Недействующий


ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 3 сентября 2001 года № 1696-298


Об областной целевой программе
«Безопасный труд в Прикамье» на 2001 - 2005 годы

(с изменениями на 26 сентября 2003 года)

Принят Законодательным Собранием
Пермской области 16 августа 2001 года

____________________________________________________
Документ утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1945-422
____________________________________________________

________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермской области от 26 сентября 2003 года № 1015-203

________________________________________________________     

   

   


Статья 1.


Утвердить областную целевую программу «Безопасный труд в Прикамье» на 2001 - 2005 годы (прилагается).

Статья 2.


Объем финансирования Программы определять ежегодно при формировании областного бюджета.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Пермской области
                                              Ю.П. Трутнев

  

Приложение
     к Закону Пермской области
     от 3 сентября 2001 года № 1696-298


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Безопасный труд в Прикамье» на 2001 - 2005 годы


Содержание


Паспорт Программы

  

1. Введение

Состояние условий и охраны труда на территории Пермской области и их анализ

2. Основные цели и задачи Программы

3. Основные принципы разработки и реализации Программы

4. Механизм реализации и контроля Программы

5. Финансовое обеспечение Программы

6. Оценка ожидаемых конечных результатов и социально-экономической эффективности от реализации Программы

7. Мероприятия, сроки реализации и финансирование Программы

     

Паспорт Программы

(паспорт Программы в редакции
Закона Пермской области от 26 сентября 2003 года № 1015-203)

Наименование Программы

Областная целевая программа «Безопасный труд в Прикамье» на 2001-2005 годы

Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта)

Указ губернатора Пермской области от 28.06.99 № 45 «О плане первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Пермской области на 1999-2000 годы» (п. 3.3 плана)

Государственный заказчик Программы

Администрация Пермской области

Основные разработчики Программы

Управление труда Пермской области, Пермский областной центр охраны труда

Руководитель Программы

Начальник управления труда Пермской области

Исполнители Программы

Управление труда Пермской области, органы местного самоуправления, государственного контроля и надзора (по согласованию), Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию)

Участники Программы

Областной центр охраны труда, областной центр «Медицина труда», работодатели, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы

Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели

Основной задачей Программы является реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Пермской области в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Законом Пермской области «Об охране труда в Пермской области».
Организация предупреждения производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и аварийности.
Создание системы мер по сохранению работоспособности, здоровья и жизни работника в процессе труда.
Обеспечение единства региональной политики в сфере охраны труда и промышленной безопасности.
Создание механизма эффективного функционирования региональной системы управления охраной труда, промышленной безопасности и возможностей для ее развития, совершенствования.
Координация усилий всех заинтересованных лиц в интересах развития региона

Сроки и этапы реализации Программы

2001-2005 годы

Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования

Объем финансирования Программы:
     в 2001 году - 18647 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 302 тыс. рублей, средства от административных штрафов - 145 тыс. рублей, средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 16000 тыс. рублей, средства предприятий - 2200 тыс. рублей;
     в 2002 году - 22547 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 302 тыс. рублей, средства от административных штрафов - 145 тыс. рублей, средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 18000 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 400 тыс. рублей, средства предприятий - 3700 тыс. рублей,
     в 2003 году - 22352 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 252 тыс. рублей, средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 18000 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 400 тыс. рублей, средства предприятий - 3700 тыс. рублей;
     в 2004 году - 22402 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 302 тыс. рублей, средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 18000 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 400 тыс. рублей, средства предприятий - 3700 тыс. рублей;
     в 2005 году - 22402 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 302 тыс. рублей, средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 18000 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 400 тыс. рублей, средства предприятий - 3700 тыс. рублей;
Всего 108350 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Стабилизация и снижение уровня травматизма, профессиональной заболеваемости и аварийности (количество пострадавших на производстве на 1000 человек - 6,0 - 6,2; количество выявленных профзаболеваний на 10000 работающих - 5,5); уровня работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам - 20%; сокращение числа работающих женщин на опасных работах и работах с вредными условиями труда - на 20%

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль выполнения мероприятий Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области и администрация Пермской области в установленном законом порядке



1. ВВЕДЕНИЕ


СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АНАЛИЗ


В промышленно насыщенной экономике области, насчитывающей свыше 40 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, ситуация в сфере охраны труда остается сложной. Практически каждый пятый работник трудится на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а в таких отраслях как целлюлозно-бумажная, цветная, черная металлургия в таких условиях трудятся соответственно 48,3%, 27,7%, 26,9% работающих. Каждый третий работник из общего числа лиц, подверженных профессиональному риску из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм на рабочих местах, испытывает воздействие повышенного уровня шума, ультра и инфразвуков, каждый четвертый работает при повышенной загазованности воздуха, каждый десятый - в условиях повышенного уровня вибрации.

Областной уровень травматизма и профессиональных заболеваний превышает средние показатели по Российской Федерации. Так, если количество травмированных на 1000 работающих в России составляет 5 человек, то в Пермской области этот показатель около 6,5. По числу выявленных профзаболеваний средний показатель по России составляет менее 2 пострадавших на 10 тысяч работающих, а в нашем регионе - 5,8.

В 2000 году 4446 человек пострадали от несчастных случаев на производстве, из них 1021 женщина, что составляет 23,0% от всех пострадавших. По сравнению с 1999 годом этот показатель увеличился на 1,3%.

До сих пор около 17% женщин из общего числа работающих заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

Женский труд во вредных или опасных для здоровья условиях имеет далеко идущие социальные последствия, которые, прежде всего, затрагивают воспроизводство людских ресурсов, отражаются на здоровье будущих поколений.

На многих предприятиях, независимо от форм собственности, допускаются грубейшие нарушения законодательства о труде, охране труда и безопасности производства.

Так, по данным контрольно-надзорных органов только в 2000 году в ходе проверок по соблюдению работодателями требований законодательства об охране труда, промышленной, радиационной и электробезопасности выявлено более 66 тысяч нарушений, приостанавливалась работа свыше 5,6 тысяч предприятий, производственных подразделений, объектов, единиц оборудования и электроустановок. Около тысячи руководителей и специалистов были подвергнуты штрафам на сумму 537 тыс.рублей, 145 освобождено или понижено в должности, более 2,3 тысяч работников привлечено к дисциплинарной ответственности, 430 дел направлено в прокуратуру для возбуждения уголовных дел в связи с несчастными случаями и авариями на производстве.

В большинстве организаций условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными. Так по неблагоприятным факторам производства из 3817 обследованных госсанэпиднадзором рабочих мест не отвечают нормам по шуму - 47%, из 13 901 рабочих мест - 38,5% не соответствуют гигиеническим нормам по микроклимату, из 15 451 рабочего места -37,9% не соответствуют нормам по освещенности.

Численность работников, пользующихся одной или несколькими видами льгот и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, в целом по области не уменьшается и составляет около 200 тыс. человек. Правом на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день обладают соответственно 139981 и 22063 работника, на бесплатное лечебно-профилактическое питание и получение молока - соответственно 12616 и 122403, на льготную государственную пенсию - 100201 работник.

По неполным данным, ежегодно более 115 млн. рублей затрачивается на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда и возмещение ущерба от несчастных случаев и аварий.

Все это является результатом сложившейся практики, когда на компенсацию последствий травматизма и неблагоприятных условий труда направляются средства большие, чем на мероприятия по их предупреждению.

Проведенный анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний показал следующие основные их причины, на основании которых были разработаны мероприятия программы:

высокая степень изношенности оборудования, когда отдельные станки и механизмы находятся в эксплуатации более 20-30 лет;

свертывание работ по реконструкции и модернизации производств из-за недостатка инвестиций;

несовершенство технологических процессов или нарушение технологии производства работ, неисправность или конструктивные недостатки технических устройств;

постоянные структурные изменения в управлении производством на крупных предприятиях, что значительно снижает ответственность руководителей за организацию охраны труда, техническое состояние оборудования;

снижение производственной и технологической дисциплины как среди исполнителей работ, так и руководителей производства;

низкий уровень информированности, знаний по охране труда и технике безопасности у исполнителей и организаторов работ;

неудовлетворительное качество проводимых профилактических медосмотров и неполный охват ими работающих;

низкая обеспеченность работников спецодеждой, средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в организациях Пермской области предопределяют следующие факторы:

социально-экономическая острота проблемы, которая приобретает все большее значение;

невозможность комплексного решения данной проблемы без государственного регулирования;

необходимость координации деятельности федеральных и областных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, работодателей и профессиональных союзов в процессе решения данной проблемы;

отсутствие в настоящее время эффективной государственной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям.

Работа, проводимая на данный момент по охране труда на территории Пермской области, недостаточна и не может в полной мере стабилизировать сложную ситуацию в этой сфере. Поэтому требуется незамедлительное принятие мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Основным инструментом этих действий должны стать финансово обеспеченные программы по улучшению условий и охраны труда на уровне области, городов и районов, предприятий.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основными целями областной целевой программы «Безопасный труд в Прикамье» на 2001-2005 годы являются:

организация предупреждения производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и аварийности;

создание системы мер по сохранению работоспособности, здоровья и жизни работника в процессе труда;

обеспечение единства региональной политики в сфере охраны труда и промышленной безопасности;

создание механизма эффективного функционирования региональной системы управления охраной труда, промышленной безопасности и возможностей для ее развития, совершенствования;

координация усилий всех заинтересованных лиц в интересах развития региона.

Основной задачей Программы является реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Пермской области в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и законом Пермской области «Об охране труда в Пермской области».


3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Создание правовой, социально-экономической базы для реализации конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

2. Программа основывается на федеральных законах «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законе Пермской области «Об охране труда в Пермской области».

3. Программа рассматривается как инструмент в реализации государственной политики в сфере охраны труда.

4. Программа строится на основе анализа состояния и тенденций производственного травматизма и профзаболеваемости, носит преемственный характер с реализованным планом первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Пермской области на 1999 - 2000 годы.

5. Программа разработана и реализуется в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов контроля и надзора, органами местного самоуправления, общественными организациями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»