2005 г. - 18,8) Уменьшение на 25% доли семей, находящихся в социально опасном положении (по отношению к 2005 г. - 10740 чел.) Снижение на 6% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рост числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от вновь выявленных), на 10% (2005 г. - 72%) Снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 23% (к уровню 2005 г. - 3899 чел.) Увеличение на 11% доли несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных, к общему числу не работающих и не обучающихся детей (2005 г. - 19%) Снижение на 15% численности несовершеннолетних, ранее совершивших преступления (2005 г. - 952 чел.) Увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5% (2005 г. - 2,5%) Сокращение бюджетных расходов на 400,2 млн. руб. Снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жильем (в редакции Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 3267-747) |
Организация контроля за реализацией Программы |
Областная целевая программа «Семья и дети Прикамья» на 2006-2010 годы (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства.
Программа разработана в развитие областных целевых программ «Дети Прикамья», «Семья и дети Прикамья», которые последовательно реализуются с 1992 г. по настоящее время.
Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.
О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:
снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7; показатель по Российской Федерации за 2004 год - 23,5);
снижен показатель перинатальной смертности до 10,2‰ (2002 г. - 11,9‰, 2003 г. - 10,5‰; показатель по Российской Федерации за 2003 г. - 11,27 ‰);
снижен показатель младенческой смертности до 11,5 ‰ (2002 г. - 13,9‰, 2003 г. - 13,9‰, показатель по Российской Федерации за 2004 г. - 11,6 ‰);
уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10539 чел. (2002 г. - 12421, 2003 г. - 11608);
увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12301 чел., 2003 г. - 11169 чел.);
создана комплексная система учреждений социальной поддержки семей и детей;
уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
увеличилось количество детей - участников Всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия, что позитивно влияет на формирование положительного имиджа Пермской области.
Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:
снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации, патологии и инвалидизации детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);
ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%; 2004 г. - 16,1%);
увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);
увеличение процента «социальных сирот» в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);
сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 г. - 27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);
высокий уровень суициадальной активности детского населения (2003 г. - 48 и 115, 2004 г.- 53 завершенных и 213 суицидальных попыток соответственно);
сохранение высокого процента не занятых несовершеннолетних (не учащихся, не работающих).
Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:
отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;
незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление, а также переноса «центра тяжести» с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;
отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной «группой риска», воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.
Эти недостатки, помимо негативных социальных показателей, приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(1)
_________________________
(1) Расчет произведен Пермской гражданской палатой / см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области / сб. мат. по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004. С. 4.
Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2% от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в области. Вместе с тем, на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных учреждений и другие, приходится 76%.(2)
_________________________
(2) Расчет произведен Высшей школой экономики / см. Отчет о научно-исследовательской работе / Центр прикладной экономики Высшей школы экономики. Пермь, 2004. С. 48.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
Перераспределение денежных средств и направление их непосредственно на профилактику нарушений здоровья и развития детей, особенно на раннюю профилактику, приведет к снижению бюджетных расходов на 400,2 млн. руб. за 5 лет реализации Программы.
Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области, оптимизация бюджетных расходов.
Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, экономических, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышение социального статуса семей с детьми в области.
Структура программных мероприятий состоит из трех проблемных блоков, обеспечивающих реализацию основных, базовых прав ребенка:
1. Право ребенка на жизнь и здоровье.
2. Право ребенка на семью.
3. Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности.
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы.
Мероприятия подпрограммы «Право ребенка на жизнь и здоровье» направлены на улучшение комплексных показателей физического, психического и социального здоровья детей и предусматривают:
создание и внедрение технологий ранней профилактики заболеваемости и инвалидности детей;
обеспечение доступности диагностических медицинских услуг, предупреждающих рождение детей с наследственной и врожденной патологией, оснащение генетических консультаций;