В условиях сложившейся конъюнктуры цен на минеральное сырье добыча нефти в Пермском крае в значительной степени определяет структуру поступлений налогов и платежей в бюджет Пермского края от разработки месторождений полезных ископаемых. В этой связи анализ поступления налоговых платежей в бюджеты различного уровня от добывающих предприятий проводился по пессимистическому и оптимистическому вариантам прогнозного изменения мировых цен на нефть в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2007 год. Пессимистический вариант определялся отрицательной динамикой изменения мировых цен на нефть: в период 2006-2010 годов стоимость барреля нефти марки Urals снизится с 54 до 34 долларов США. При оптимистическом варианте цена на нефть увеличится с 54 до 60 долларов США за баррель.
Обобщенные оценки суммарных налогов и платежей (в ценах 2006 года) в бюджеты всех уровней по основным видам минерально-сырьевых ресурсов представлены в таблицах 1 и 2. Расчеты выполнены на основании планируемых объемов добычи полезных ископаемых нефтедобывающими и горнодобывающими предприятиями Пермского края на период до 2010 года.
При освоении минерально-сырьевых ресурсов Пермского края по пессимистическому сценарию (таблица 1) в 2007-2008 годах прогнозируется снижение поступлений в консолидированный бюджет Пермского края в среднем на 500 миллионов рублей в год или на 5%. Это снижение обусловлено не только отрицательной динамикой цен на нефть, но и в значительной степени связано с изменением в 2007 году системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на ее добычу (уменьшение его краевой составляющей оценивается в 500-600 миллионов рублей или на 40-50%). В дальнейшем, начиная с 2008 года, будет отмечен рост поступлений в бюджет Пермского края в среднем на 200 миллионов рублей в год. Эти положительные тенденции обусловлены, с одной стороны, прогнозным повышением добычи нефти до 11,3-11,4 миллиона тонн, что компенсирует снижение мировых цен, а с другой - увеличением поступлений на 7,5 миллиона тонн от предприятий калийной отрасли вследствие роста суммарной добычи руды в период с 2006 по 2010 годы. При сохранении нынешней системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на добычу нефти величина вклада минерально-сырьевого комплекса в консолидированный бюджет Пермского края будет оставаться стабильной даже в условиях прогнозного снижения цен на углеводороды.
Освоение минерально-сырьевых ресурсов края по оптимистическому сценарию (таблица 2) позволит не только компенсировать снижение ставок налога на добычу нефти, но и существенно увеличить поступления в консолидированный бюджет Пермского края.
В этом варианте доходы края от недропользования по отношению к 2006 году возрастут: в 2007 году на 982,2 миллиона рублей (или на 10,4%), в 2010 году - почти на 2600 миллионов рублей (или на 27,2%). Такая высокая положительная динамика налоговых поступлений связана с ростом цен на нефть и объемов ее добычи, а также значительным увеличением добычи калийных солей. Указанные доходы будут еще выше (на 500-600 миллионов рублей) при сохранении нынешней системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на добычу нефти.