(с изменениями на 4 октября 2010 года)
(редакция, действующая с 22 октября 2010 года)
____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 14 декабря 2007 года N 160-ПК (Пермская краевая газета "Звезда" от 20 декабря 2007 года N 211 (31212)) (вступает в силу с 31 декабря 2007 года);
Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК ("Российская газета" N 265 от 26 декабря 2008 года) (вступает в силу с 27 декабря 2008 года);
Законом Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 23 от 15 июня 2009 года) (вступает в силу с 26 июня 2009 года);
Законом Пермского края от 9 октября 2009 года N 495-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 41 от 19 октября 2009 года) (вступает в силу с 30 октября 2009 года);
Законом Пермского края от 4 октября 2010 года N 685-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 40 от 11 октября 2010 года) (вступает в силу с 22 октября 2010 года).
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Действие закона приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 2335,1 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 9 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в объеме 2 335,1 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года в объеме 2 996,4 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК.
____________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области и Законодательным
Собранием Коми-Пермяцкого
автономного округа 30 ноября 2006 года
Статья 1
Утвердить краевую целевую Программу развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы (прилагается).
Статья 2
Объем финансирования краевой целевой Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы определять ежегодно при формировании краевого бюджета отдельной строкой.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермского края
О.А.Чиркунов
от 23.12.06 N 43-КЗ
Краевая целевая программа
развития политической культуры и гражданского образования
населения Пермского края на 2007-2011 годы
Наименование | Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы |
Основание разработки Программы | Распоряжение губернатора Пермского края от 30.10.2006 N 352-р «О разработке проекта краевой целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы» |
Государственный заказчик | Администрация губернатора Пермского края |
Руководство реализацией Программы | Общее руководство реализацией Программы осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края |
Основные разработчики Программы | Департамент политики Пермской области и группа экспертов Общественного совета по гражданскому образованию на основе гражданского запроса, подписанного 20-ю общественными организациями Пермского края |
Исполнители | Администрация губернатора Пермского края, Министерство образования Пермского края, избирательная комиссия Пермского края, территориальные избирательные комиссии Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края, Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края, Законодательное Собрание Пермского края |
Участники Программы (в редакции Закона Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК) | Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, территориальные избирательные комиссии, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, политические партии |
Цели и задачи Программы | Цель: |
Сроки реализации Программы | 2007-2011 гг. |
Этапы реализации Программы | 1 этап (2007 год) - разработка новых и совершенствование существующих моделей развития политической культуры по отдельным направлениям, в первую очередь через гражданское образование; начало реализации комплекса мероприятий |
Общая стоимость Программы | 31988,0 тыс. руб. - краевой бюджет, из них |
Ожидаемые конечные результаты | Формирование моделей конструктивного участия и позитивного опыта гражданского участия в политической и общественной жизни у населения |
Контроль за реализацией Программы (в редакции Закона Пермского края от 8 июня 2009 года N 434-ПК) | Отчет о ходе исполнения и реализации Программы предоставляется руководителю Администрации губернатора Пермского края, Законодательному Собранию Пермского края, Контрольно-счетной палате Пермского края. Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий осуществляется на основе мониторингов (данные избирательной комиссии Пермского края, СМИ, социологические опросы и т.п.), анализа поквартальных и годовых отчетов и информации основных исполнителей |
1. Общие положения
Объектом данной Программы являются политические процессы и политические отношения в Пермском крае, политическое сознание жителей региона. Предметом регулирования служит деятельность, оказывающая воздействие на складывающийся в регионе тип политической культуры, формы политического поведения и участия как широких слоев населения, так и наиболее вовлеченных в политический процесс акторов. Сфера действия Программы охватывает всю область функционирования государственно-управленческих, партийно-политических, общественных, научных, информационных и других структур, оказывающих непосредственное воздействие на трансформацию политической культуры в регионе, выбор форм политического поведения и участия.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
Политическая культура как явление общественной жизни определяется через совокупность ценностных ориентаций, стереотипов восприятия и типовых образцов поведения, характеризующих взаимоотношения граждан и власти. Составляющими элементами политической культуры являются: прошлый политический опыт; основные политические ценности и убеждения; стереотипная оценка политических событий и процессов; навыки политического поведения; уровень политической информированности населения; характер политических ожиданий населения и т.д.
Характеристиками политической культуры того или иного сообщества в современных условиях являются: уровень профессионализации политической деятельности, т.е. количество подготовленных политических кадров (депутатов различных уровней, специалистов среди государственных и муниципальных служащих, организаторов политических процессов и др.); политическая и правовая грамотность населения; наличие соответствующих аналитических и экспертных центров; уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти; степень политической толерантности; правовое сознание и др.
Существуют различные типы политической культуры и различные направления ее возможных трансформаций. Сохранению политической стабильности, устойчивому и эффективному функционированию политических институтов в наибольшей степени благоприятствует гражданский тип политической культуры. Политическая культура гражданского типа включает политическое доверие (в том числе способность сотрудничать с разными группами в различных акциях), ориентации по отношению к режиму (веру в его легитимность, отношение к политическим символам, готовность оказать поддержку или сопротивление), правила игры (знания, чувства, отношения, обязательства), политическую действенность (вера в ответственность правительства, в важность гражданской активности и участия, в возможность политических перемен), политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о политических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам), политические ориентации (удовлетворенность проводимой политикой, знания об ее действии, влиянии и факторах принятия решений), навыки политического поведения (участие в голосовании и принятие ответственных и взвешенных решений на выборах, поиск наиболее эффективных конструктивных путей отстаивания своих интересов в органах власти).
Гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры.
Гражданское образование - это социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений. Гражданское образование является интегративным по своей природе, т.е. не может быть локализовано в какой-либо одной сфере человеческой деятельности и, по сути, является единственным направлением системы воспитания, непосредственно связанным с основными компонентами и явлениями окружающей среды.
1.3. Правовая основа для принятия Программы
Органы государственной власти Пермского края принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного формирования и развития политической культуры гражданского типа на территории края и содействия всесторонней реализации политических и гражданских прав жителей края в рамках единой государственной политической системы в Российской Федерации.
Проект Программы основан на распоряжении губернатора Пермского края от 30.10.2006 N 352-р «О разработке проекта краевой целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы» и гражданском запросе, который подписали представители 20-ти гражданских организаций края, что свидетельствует о высокой общественной заинтересованности в решении задач в данном направлении программно-целевым методом. Программа является продолжением областной целевой Программы развития политической и правовой культуры на 2002-2006 годы и основывается на ее опыте.
Программа разрабатывалась на основе постановления Законодательного Собрания Пермской области от 28.09.2006 N 86 «О концепции краевой целевой Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы», а также на основе концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 гг. и на период до 2015 г.
Программа предполагает взаимосвязь с рядом принятых и разрабатываемых региональных и федеральных целевых программ, в частности с Программой развития образования в Пермского крае на 2006-2010 гг., Программой патриотического воспитания населения Пермского края.
2. Содержание проблемы, анализ причин
и возможный сценарий развития проблемной ситуации
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала. Последнее во многом зависит от участия людей в модернизационных процессах. Именно в этом - ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Пермского края в средней и долгосрочной перспективе. Только активные граждане, взявшие на себя ответственность за свою судьбу и за будущее региона и страны, могут проложить путь к стабильности и благополучию.
Органы государственной власти Пермской области своевременно оценили значимость проблемы. Реализация областной целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы, принятой Законодательным Собранием Пермской области 20 сентября 2001 года, позволила:
повысить уровень информированности населения Пермской области о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, механизмах реализации прав и интересов граждан;
снизить случаи срыва проводимых выборов из-за низкой явки избирателей;
увеличить количество реализованных политических инициатив политических партий.
В результате реализации Программы 2002-2006 годов выстроена институциональная система взаимодействия органов власти и общества с целью повышения доверия населения к органам власти в регионе и эффективного политического развития. По данным социологического исследования «Весна-2006», проведенного в июне 2006 года, 92,4% отвергают возможность своего участия в несанкционированных акциях протеста. С 2002 по 2006 годы изменилась степень интереса пермяков к политике: в 2002 году 18,1% респондентов выражали высокую степень интереса к политике, а в 2006 году уже 28,2% опрошенных жителей Пермского края вошли в эту группу.
Нельзя не заметить высокую степень развития неправительственных организаций и общественных инициатив в Пермском крае, успешный опыт конструктивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.
Кроме того, в Пермском крае сформировалось одно из самых сильных и значимых в России научных сообществ ученых-политологов, имеется система подготовки специалистов в данной сфере.
В целом реализация Программы и деятельность гражданских организаций позволили сохранить политическую стабильность в регионе. Однако долговременных гарантий стабильности не существует. Вектор политических настроений жителей региона может непредсказуемо измениться. Возможно увеличение влияния экстремистских сил. Постоянно меняется и политическая, и общественная ситуация, поэтому существует острая необходимость создать условия для постоянного развития политической культуры и системы гражданского образования как ресурсов политической стабильности и социально-экономического развития Пермского края.
При всех успехах формирования политической корректности в целом, в то же время не получилось поставить надежный заслон неэтичным технологиям предвыборной борьбы. Нет заметных сдвигов в обеспечении разнообразных отраслей политической и общественной деятельности высококвалифицированными специалистами.
Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона, более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу. Достаточно высоким остается в регионе уровень абсентеизма, особенно на выборах органов власти низового звена. Помимо ситуационных факторов причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение. Избиратели часто руководствуются не представлениями о том, кто из кандидатов в большей степени обладает качествами, необходимыми для работы в органах власти, а соображениями сиюминутной выгоды, поверхностными симпатиями и антипатиями.
Профессионализм, квалификация, уровень толерантности политических менеджеров и экспертов, мотивация их деятельности, этические нормы, которыми они руководствуются, находятся в Пермском крае в настоящее время на уровне развития, недостаточном для обеспечения гарантированной стабильности демократических институтов и устойчивого развития общества. Особенно явственно ощущается в регионе недостаток подготовленных квалифицированных кадров для партийного менеджмента в условиях конкуренции политических партий.
В силу ряда причин ученые-политологи Прикамья начинают испытывать трудности в публикации результатов своих исследований, в научном обмене с коллегами и др. В ближайшем будущем это может стать «тормозом» для дальнейшего развития политической науки в Пермском крае.
2.2. Тенденции развития ситуации, прогноз социальных, экономических,
общественно-политических и других последствий реализации программных мероприятий
Развитие гражданской политической и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования политических институтов и развития гражданского общества в современной России. Это политические процессы, касающиеся российского общества в целом, но у данной проблемы есть и региональный аспект.
Политическая ситуация в Пермском крае характеризуется с использованием понятия «стабильное политическое развитие». Не ставится под сомнение существенная укорененность демократических политических институтов и, в значительной степени, сознательное отношение жителей Прикамья к своему политическому выбору.
Именно политическая стабильность и эффективная работа политических институтов позволили успешно провести процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект федерации, что создало важный прецедент не только общероссийского, но и мирового значения.