Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» (с изменениями на 5 марта 2005 года)

ВВЕДЕНИЕ


Особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования, является программа развития.

Опыт реализации «Программы стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года» показал, что развитие - неотъемлемая черта современного образования; важнейшая задача органов управления образованием всех уровней - обеспечение этого развития.

На высшем государственном уровне  подтверждено, что именно образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах.

Предназначение программы в том, чтобы заглянуть в будущее, увидеть те рубежи, достижению которых будет посвящена деятельность системы образования в ближайшие 5-10 лет; обозначить основные механизмы достижения этих рубежей, главными из которых являются консолидация усилий педагогических работников в вопросах модернизации образования, интенсивное вовлечение общественности в управление образованием; решение социально-педагогических проблем.

Региональная образовательная политика, определенная в Законе Пермской области «Об образовании в Пермской области», основана на идеологии качества образования и предполагает претворение в жизнь гуманистической направленности образования, ориентации образовательных учреждений и педагогов на качественный и диагностируемый результат, на необходимость создания условий для достижения этого результата.

В соответствии с программой департамент образования Пермской области организует деятельность  системы образования по приоритетным направлениям на всех уровнях: области (региональный уровень); муниципальных образований (субрегиональный уровень), образовательных учреждений (институциональный уровень). Для этого будет создана система мониторинга (учет и контроль по всем показателям условий, процесса и результата образования), система образовательных грантов, разработаны необходимые нормативные документы и т.д.

В настоящее время основные концептуальные принципы модернизации российского образования изложены в государственных документах (Закон Российской Федерации «Об образовании», постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования», распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.). Сегодня остро стоит задача поиска, создания, апробации механизмов реализации данных принципов.

Разработчики программы исходили из того, что программа не должна быть декларативной. В программе должны содержаться инструменты, механизмы ее реализации (описание не только того, куда направлено движение, но и того, как оно будет осуществляться и контролироваться). Такими инструментами призваны стать целевые подпрограммы, открытые для участия в них всех заинтересованных лиц и структур.

Результаты реализации программы можно разделить на гарантируемые и вероятные.

К гарантируемым относятся те новообразования, которые появятся через 5 лет, именно на них направлены целевые подпрограммы. Эти результаты зафиксированы как ожидаемые конечные. К вероятным - позитивные сдвиги в результатах деятельности образования (рост качества образования, позитивная динамика здоровья учащихся и пр., решение ряда воспитательных проблем).

Реализация программы развития образования за счет повышения качества главного - человеческого - капитала общества должна создать условия для позитивных изменений во всей социально-экономической сфере Пермского региона:

обеспечить возможность влияния общества на систему образования, сформировать взаимосвязи между органами управления образованием и профессиональными ассоциациями, общественными организациями;

способствовать формированию гражданского общества, воспитанию активных и самостоятельных людей, ориентированных на достижение целей собственными усилиями и одновременно обладающих устойчивыми моральными принципами;

привести структуру профессиональной подготовки специалистов в соответствие со структурой потребностей рынка труда;

обеспечить профессиональную мобильность трудовых ресурсов, создать условия для переподготовки кадров в соответствии с потребностями региона;

способствовать развитию современных наукоемких промышленных технологий;

привести к устойчивому социально-экономическому развитию региона;

способствовать формированию институтов демократического, правового гражданского общества.