Законодательное Собрание Пермской области и Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа
ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Принять концепцию краевой целевой программы "Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания области Н.А.Девяткин
Председатель Законодательного
Собрания округа В.А.Ваньков
Текст документа сверен по:
рассылка
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
и Законодательного Собрания
Коми-Пермяцкого автономного округа
от 28 сентября 2006 года N 86
Концепция
краевой целевой программы "развитие политической культуры и гражданского образования
населения пермского края на 2007-2011 годы"
Политическая культура - это сфера общественной жизни, которая определяется через совокупность ценностных ориентаций, стереотипов восприятия и типовых образцов поведения, характеризующих взаимоотношения граждан и власти. Составляющими элементами политической культуры являются: прошлый политический опыт; основные политические ценности и убеждения; стереотипная оценка политических событий и процессов; особенности этнических, религиозных, социальных, партийных и других групп; уровень политической информированности населения; характер политических ожиданий населения и т.д.
Политическая культура гражданского типа включает политическую идентификацию, политическое доверие, ориентации по отношению к власти (признание ее легитимности, отношение к политическим символам, готовность оказать поддержку или сопротивление), правила игры (знания, чувства, отношение, обязательства), политическую действенность (веру в ответственность правительства, в важность гражданской активности и участия, в возможности политических перемен), политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о политических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам), политические ориентации (удовлетворенность проводимой политикой, знания об ее действии, влиянии и факторах принятия решений), навыки политического поведения (участия в голосовании и принятия ответственных и взвешенных решений на выборах, поиска наиболее эффективных конструктивных путей отстаивания своих интересов в органах власти).
Наиболее распространенные классификации политической культуры выделяют три основных вида политической культуры: патриархальный, подданнический, культура участия. Патриархальная политическая культура характерна для людей, живущих в политически неразвитой среде, имеющих смутное представление о политике, индифферентно относящихся к ней. Подданническая политическая культура подразумевает, что люди ощущают себя в качестве участника политики, соотносят себя с определенной политической общностью, прежде всего с государством. Но они воспринимают себя пассивными участниками политического процесса, не верят в то, что в
состоянии оказать какое-либо влияние на политический процесс. Они убеждены в обратном: от них ничего не зависит, властные структуры все равно сделают то, что захотят. Политическая культура участия подразумевает, что люди активно участвуют в политической жизни, они имеют достаточно высокий уровень ожиданий по отношению к своей политической компетентности и действенности своих политических акций. В реальной политической действительности в том или ином обществе преобладают смешанные варианты политической культуры.
Демократическому обществу соответствует политическая культура гражданского типа, представляющая комбинацию элементов подданнической культуры и культуры участия при потенциально ведущей роли элементов культуры участия. Люди, существующие в рамках гражданской политической культуры, - потенциально активные граждане. Именно граждане, а не просто население. Демократическая власть должна четко осознавать, что в решении возложенных на нее обществом задач ей выгоднее сотрудничать с гражданами, разделяя с ними ответственность за процесс управления, чем просто управлять подданными, чье отчуждение от власти может использоваться и обычно в кризисных ситуациях используется экстремистскими силами в своих интересах.
Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Политическая культура гражданского типа предполагает активную гражданскую позицию и активное участие граждан в принятии политических решений.
Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Важным средством формирования политической культуры и гражданственности является гражданское образование - это социально-педагогический процесс обучения и воспитания, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений. Основная цель гражданского образования - научить компетентному и ответственному участию в политической жизни, дать необходимые знания и навыки для участия в общественно-политических процессах, формировать гражданские качества личности на основе адаптации ценностей демократии.
Гражданское образование ориентировано на формирование навыков жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам, свободам человека, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности.
Гражданское образование - это обучение эффективному участию в процессах демократического развития, как на местном, так и на национальном уровне. Это важное средство развития возможностей на общественном уровне, обеспечивающее эффективное гражданское участие. Гражданское образование является важным аспектом укрепления способности общества управлять собственными делами, дополняющим развитие возможностей на индивидуальном и институциональном уровне. В основе гражданского образования лежат ценности и принципы прозрачности, участия, активного реагирования, подотчетности, предоставления полномочий и справедливости.
Принято считать, что гражданское образование состоит из трех элементов: гражданская позиция, гражданские знания и гражданские навыки.
Гражданская позиция означает, что граждане:
развивают уверенность для участия в общественной жизни;
участвуют в общественной жизни;
принимают роли, пользуются правами и выполняют обязанности, обычно связанные с гражданством в демократических системах;
при осуществлении своих прав и обязанностей проявляют открытость, терпимость и ответственность.
Гражданские знания означают, что граждане:
понимают политический и общественный контекст;
знают о своих социальных и экономических правах, а также о политических и гражданских правах;
понимают роли, права и обязанности, связанные с гражданством.
Гражданские навыки означают, что граждане:
приобретают способность объяснять, анализировать, взаимодействовать, оценивать, защищать свою позицию, а также контролировать процессы и результаты;
используют знания для информированного участия в общественных и политических процессах.(1)
_________________________
(1) Гражданское образование: практический справочник. Бюро ПРООН по разработке стратегии развития. Апрель 2004. С. 2-3.
Помимо гражданского образования другими инструментами развития политической культуры гражданского типа являются правовое просвещение, политическое просвещение электората, развитие системы подготовки кадров для политической деятельности, развитие политических партий как института самоорганизации социальных групп для политического выражения политических интересов, развитие политического информирования и коммуникации, развитие политической науки.
2. Описание проблемы, анализ причин и возможный
сценарий развития проблемной ситуации
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала. Последнее, во многом зависит от участия людей в модернизационных процессах. Именно в этом - ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Пермского края в средней и долгосрочной перспективе. Только активные граждане, взявшие на себя ответственность за свою судьбу и за будущее региона и страны, могут проложить путь к стабильности и благополучию.
Органы государственной власти Пермского края своевременно оценили значимость проблемы.
Реализация областной целевой программы "Развитие политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы", принятой Законодательным Собранием Пермской области 20 сентября 2001 года, позволила:
повысить уровень информированности населения Пермской области о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, механизмах реализации прав и интересов граждан;
снизить случаи срыва проводимых выборов из-за низкой явки избирателей;
увеличить количество реализованных политических инициатив политических партий.
Нельзя не заметить высокую степень развития неправительственных организаций и общественных инициатив в Пермском крае, успешный опыт конструктивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.
В Пермском крае сформировалось одно из самых сильных и значимых в России научных сообществ ученых-политологов, имеется система подготовки специалистов в данной сфере.
В целом реализация Программы и деятельность гражданских организаций позволили сохранять относительную политическую стабильность в регионе. Но вектор политических настроений жителей региона в любой момент может непредсказуемо измениться. Возможно увеличение влияния группировок, делающих ставку на насилие. Постоянно меняется и политическая, и общественная ситуация, поэтому существует острая необходимость создания условий для постоянного развития политической культуры и системы гражданского образования как ресурса динамичного социально-экономического развития Пермского края.
При всех успехах формирования политической корректности в целом в то же время не получилось поставить надежный заслон неэтичным технологиям предвыборной борьбы. Нет заметных сдвигов в обеспечении разнообразных отраслей политической и общественной деятельности высококвалифицированными специалистами.
Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона (более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу). Достаточно высоким остается в регионе уровень абсентеизма, особенно на выборах органов власти низшего звена. Помимо ситуационных факторов, причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение.
Избиратели часто руководствуются не представлениями о том, кто из кандидатов в большей степени обладает качествами, необходимыми для работы в органах власти, а соображениями сиюминутной выгоды, поверхностными симпатиями и антипатиями.
Профессионализм, квалификация, уровень толерантности политических менеджеров и экспертов, мотивация их деятельности, этические нормы, которыми они руководствуются, находятся в Пермском крае в настоящее время на уровне развития, недостаточном для обеспечения гарантированной стабильности демократических институтов и устойчивого развития общества. Особенно явственно ощущается в регионе недостаток подготовленных квалифицированных кадров для партийного менеджмента в условиях конкуренции политических партий.
В силу ряда причин, прежде всего из-за сокращения финансирования, ученые-политологи Прикамья начинают испытывать трудности в организации сбора материалов за пределами региона, в публикации результатов своих исследований, в научном обмене с коллегами. В ближайшем будущем это может стать препятствием для дальнейшего развития политической науки в Пермском крае.
В Пермском крае, как и в других субъектах Российской Федерации, отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых, не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного гражданского образования.
Таким образом, необходимо создание и организация стабильной системы обучения и воспитания, ориентированной на формирование политической культуры, демократической гражданственности у населения края.
3. Обоснование приоритетности, актуальности
и стратегического характера проблемы
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации и Пермского края объективно требуют:
активизации гражданского участия, под которым понимается включение граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, экологических, культурных программ и проектов;
усиления влияния граждан на принятие властных решений и контроль за их исполнением, а также развития самоуправления на низовом уровне.
Актуальными являются проблема подготовки молодежи к успешной деятельности в будущем и решение задач воспитания гражданина и патриота.
Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа обуславливает необходимость интеграции опыта в сфере развития политической культуры в двух субъектах Российской Федерации и усилий на основе единой комплексной программы развития в этой сфере для всего Пермского края.
Проводимая политика модернизации страны сталкивается с негативным отношением к нововведениям со стороны части граждан, с незнанием или непониманием ими ключевых процессов, происходящих в этой сфере. Включение общественных сил (партий, неправительственных организаций, депутатов, представителей средств массовой информации, профессиональных сообществ и других) в обсуждение механизмов реформирования с возможным последующим участием в реализации своих предложений позволит перевести негативные настроения населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как проблемы, о которых идет речь, напрямую затрагивают жизненные нормы и ценности различных категорий граждан. Разрабатываемая Программа сама является продуктом такого диалога.
Для того, чтобы закрепить достигнутые положительные результаты и адекватно отреагировать на новые вызовы, необходима реализация целостной региональной программы развития политической культуры и гражданского образования. При этом гражданское образование, понимаемое, в первую очередь, как воспитание, будет выступать в качестве основного инструмента этого развития. В формировании и развитии политической культуры гражданского типа необходимо скоординировать усилия всех субъектов процесса: органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, неправительственных организаций, научной общественности.
Исключительно важно, что в основу Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы (далее - Программа) положены гражданский запрос и государственный заказ.
Государственный заказ на развитие политической культуры гражданского типа заключается в обеспечении условий эффективного социально-экономического развития Пермского края. В числе важнейших из них можно назвать:
стабильное позитивное развитие политических процессов в регионе;
информированность граждан о функциях органов государственной власти и местного самоуправления и компетентность во взаимодействии с ними;
высокий уровень сознательного участия граждан в выборах;
активное участие граждан в решении проблем местных сообществ;
использование гражданами конструктивных форм решения социально-экономических и политических проблем.
Гражданский запрос на создание Программы развития политической культуры и гражданского образования сформулирован рядом общественных организаций и представителей гражданского общества региона, которые заявили о своем ответственном авторстве(2). Он нацеливает на развитие в Пермском крае политической культуры гражданского типа и формирование системы гражданского образования, ответственной и активной гражданской позиции (См. приложение).