(с изменениями на 23 декабря 2008 года)
__________________________________________________________
Утратил силу со 2 апреля 2010 года на основании
Закона Пермского края от 12 марта 2010 года N 587-ПК
__________________________________________________________
_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 30 декабря 2002 года N 549-103;
Законом Пермской области от 29 декабря 2003 года N 1160-235;
Законом Пермской области от 5 марта 2004 года N 1275-262;
Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1945-422;
Законом Пермской области от 11 ноября 2005 года N 2658-594;
Законом Пермской области от 30 ноября 2005 года N 2741-613;
Законом Пермского края от 12 мая 2006 года N 3009-676; (Газета " Пермские новости" от 19 мая 2006 года N 20 (1350))
Законом Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ;
Законом Пермского края от 12 декабря 2006 года N 35-КЗ
Законом Пермского края от 26 декабря 2007 года N 169-ПК
Законом Пермского края от 8 октября 2008 года N 324-ПК;
Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК;
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Действие закона распространяется на территорию Пермского края с 1 января 2007 года на основании Закона Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ
_______________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 21 июня 2001 года
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством устанавливает региональные особенности функционирования и развития системы образования Пермской области в целях:
обеспечения и защиты конституционного права граждан на образование;
обеспечения правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Пермской области;
разграничения компетенции в сфере образования между Законодательным Собранием и администрацией Пермской области.
1. Правовое регулирование отношений в сфере образования Пермской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, международных правовых актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермской области, органов местного самоуправления.
2. Нормативные правовые акты Пермской области в сфере образования распространяются на все расположенные в Пермской области образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1. Пермская область провозглашает сферу образования приоритетной и рассматривает ее как основу социально- экономического развития региона.
2. Государственная (региональная) образовательная политика Пермской области основывается на следующих принципах:
приоритет воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека;
единство регионального и муниципального культурного и образовательного пространства;
защита и развитие системой образования национальных культур, традиций и особенностей многонационального населения Пермской области;
общедоступность для граждан, проживающих в Пермской области, качественного образования в образовательных учреждениях всех типов;
обновление содержания образования на основе его фундаментализации, гуманитаризации и интеграции;
стимулирование различных форм работы с одаренными учащимися и студентами;
развитие вариативных форм получения образования; поддержка негосударственных образовательных учреждений;
развитие системы образования как приоритетного социального института охраны здоровья подрастающего поколения, становления здорового образа жизни;
открытость системы образования субъектам производственной, научной, культурной, социальной, общественной сфер жизни Прикамья, создание в регионе непрерывной образовательной среды;
содействие социально-экономическому и культурному развитию Пермской области средствами образования.
3. Государственная (региональная) политика в сфере образования в Пермской области основывается на федеральной и областной программах развития образования.
4. Администрация Пермской области ежегодно представляет Законодательному Собранию доклад о состоянии и перспективах развития образования в Пермской области, включающий в себя отчет о выполнении областной программы развития образования.
5. Администрацией области разрабатываются и представляются на утверждение Законодательным Собранием перспективная (пятилетняя) и годовые программы развития образования в Пермской области. Отчет о выполнении программ и проект программы на следующий период подлежат опубликованию для общественного обсуждения (в том числе в Интернете, на сайте областной администрации) не позднее чем за месяц до вынесения их на рассмотрение Законодательным Собранием.
Глава 2. Система образования
Система образования Пермской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов;
государственного и муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. (дополнено редакцией Законом Пермского края от 12 мая 2006 года N 3009-676)
1. Образовательная программа учреждения образования включает в себя описание целей, соответствующих типу и виду учреждения; действующего учебного плана; основных и дополнительных учебных программ; учебно-методического обеспечения; используемых технологий и методик; способов и приемов диагностики результатов; воспитательной работы и других компонентов образовательной системы.
2. Государственный орган управления образованием Пермской области обеспечивает разработку примерных образовательных программ для учреждений дошкольного, общего, специального (коррекционного) образования и дополнительного образования детей на основе государственных образовательных стандартов.
1. В Пермской области реализуются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
2. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
3. Государственный орган управления образованием Пермской области организует разработку и введение национально- регионального компонента государственных образовательных стандартов для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного), начального профессионального и среднего профессионального образования (для подведомственных учреждений).
4. В общеобразовательных учреждениях Пермской области реализуется национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, представляющий собой концептуальную основу, региональные базисные учебные планы, стандарты содержания, оснащения, систему измерителей и мониторинга состояния образования.
5. Принятие национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов проводится гласно с широким привлечением научной и педагогической общественности.
1. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции развития этих детей в помощь семье действует сеть учреждений различных категорий и видов в соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
2. Ежемесячная плата родителей за содержание ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не должна превышать нормативов, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по оплате содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом медицинских показаний; определять категории семей, нуждающихся в дополнительных льготах и компенсациях.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие в:
развитии различных форм получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивающих наиболее полный охват детей дошкольным образованием, объединение усилий образовательного учреждения и семьи в воспитании детей; (в редакции Законом Пермского края от 12 мая 2006 года N 3009-676)
предоставлении возможности всем детям старшего дошкольного возраста для освоения соответствующих образовательных программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.
1. Общее образование может быть получено в различных формах (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерната).
2. Общее образование и государственная итоговая аттестация являются обязательными. Органы местного самоуправления создают условия для получения среднего (полного) общего образования. (в редакции Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1275-262, от 12 мая 2006 года N 3009-676, Закона Пермского края от 8 октября 2008 года N 324-ПК)
3. Воспитание и обучение детей школьного возраста осуществляется в образовательных учреждениях различных типов.
4. Родители (законные представители) отвечают за создание необходимых условий для посещения ребенком образовательного учреждения и получения общего образования. (в редакции Закона Пермского края от 8 октября 2008 года N 324-ПК)
5. Общеобразовательные учреждения при наличии соответствующих лицензий имеют право на реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, специального (коррекционного) образования, профессиональной подготовки, дополнительных образовательных программ.
6. В целях стимулирования повышения качества образования в Пермской области вводятся разряды общеобразовательных учреждений: третий, второй, первый и высший. Порядок присвоения разрядов общеобразовательным учреждениям устанавливается региональным положением, разрабатываемым и утверждаемым государственным органом управления образованием. Расходы на финансирование таких общеобразовательных учреждений определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Пермской области. (пункт в редакции Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1275-262)
1. Детям, имеющим отклонения в развитии, гарантировано право на получение бесплатного, адекватного их развитию образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию на основе специальных психолого-педагогических подходов.
2. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях восьми видов, действующих на основе типового положения об этих учреждениях, а также в соответствующих классах общеобразовательных учреждений.
Дети, находящиеся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения, имеют право на получение образования в условиях стационара.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VII видов и соответствующие классы в общеобразовательных учреждениях реализуют программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида реализуют программы для детей с умственной отсталостью. По запросам родителей (законных представителей) и решению учредителя в этих учреждениях могут открываться классы (группы) для детей с глубокими нарушениями интеллекта.
5. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется трудовое обучение с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья и интересов учащихся и допрофессиональная подготовка.
6. Для диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование, а также консультирования родителей (законных представителей) создаются психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (консультации), деятельность которых регламентируется соответствующими нормативными актами.