Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять концепцию областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы».
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермской области
от 29 сентября 2005 года № 2533
К О Н Ц Е П Ц И Я
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«СЕМЬЯ И ДЕТИ ПРИКАМЬЯ НА 2006-2010 ГОДЫ»
Введение
Концепция областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие.
Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства (приложение 1), а также результатами социальных проектов, отработанных в рамках Программы реформирования общественных финансов в 2004 году.
Концепция является основой для разработки областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей, посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
Концепция разработана в развитие программ «Дети Прикамья», «Семья и дети Прикамья», которые последовательно работают с 1992 г. по настоящее время.
Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.
О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:
снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7, показатель по Российской Федерации - 33,6);
снижен показатель перинатальной смертности до 10,2‰ (2002 г. - 11,9‰, 2003 г. - 10,5‰; показатель по Российской Федерации - 12,08‰);
снижен показатель младенческой смертности до 11,9‰ (2002 г. - 13,9‰, 2003 г. - 13,9‰, показатель по Российской Федерации - 13,3‰);
уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10 539 человек (2002 г. - 12 421, 2003 г. - 11 608);
увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12 301 человек, 2003 г. - 11 169 человек); закрыто 4 детских дома в связи с передачей детей на воспитание в семьи;
уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
увеличилось количество детей -участников всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия. (1)
______________________________________________________
(1) Данные приведены в соответствии с ежегодным докладом «О положении детей в Пермской области в 2004 году».
Наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:
снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации патологии и заболеваемости детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);
ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%; 2004 г. - 16,1%);
увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);
увеличение процента «социальных сирот» в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);
сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 года-27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);
высокий уровень суицидальной активности детского населения (53 завершенных и 213 суицидальных попыток в 2004 году, 2003г. - 48 и 115 соответственно);
сохранение высокого процента незанятых несовершеннолетних (не учащихся, неработающих).
Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:
отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;
незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством:
устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление;
переноса «центра тяжести» с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;
отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной «группой риска», воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.
Эти недостатки, помимо роста негативных социальных показателей, приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(2)
_____________________________________________________
(2) Расчет произведен Пермской Гражданской палатой см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области / сборник материалов по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004, стр. 4
Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2% от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в области. Вместе с тем, на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных учреждений и другие приходится 76%.(3)
_______________________________________________________
(3) Расчет произведен Высшей Школой экономики см. Отчет о научно-исследовательской работе/Центр прикладной экономики Высшей школы экономики. Пермь, 2004, стр.48.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
Перераспределение денежных средств и направление их непосредственно на профилактику нарушений здоровья и развития детей, особенно на раннюю профилактику, приведет к снижению бюджетных расходов на 400,2 млн. руб. за пять лет реализации Программы.
Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области.
Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышения социального статуса семей с детьми в области.
Структура Программы состоит из трех проблемных блоков, обеспечивающих реализацию (таблица 1):
I. Права ребенка на жизнь и здоровье
II. Права ребенка на семью
III. Права ребенка на сохранение индивидуальности.
Структура программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы»
Проблемы | Группы риска | Способы преодоления рисков | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Право ребенка на жизнь и здоровье | |||
Ухудшение показателей физического здоровья детей | Женщины фертильного возраста (с нарушением репродуктивного здоровья) Беременные женщины Дети от 0 до 18 лет Учащиеся среднего и старшего возраста | диагностические медицинские услуги, предупреждающие рождение детей-с наследственной и врожденной патологией, оснащение генетических консультаций; услуги по медицинской диагностике нарушений здоровья, обновление и внедрение образовательных программ здоровье - и жизнесохранного поведения, подготовки к семейной жизни, полового просвещения | Увеличение рождения здоровых детей на 5%; снижение на 1% материнской, на 0,7% перинатальной и на 0,3% младенческой смертности; снижение на 10% темпов роста общей заболеваемости детей |
Высокие показатели детской инвалидности | Дети-инвалиды Семьи с детьми-инвалидами | внедрение новых медицинских технологий и услуг медицинской реабилитации; внедрение новых технологий социально-средовой реабилитации детей, не способных к самообслуживанию; создание службы раннего вмешательства и системы помощи семьям с детьми с особенностями в развитии; внедрение технологий комплексного патроната семей с детьми инвалидами | Снижение на 0,6% уровня инвалидности детей |
Ухудшение показателей социального здоровья детей: увеличение показателей детской безнадзорности, преступности, суицидальной активности | Выпускники исправительных учреждений Дети и подростки от 11 до 18 лет Несовершеннолетние незанятые и неучащиеся | разработка и внедрение технологий социальной реабилитации выпускников исправительных учреждений; разработка и внедрение технологий по профилактике суицидального поведения и других форм авитальной активности; разработка программ и проектов, направленных на правовое воспитание, информирование населения; внедрение новых технологий работы с детьми, проекты «Школьные службы примирения», «Открытые школы», «Программы позитивного поведения» и др.; создание групп для обучения простым видам профессий при НПО, организация временной трудовой занятости | Увеличение социально-благополучных детей на 10%; снижение уровня повторной преступности несовершеннолетних на 15%; снижение на 2% доли повторно выявленных безнадзорных детей; увеличение на 11% доли несовершеннолетних, устроенных на работу, учебу |
II. Право ребенка на семью | |||
Увеличение числа вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Молодые пары перед вступлением в брак (18-30 лет), молодые семьи с угрозой рождения ребенка с наследственной и врожденной патологией | услуги по генетическому консультированию и обследованию для предупреждения отказа от детей-инвалидов; | Снижение на 23% вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Увеличение доли социальных сирот среди выявленных | Семьи группы риска с детьми (развод, инвалидность детей/родителей, одинокие матери), семьи, находящиеся в социально опасном положении | стандарты и технологии реабилитации кровных семей; | Снижение на 6% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
III. Право ребенка на сохранение индивидуальности | |||
Низкая доля выявления одаренных детей от общего количества школьников | Дети с 5 до 18 лет | создание системы ранней диагностики одаренности и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; | Увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5%; |
Программа будет разработана на среднесрочную перспективу с 2006 по 2010 годы. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
На 1-м этапе (2006-2007 годы) предусмотрены:
принятие управленческих решений по развитию системы государственного заказа и оптимизации сети учреждений под цели и задачи Программы;
разработка и корректировка нормативно-правовой базы по обеспечению прав детей на семью, здоровье и развитие;
разработка стандартов деятельности, процедур, услуг и институтов по профилактике нарушений здоровья и развития детей;
разработка и внедрение в экспериментальном режиме новых технологий профилактики социального сиротства, реабилитации детей с ограниченными возможностями, работы с одаренными детьми, профилактики хронизации заболеваемости и инвалидизации детей;
формулирование социального заказа, организация и проведение конкурсов для привлечения негосударственных организаций к оказанию профилактических комплексных услуг семьям и детям;
разработка механизмов межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики социального сиротства и реабилитации детей-инвалидов;
отработка и внедрение муниципальных моделей реформирования системы профилактики социального сиротства, мониторинга эффективности системы профилактики социального сиротства;
реализация информационно-просветительских мероприятий;
приобретение диагностического оборудования для осуществления мероприятий ранней профилактики социального сиротства и профилактики заболеваемости и инвалидизации детей;
проведение программных мероприятий по участию одаренных детей в международных и российских конкурсах и олимпиадах;
обучение и переобучение кадров.
На 2-м этапе (2008-2010 годы) предусмотрена оценка результативности и распространение в территории области эффективных экспериментальных технологий профилактики социального сиротства, профилактики хронизации заболеваемости и инвалидизации детей, реабилитации детей-инвалидов, работы по выявлению, диагностике и сопровождению одаренных детей.
Результаты будут выражаться в улучшении социально-демографических показателей (младенческая, материнская и перинатальная смертность, здоровье детей) и показателей развития детей (одаренные дети), а также снижении численности групп риска (семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети неучащиеся и неработающие, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), воспроизводящих социальные девиации (преступность, наркомания, суициды и т.д.).