ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2005 года № 2533


О концепции областной целевой программы
«Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы»


Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять концепцию областной целевой программы «Семья и дети  Прикамья на 2006-2010 годы».

2.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин

 Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермской области
от 29 сентября 2005 года № 2533

К О Н Ц Е П Ц И Я
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«СЕМЬЯ И ДЕТИ ПРИКАМЬЯ НА 2006-2010 ГОДЫ»

Введение

Концепция областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие.

Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства (приложение 1), а также результатами социальных  проектов, отработанных в рамках Программы реформирования общественных финансов в 2004 году.

Концепция является основой для разработки областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей, посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.         


1. Описание и актуальность проблемы,
необходимость ее решения программными средствами

Концепция разработана в развитие программ «Дети Прикамья», «Семья и дети Прикамья», которые последовательно работают с 1992 г. по настоящее время.

Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.

О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:

снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7, показатель по Российской Федерации - 33,6);

снижен показатель перинатальной смертности до 10,2‰ (2002 г. - 11,9‰, 2003 г. - 10,5‰; показатель по Российской Федерации - 12,08‰);

снижен показатель младенческой смертности до 11,9‰ (2002 г. - 13,9‰, 2003 г. - 13,9‰, показатель по Российской Федерации - 13,3‰);

уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10 539 человек (2002 г. - 12 421, 2003 г. - 11 608);

увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12 301 человек, 2003 г. - 11 169 человек); закрыто 4 детских дома в связи с передачей детей на воспитание в семьи;

уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;

увеличилось количество детей -участников всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия. (1)

______________________________________________________

(1) Данные приведены в соответствии с ежегодным докладом «О положении детей в Пермской области в 2004 году».

Наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:

снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации патологии и заболеваемости детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);

ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%;  2004 г. - 16,1%);

увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);

увеличение процента «социальных сирот» в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);

сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 года-27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);

высокий уровень суицидальной активности детского населения (53 завершенных и 213 суицидальных попыток в 2004 году, 2003г. - 48 и 115  соответственно);

сохранение высокого процента незанятых несовершеннолетних (не учащихся, неработающих).

Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:

отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;

незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством:

устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление;

переноса «центра тяжести» с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;

отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной «группой риска», воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.

Эти недостатки, помимо роста негативных социальных показателей, приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(2)

_____________________________________________________

(2) Расчет произведен Пермской Гражданской палатой см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области / сборник материалов по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004, стр. 4

Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2% от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в области. Вместе с тем, на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных учреждений и другие приходится 76%.(3)

_______________________________________________________

(3) Расчет произведен Высшей Школой экономики см. Отчет о научно-исследовательской работе/Центр прикладной экономики Высшей школы экономики. Пермь, 2004, стр.48.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.

Перераспределение денежных средств и направление их непосредственно на профилактику нарушений здоровья и развития детей, особенно на раннюю профилактику, приведет к снижению бюджетных расходов на 400,2 млн. руб. за пять лет реализации Программы.

Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.      


2. Основная цель, задачи и структура программы


Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области.

Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышения социального статуса семей с детьми в области.

Структура Программы состоит из трех проблемных блоков, обеспечивающих реализацию (таблица 1):

I. Права ребенка на жизнь и здоровье

II. Права ребенка на семью

III. Права ребенка на сохранение индивидуальности.


                                                                           Таблица 1

Структура программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы»

Проблемы

Группы риска
(целевые группы)

Способы преодоления рисков

Результат

1

2

3

4

I. Право ребенка на жизнь и здоровье

Ухудшение показателей физического здоровья детей

Женщины фертильного возраста (с нарушением репродуктивного здоровья)

Беременные женщины

Дети от 0 до 18 лет

Учащиеся среднего и старшего возраста  

диагностические медицинские услуги, предупреждающие рождение детей-с наследственной и врожденной патологией,  оснащение генетических консультаций;

услуги по медицинской диагностике нарушений здоровья,

обновление и внедрение образовательных программ здоровье - и жизнесохранного поведения, подготовки к семейной жизни, полового просвещения  


Увеличение рождения здоровых детей на 5%;

снижение на 1% материнской, на 0,7% перинатальной и на 0,3% младенческой смертности;

снижение на 10% темпов роста общей заболеваемости детей

Высокие показатели детской инвалидности

Дети-инвалиды



Семьи с детьми-инвалидами

внедрение новых  медицинских технологий и услуг медицинской реабилитации;

внедрение новых технологий социально-средовой реабилитации детей, не способных к самообслуживанию;

создание службы раннего вмешательства и системы помощи семьям с детьми с особенностями в развитии;

внедрение технологий комплексного патроната семей с детьми инвалидами

Снижение на 0,6%  уровня инвалидности детей

Ухудшение показателей социального здоровья детей: увеличение показателей детской безнадзорности,  преступности, суицидальной активности

Выпускники исправительных учреждений

Дети и подростки от 11 до 18 лет



Несовершеннолетние

незанятые и неучащиеся

разработка и внедрение технологий социальной реабилитации выпускников исправительных учреждений;

разработка и внедрение технологий по профилактике суицидального поведения и других форм авитальной активности;

разработка программ и проектов, направленных на правовое воспитание, информирование населения;

внедрение новых технологий работы с детьми, проекты «Школьные службы примирения», «Открытые школы», «Программы позитивного поведения» и др.;

создание групп для обучения простым видам профессий при НПО, организация временной трудовой занятости

Увеличение социально-благополучных детей  на 10%;

снижение уровня повторной преступности несовершеннолетних на 15%;

снижение на 2% доли повторно выявленных безнадзорных детей;

увеличение на 11% доли несовершеннолетних, устроенных на работу, учебу

II. Право ребенка на семью

Увеличение числа вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей






Молодые пары перед вступлением в брак (18-30 лет), молодые семьи с угрозой рождения ребенка с наследственной и врожденной патологией
Воспитанники интернатных учреждений
Учащиеся начального профессионального образования
Неполные семьи
Семьи с несовершеннолетними родителями
Семьи, находящиеся в социально опасном положении

услуги по генетическому консультированию и обследованию для предупреждения отказа от детей-инвалидов;
разработка и внедрение стандартов и технологий раннего выявления, диагностики и вмешательства в кризис семьи;
формирование общественного мнения, престижа семьи с детьми;
разработка и внедрение новых форм, программ и технологий подготовки детей и молодежи к семейной жизни;
создание и оснащение просветительско-консультативных информационных, психологических служб, ориентация их деятельности на профилактику социального сиротства, решение проблемы доступности данного вида помощи;
внедрение восстановительных и примирительных технологий в деятельность учреждений по работе с семьей и детьми;
технологии подбора и сопровождения семейных воспитательных групп

Снижение на 23% вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей





Уменьшение на 25% доли семей, находящихся в социально опасном положении (по отношению к 2005 г.)

Увеличение доли социальных сирот среди выявленных





Семьи группы риска с детьми (развод, инвалидность детей/родителей, одинокие матери), семьи, находящиеся в социально опасном положении

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей от 0 до 18 лет
Лица из числа детей-сирот от 18 до 23 лет








стандарты и технологии реабилитации кровных семей;
внедрение технологии восстановления детско-родительских отношений, примирительные процедуры для разрешения конфликтов (на базе школ);
внедрение межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей;
внедрение технологии социального патроната;
технологии семейного устройства на базе детского дома, стандарты и технологии по семейным формам устройства, службы сопровождения;-организация патроната по участковому принципу семей в социально опасном положении, подготовка кадров для работы по новым технологиям и программам;
совершенствование системы управления профилактикой социального сиротства (нормативное, научно-методическое, экспертное, кадровое сопровождение);
разработка и внедрение системы стимулирования замещающих семей;
PR-технологии для распространения семейных форм устройства;
разработка и внедрение стандартов и технологий попечительского и постпопечительского патроната;
разработка новых технологий занятости несовершеннолетних, трудоустройства лиц из числа детей-сирот с 18-23 лет;
развитие новых форм постинтернатной адаптации (проживание по семейному типу, адаптация в ПТУ, самостоятельное проживание, создание и оснащение социальных гостиниц по «кустовому» принципу, ориентация на профессии, предполагающие самообеспечение) стандарты и технологии устройства и сопровождения замещающих семей

Снижение на 6% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рост на 10% числа детей-сирот, устроенных в семьи







III. Право ребенка на сохранение индивидуальности

Низкая доля выявления одаренных детей от общего количества школьников
Отсутствие системы раннего выявления и развития детской одаренности

Дети с 5 до 18 лет

Одаренные дети





Одаренные учащиеся из отдалённых территорий

создание системы ранней диагностики одаренности и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
создание специализированных учреждений для одаренных детей, приобретение оборудования для учреждений, работающих с одаренными детьми;
создание современной материально-технической базы для работы с одаренными детьми;
поддержка участия детей в мероприятиях, сборах, конкурсах, всероссийских, международных соревнованиях, предметных олимпиадах;
приобретение оборудования для создания областной школы-интерната для одарённых детей

Увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5%;
увеличение доли детей, ставших победителями и призерами окружного, российского, международного уровней от общего количества детей, получающих дополнительное образование (в т.ч. музыкальных школ и школ искусств) до 1,3


3. Период действия и основные этапы реализации Программы

Программа будет разработана на среднесрочную перспективу с 2006 по 2010 годы. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.

На 1-м этапе (2006-2007 годы) предусмотрены:

принятие управленческих решений по развитию системы государственного заказа и оптимизации сети учреждений под цели и задачи Программы;

разработка и корректировка нормативно-правовой базы по обеспечению прав детей на семью, здоровье и развитие;

разработка стандартов деятельности, процедур, услуг и институтов по профилактике нарушений здоровья и развития детей;

разработка и внедрение в экспериментальном режиме новых технологий профилактики социального сиротства, реабилитации детей с ограниченными возможностями, работы с одаренными детьми, профилактики хронизации заболеваемости и инвалидизации детей;

формулирование социального заказа, организация и проведение конкурсов для привлечения негосударственных организаций к оказанию профилактических комплексных услуг семьям и детям;

разработка механизмов межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики социального сиротства и реабилитации детей-инвалидов;

отработка и внедрение муниципальных моделей реформирования системы профилактики социального сиротства, мониторинга эффективности системы профилактики социального сиротства;

реализация информационно-просветительских мероприятий;

приобретение диагностического оборудования для осуществления мероприятий ранней профилактики социального сиротства и профилактики заболеваемости и инвалидизации детей;

проведение программных мероприятий по участию одаренных детей в международных и российских конкурсах и олимпиадах;

обучение и переобучение кадров.

На 2-м этапе (2008-2010 годы) предусмотрена оценка результативности и распространение в территории области эффективных экспериментальных технологий профилактики социального сиротства, профилактики хронизации заболеваемости и инвалидизации детей, реабилитации детей-инвалидов, работы по выявлению, диагностике и сопровождению одаренных детей.


4. Ожидаемые результаты реализации Программы,
формы и методы оценки их эффективности

Результаты будут выражаться в улучшении социально-демографических показателей (младенческая, материнская и перинатальная смертность, здоровье детей) и показателей развития детей (одаренные дети), а также снижении численности групп риска (семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети неучащиеся и неработающие, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), воспроизводящих социальные девиации (преступность, наркомания, суициды и т.д.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»