(с изменениями на 5 марта 2005 года)
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 20 июня 2002 года
_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 30 декабря 2002 года № 572-110
Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216
Законом Пермской области от 05 марта 2005 года № 2079-454 (Газета "Пермские новости" от 11 марта 2005 года № 10)
_______________________________________________________
Утвердить областную целевую программу «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» (прилагается).
Объем финансирования областной целевой программы «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» определять ежегодно при формировании областного бюджета отдельной строкой.
Утвердить объем финансирования программы в 2002 году в составе текущих расходов областного бюджета в сумме 20095 тыс. рублей.
Администрации Пермской области ежегодно представлять отчет о ходе реализации программы в Законодательное Собрание Пермской области.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Ю.П. Трутнев
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2002 - 2005 годы»
(Паспорт программы в редакции Закона Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию
Наименование Программы | Областная целевая программа «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» | |||||
Основание разработки Программы | Распоряжение губернатора Пермской области от 26.06.2000 № 347-р «О разработке проекта программы развития образования в Пермской области на 2001-2005 годы» | |||||
Государственный заказчик Программы | Администрация Пермской области | |||||
Основные разработчики Программы | Департамент образования Пермской области | |||||
Руководитель Программы | Заместитель губернатора области, курирующий вопросы социальной сферы | |||||
Исполнители Программы | Департамент образования Пермской области | |||||
Участники Программы | Муниципальные органы управления образованием, Совет руководителей муниципальных органов управления образованием, Совет ректоров вузов, Советы директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, государственные и муниципальные образовательные учреждения | |||||
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели | Создание условий для модернизации системы образования региона. | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации - 2002-2005 годы. | |||||
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
ФБ | 59793 | 6846 | 9480 | 14571 | 28896 | |
ОБ | 248674 | 18432,6 | 26484,4 | 92188 | 111569 | |
МБ | 463416 | 14981 | 130832 | 147798 | 169805 | |
Всего | 771883 | 40259,6 | 166796,4 | 254557 | 310270 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Осуществление перехода на новое содержание образования в 1-4 и в 10-11 классах экспериментальных школ (12 федеральных и 16 региональных площадок). | |||||
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством |
Особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования, является программа развития.
Опыт реализации «Программы стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года» показал, что развитие - неотъемлемая черта современного образования; важнейшая задача органов управления образованием всех уровней - обеспечение этого развития.
На высшем государственном уровне подтверждено, что именно образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах.
Предназначение программы в том, чтобы заглянуть в будущее, увидеть те рубежи, достижению которых будет посвящена деятельность системы образования в ближайшие 5-10 лет; обозначить основные механизмы достижения этих рубежей, главными из которых являются консолидация усилий педагогических работников в вопросах модернизации образования, интенсивное вовлечение общественности в управление образованием; решение социально-педагогических проблем.
Региональная образовательная политика, определенная в Законе Пермской области «Об образовании в Пермской области», основана на идеологии качества образования и предполагает претворение в жизнь гуманистической направленности образования, ориентации образовательных учреждений и педагогов на качественный и диагностируемый результат, на необходимость создания условий для достижения этого результата.
В соответствии с программой департамент образования Пермской области организует деятельность системы образования по приоритетным направлениям на всех уровнях: области (региональный уровень); муниципальных образований (субрегиональный уровень), образовательных учреждений (институциональный уровень). Для этого будет создана система мониторинга (учет и контроль по всем показателям условий, процесса и результата образования), система образовательных грантов, разработаны необходимые нормативные документы и т.д.
В настоящее время основные концептуальные принципы модернизации российского образования изложены в государственных документах (Закон Российской Федерации «Об образовании», постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования», распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.). Сегодня остро стоит задача поиска, создания, апробации механизмов реализации данных принципов.
Разработчики программы исходили из того, что программа не должна быть декларативной. В программе должны содержаться инструменты, механизмы ее реализации (описание не только того, куда направлено движение, но и того, как оно будет осуществляться и контролироваться). Такими инструментами призваны стать целевые подпрограммы, открытые для участия в них всех заинтересованных лиц и структур.
Результаты реализации программы можно разделить на гарантируемые и вероятные.
К гарантируемым относятся те новообразования, которые появятся через 5 лет, именно на них направлены целевые подпрограммы. Эти результаты зафиксированы как ожидаемые конечные. К вероятным - позитивные сдвиги в результатах деятельности образования (рост качества образования, позитивная динамика здоровья учащихся и пр., решение ряда воспитательных проблем).
Реализация программы развития образования за счет повышения качества главного - человеческого - капитала общества должна создать условия для позитивных изменений во всей социально-экономической сфере Пермского региона:
обеспечить возможность влияния общества на систему образования, сформировать взаимосвязи между органами управления образованием и профессиональными ассоциациями, общественными организациями;
способствовать формированию гражданского общества, воспитанию активных и самостоятельных людей, ориентированных на достижение целей собственными усилиями и одновременно обладающих устойчивыми моральными принципами;
привести структуру профессиональной подготовки специалистов в соответствие со структурой потребностей рынка труда;
обеспечить профессиональную мобильность трудовых ресурсов, создать условия для переподготовки кадров в соответствии с потребностями региона;
способствовать развитию современных наукоемких промышленных технологий;
привести к устойчивому социально-экономическому развитию региона;
способствовать формированию институтов демократического, правового гражданского общества.
В настоящее время образование становится наиболее динамичной сферой, способной активно влиять на развитие общества, формировать демократическое понимание целей и задач общественного развития. В этом проявляется важнейшая опережающая функция образования, позволяющая ему соответствовать долговременным объективным потребностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических составляющих общественного прогресса. Для успешного осуществления этой функции требуется качественное обновление традиционной системы образования в направлении ее всесторонней гуманизации и гуманитаризации. Гарантией социального баланса, культурного и экономического развития региона станет преобладание среди жителей области людей, прошедших в системе образования процесс личностного, гражданского, культурного, профессионального становления.
В современном образовании назрела необходимость одновременного решения двух фундаментальных противоречивых задач. Одна связана со становлением свободной индивидуальности, способной к творчеству и к универсальному общению (решается в интересах человека и общества). Другая задача заключается в подготовке личности как носителя социальных функций, «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно адаптироваться в контекст современных цивилизационных процессов (решается в интересах производства и государства).
Если трудности решения первой задачи для России и региона идентичны тем проблемам, которые решают и другие страны, то решение второй задачи затрудняется традиционным опытом образования в условиях тоталитарного моноидеологического государства.
Образование в интересах человека и общества характеризуется отсутствием утилитарных целей, оно определяется современным уровнем знания и мышления, оно избыточно по отношению к сиюминутным потребностям общества. В этом его сила, и именно это делает образование ресурсом любого развития. Эталоны образования задаются научными школами, идеями великих мыслителей, подхваченными культурным сообществом. Они обеспечивают создание свободного культурного и интеллектуального ресурса, ориентированы на накопление и опережение.
Образование в интересах производства и государства прагматично, зависит от потребностей и конъюнктуры рынка. Функционирование и развитие региональной промышленности, науки, сельского хозяйства, политики и т.д. немыслимы без хорошо подготовленных, квалифицированных специалистов. Но квалификация и компетентность специалистов в современном мире - «скоропортящийся товар». Поэтому системы подготовки должны быть динамичны, подвижны, легко организуемы и реорганизуемы, они превращают свободный ресурс образования в потенциальную и быстро реализуемую энергию производства.
Рынок образовательных услуг, являясь категорией как экономической, так и социальной, культурной, должен учитывать не только текущие требования рынка труда, но работать на перспективу. Идея опережающего образования в этом случае означает, что уровень образования участников производства должен обеспечивать новый качественный этап развития самого производства. Реализация этой идеи обеспечивается опережающим уровнем образования населения и опережающей подготовкой кадров в регионе (прежде всего управленческих).
Влияние системы образования на регион носит стратегический характер. Основой прогрессивного развития региона, страны и всего человечества является сам Человек, его социальная позиция, здоровый образ жизни, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на воспитание самостоятельной личности. Реализация этой нормы, закрепленной в законе «Об образовании в Пермской области», предполагает коренную перестройку всей ее работы, содержания и методов преподавания, структуры учебных предметов, разрешение проблемы воспитания самих воспитателей.
Комплексно-целевой подход к решению проблемы модернизации системы образования региона требует конкретных изменений во всех ее звеньях, однако центральной фигурой практической педагогики остается учитель. Подготовка и переподготовка учителя, отвечающего целям опережающего образования, становится важной задачей государственной и региональной системы подготовки педагогических кадров. При всех общекультурных и психологических сложностях постановка проблемы целостности и ценности образования, осознание учителем его сокровенного педагогического смысла - первый и необходимый шаг на пути обновления системы образования.
Наряду с модернизацией содержания образования (прежде всего, общего) особый акцент предстоит сделать на методологии развивающего образования, освоении учениками способов осуществления различных форм культуры и деятельности, знаний и ценностей. Именно способ деятельности формирует личность. Все последние годы образовательная система региона ориентируется не столько на усвоение знаний, сколько на овладение способами этого усвоения: способами мышления, осмысления и решения проблем, на развитие познавательных возможностей и творческого потенциала учащихся.
Предполагается последовательно преодолевать монологичность и обезличенность, устранять односторонность образования, преобразовывать его в диалогический процесс, преодолевая разрыв с практикой. Это позволит добиться повышения уровня исполнительской и технологической культуры учащегося, формирования его компетентностей, освоения позиции субъекта образовательного процесса, в котором все более целенаправленно и эффективно будут развиваться его способности к самоорганизации и самоактуализации. Образование должно подготовить основу непрерывного самообразования человека.
Основанием, сердцевиной и одновременно важнейшим условием существования гуманистического образования является свобода личности во всех формах ее существования (творческая, гражданская, правовая, свобода самоопределения). Перед современным учителем стоит задача освоения прав и свобод человека (ребенка), перевоспитания самого себя, т.е. осмысления собственных ценностей, идеалов, освоения нравственных и правовых норм, преодоления предрассудков и т.д., чтобы быть готовым содействовать преобразованию «человека умелого» в «человека одухотворенного», что, в свою очередь, невозможно без овладения ценностями культуры.
В многонациональном Пермском регионе, находящемся на стыке Европы и Азии, обладающем богатейшими культурно-историческими традициями, потенциалом цивилизованного развития, образование необходимо развивать в трехмерном социально-историческом пространстве национальной (этнической), общероссийской и мировой культуры с выходом на активное сохранение и созидание региональной культуры как естественной среды жизнедеятельности личностей, групп, регионального сообщества в целом. Этот диалог культур предстает важным компонентом социального развития региона и гармонизации межнациональных отношений, воспитания толерантности.
Мировая тенденция в развитии образования его демократизация, предусматривающая наряду с другими аспектами удовлетворение образовательных потребностей различных социальных групп, слоев, культурных сообществ. В регионе необходимо создавать условия для общественной и частной образовательной инициативы, для педагогической самостоятельности и учительского творчества. Это поможет выявлению, формированию и удовлетворению различных дифференцированных социальных заказов общему и профессиональному образованию региона, что будет способствовать реальному складыванию государственно-общественной системы управления образованием. В этих целях требуется последовательно проводить политику поощрения общественных групп, объединений и организаций, различных фирм и предприятий, имеющих реальные рычаги влияния на деятельность образовательных структур и поддерживающих их в финансовом, организационном, материальном и других отношениях.