(с изменениями на 11 августа 2004 года)
________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Пермской области от 31 октября 2003 года № 1063-214.
Законом Пермской области от 11 августа 2004 года № 1544-310
________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
19 декабря 2002 года
Утвердить областную целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 2003-2004 годы (прилагается).
Финансовые средства на реализацию программы предусматриваются в бюджете Пермской области на соответствующий финансовый год.
Контроль за выполнением программы осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Ю.П. Трутнев
от 16 января 2003 года
№ 579-107
в редакции Законов Пермской области от
31 октября 2003 года № 1063-214,
от 11 августа 2004 года № 1544-310.
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2004 ГОДЫ
________________________________________________________
Паспорт программы в редакции Законов Пермской области от 31 октября 2003 года № 1063-214, от 11 августа 2004 года № 1544-310.
________________________________________________________
Наименование программы: | Областная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 20023 - 20034 годы. | |||
Основание для разработки программы: | ||||
Участник Программы | Уральский Фонд поддержки малого предпринимательства | |||
Государственный заказчик программы: | Администрация Пермской области. | |||
Основной разработчик Программы: | Администрация Пермской области | |||
Исполнитель программы: | Администрация Пермской области | |||
Цель программы: | Государственная поддержка малого предпринимательства в Пермской области, в том числе сСоздание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для его устойчивого развития. малых предприятий, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.малого предпринимательства | |||
Задачи программы: | Формирование и поддержка региональной областной нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства в Пермской области. | |||
Срок реализации программы: | 2003 - 2004 годы. | |||
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Общая стоимость Программы в 2004 г. - 89851,6 тыс.рублей, из текущих расходов областного бюджета - 3000 тыс.рублей; из бюджета содействия инвестициям - 54400 тыс.рублей; за счет ранее выделенных средств для финансирования проектов субъектов малого предпринимательства - 10608,9 тыс.рублей; из фонда финансирования Уральского фонда поддержки малого предпринимательства - 1546 тыс.рублей; из остатков денежных средств Уральского фонда поддержки малого предпринимательства на 01.01.2004 на лицевом счете в главном управлении финансов и налоговой политики Пермской области - 20296,7 тыс.рублей, в том числе: из текущих расходов областного бюджета - 2213,9 тыс.рублей; из бюджета содействия инвестициям - 18082,8 тыс.рублей
| |||
Ожидаемые конечные результаты программы: | Принятие нормативно-ых правовых актов, совершенствующих деятельность малого предпринимательства. | |||
Система кКонтроляь за исполнением выполнением программы: | Контроль за исполнением выполнением программы осуществляют:: |
Малое предпринимательство является важной составной частью современной рыночной экономики.
Представители малого бизнеса составляют наиболее многочисленную группу собственников, по уровню жизни и социальному положению мало отличающуюся от других групп населения. Именно эта группа создает наиболее разветвленную сеть, которая позволяет выходить в на массовомго масштабе на потребителя, создавать массовую продукцию первой необходимости, гибко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру в сфере спроса и предложения. Гибкое реагирование малого бизнеса на изменение потребностей потребителя и его способность удовлетворять эти потребности делает его естественной, объективной и надежной опорой местной власти в решении экономических проблем на местном уровне.
Предпринимательский сектор аккумулирует личные сбережения самих предпринимателей, членов их семей, друзей и знакомых и непосредственно, минуя финансово-кредитных посредников, трансформирует направляет их в инвестиции в сектор производства и оказания услуг. Малый бизнес обеспечивает быстроту оборачиваемости денежной массы, так как мелкий собственник не только удовлетворяет потребности потребителя, но и сам является массовым потребителем, в первую очередь той продукции, которая ему нужна для укрепления и расширения собственного производства.
Для того чтобы выдержать конкуренцию с крупным и средним бизнесом, представитель малого бизнеса вынужден большое внимание уделять уровню цен, оперативности и качеству обслуживания потребителя. Представители малого бизнеса, как правило, реализуют низкозатратные технологии и ввиду обозримых размеров производства имеют возможность сократить непроизводственные издержки.
Предпринимательский сектор - источник преодоления социального расслоения, способ самореализации предприимчивых, инициативных людей.
Вместе с тем предприниматели в большей мере,, чем другие общественные группы ощущают изъяны всех аспектов недостатки сегодняшней Российской экономики. Усложненные процедуры создания предприятий, лицензирования, сертификации, другие административные барьеры, неустойчивая система налогообложения, отсутствие эффективной системы кредитования, специфицированной для малого бизнеса, недоступность качественных информационных ресурсов и образовательных услуг, разобщенность предпринимателей, недоверие общества затрудняют развитие малого бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства является одним из направлений экономической политики в области и должна быть направлена на решение проблем, сдерживающих его развитие.
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в Пермской области недостаточен для формирования высокоэффективной экономики области, быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на рынке, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
По данным Управления министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - УМНС РФ) по Пермской области и Коми-Пермяцкому АОавтономному округу, в сфере малого бизнеса в 2000 г.оду было занято 106240 индивидуальных предпринимателей и осуществляли деятельность 12178 малых предприятий. Доля занятых малым бизнесом в 2000 г.оду составила 18% от общего числа занятых в экономике области (без учета наемных работников индивидуальных предпринимателей). Количество индивидуальных предпринимателей в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличилось на 3,5 тыс.человек.
Отрасль экономики | На 1 января 2001 год | На 1 июля 2002 года | |||||
| Численность работающих, (человек) | Доля, | Численность работающих, (человек) | Доля, | |||
Всего, | 77769 | 100 | 86566 | 100 | |||
В том числе: | |||||||
Промышленность | 19466 | 25 | 17710 | 20,5 | |||
Сельское хозяйство | 3464 | 4 | 1396 | 1,6 | |||
Транспорт | 1821 | 2 | 3039 | 3,5 | |||
Связь | 786 | 1 | --- | --- | |||
Строительство | 19120 | 25 | 24093 | 27,8 | |||
Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт | 21207 | 27 | 27640 | 31,9 | |||
Наука и научное обслуживание | 2046 | 3 | 2468 | 2,9 | |||
ЖКХ | --- | --- | 1527 | 1,8 | |||
Другие отрасли | 9863 | 13 | 8693 | 10 |
Субъектами малого предпринимательства было уплачено более 2,8 млрд. рублей налогов, что составляет 11% налоговых поступлений в консолидированный бюджет области. Доля налоговых поступлений от малых предприятий в общей сумме налогов от субъектов малого предпринимательства составила 85,8%, от индивидуальных предпринимателей - 14,2%. По видам налогообложения доли распределились следующим образом: традиционная система - 85,4%, единый налог на вмененный доход - 6%, упрощенная система налогообложения - 8,6%.
По данным УМНС РФ по Пермской области, на 01.07.2001 в Пермской области осуществляли деятельность 12671 малое предприятие и 113120 индивидуальных предпринимателей. Из них 394 предприятий и 24404 индивидуальных предпринимателя уплачивали единый налог на вмененный доход, 1009 предприятий и 5231 индивидуальный предприниматель применяли упрощенную систему налогообложения учета и отчетности.
Отрасль | На 1 января 1999 год | На 1 января 2000 год | На 1 января 2001 год | На 1 июля | |||||||
Кол-во предприятий, (единиц) | Доля, | Кол-во предприятий, (единиц) | Доля, | Кол-во предприятий, (единиц) | Доля, | Кол-во предприятий, (единиц) | Доля, | ||||
Всего, | 9587 | 100 | 11026 | 100 | 8181 | 100 | 9207 | 100 | |||
В том числе: | |||||||||||
Промышленность | 1887 | 19,7 | 2037 | 18,5 | 1484 | 18,1 | 1580 | 17,2 | |||
Сельское хозяйство | 186 | 1,9 | 162 | 1,5 | 170 | 2,1 | 147 | 1,6 | |||
Транспорт | 195 | 2 | 219 | 1,9 | 159 | 1,9 | 330 | 3,6 | |||
Связь | 47 | 0,5 | 65 | 0,5 | 66 | 0,8 | --- | --- | |||
Строительство | 1929 | 20,1 | 2175 | 19,7 | 1585 | 19,4 | 1691 | 18,4 | |||
Торговля, общественное питание, материально- техническое снабжение и сбыт | 3620 | 37,8 | 4329 | 39,3 | 3302 | 40,4 | 3786 | 41,1 | |||
Наука и научное обслуживание | 481 | 5 | 528 | 4,9 | 218 | 2,7 | 232 | 2,5 | |||
Наука и научное обслуживание | 481 | 5 | 528 | 4,9 | 218 | 2,7 | 232 | 2,5 | |||
ЖКХ | 217 | 2,3 | 152 | 1,4 | 131 | 1,6 | 165 | 1,8 | |||
Другие отрасли | 1025 | 10,7 | 1309 | 12,6 | 1066 | 13 | 1276 | 13,9 |
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществлялось за счет средств областного бюджета, аккумулируемых в Уральском фонде поддержки малого предпринимательства. К концу 2001 года общий объем бюджетных средств, используемых для кредитно-финансовой поддержки проектов, составил 10 608,9 тыс. рублей.
За период 2000-2001 годы Уральским фондом поддержки малого предпринимательства профинансировано 61 инвестиционный проект субъектов малого бизнеса на общую сумму 16 589,2 тыс.рублей., при этом финансирование проектов малых предприятий в объеме 529 тыс. рублей происходило за счет собственных средств Уральского фонда. Объем внебюджетных источников, дополнительно привлеченных при финансировании проектов малых предприятий Уральским фондом, составил 3182 тыс. рублей. Объем собственных средств, вложенных малыми предприятиями в финансирование указанных проектов, составил 6651 тыс. рублей.
Количество новых рабочих мест, создаваемых в результате реализации данных инвестиционных проектов, составило 428. Две трети из проектов, профинансированных Уральским фондом поддержки малого предпринимательства, реализуются за пределами областного центра. Возвратность по займам, выданным Уральским фондом за все время своей деятельности, составила 96%.