Рассмотрев итоги проведенной Комитетом по управлению городским имуществом работы по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций, созданных при участии Санкт-Петербурга, в целях повышения эффективности управления указанными организациями и в соответствии с Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 года N 1373, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Считать приоритетным направление деятельности Администрации Санкт-Петербурга по созданию системы эффективного управления государственными предприятиями и учреждениями, пакетами акций (паями, долями) государства в хозяйственных обществах и товариществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также государственным имуществом, переданным указанным организациям, включающей такие элементы, как инвентаризация и мониторинг, целеполагание, планирование, отбор и мотивирование управляющих, а также регулярный контроль в отношении каждого конкретного предприятия, учреждения, организации.
2. Одобрить Концепцию управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях (далее - Концепция) согласно приложению.
3. Считать необходимым создание системы оперативного, управленческого и бухгалтерского учета активов и обязательств Санкт-Петербурга (имущественного баланса Санкт-Петербурга).
Предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом финансов организовать формирование системы учета активов и обязательств Санкт-Петербурга (имущественного баланса Санкт-Петербурга).
4. Считать необходимым создание контрольно-плановой комиссии, состоящей из представителей Комитета по управлению городским имуществом, Комитета экономики и промышленной политики и Комитета финансов, функции которой устанавливаются в соответствии с Концепцией.
Предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом экономики и промышленной политики и Комитетом финансов обеспечить разработку и представление на утверждение до 1 февраля 1999 года распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "О создании контрольно-плановой комиссии".
5. Предложить:
5.1. Комитету по управлению городским имуществом до 1 марта 1999 года разработать и утвердить порядок сбора, хранения и представления информации о коммерческих и некоммерческих организациях, созданных с участием Санкт-Петербурга.
5.2. Отраслевым и территориальным органам Администрации Санкт-Петербурга до 1 апреля 1999 года обеспечить в соответствии с установленным порядком сбор, обобщение и представление в Комитет по управлению городским имуществом информации о подведомственных государственных предприятиях, учреждениях и иных организациях.
5.3. Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом экономики и промышленной политики и Комитетом финансов с учетом мнения соответствующих отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга до 1 мая 1999 года осуществить классификацию всех коммерческих и некоммерческих организаций, созданных с участием Санкт-Петербурга, в соответствии с целями Санкт-Петербурга, определенными согласно Концепции. По результатам классификации сформировать перечни:
- государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подлежащих соответственно ликвидации или реорганизации, в том числе преобразованию в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в собственности Санкт-Петербурга, а также приватизации;
- иных коммерческих и некоммерческих организаций, участие Санкт-Петербурга в которых должно быть прекращено в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также хозяйственных обществ и товариществ, акции (доли, паи) Санкт-Петербурга в которых подлежат передаче в доверительное управление.
6. Предложить Комитету по управлению городским имуществом в отношении хозяйственных обществ и товариществ, в которых Санкт-Петербург является участником (акционером) и в которых Санкт-Петербург не преследует иных предусмотренных Концепцией целей, кроме цели получения доходов (дивидендов), осуществлять передачу акций (долей, паев) Санкт-Петербурга в доверительное управление. Договоры доверительного управления акциями (паями, долями) Санкт-Петербурга в таких обществах и товариществах должны предусматривать обязательства доверительных управляющих по достижению конкретных экономических результатов, их имущественную ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, а также обеспечение обязательств доверительного управляющего способами, установленными гражданским законодательством.
Считать необходимым заключение договоров доверительного управления, как правило, на конкурсной основе.
7. Предложить Комитету по управлению городским имуществом до 1 апреля 1999 года в установленном порядке разработать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга:
- проект закона Санкт-Петербурга "О порядке управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга";
- проект закона Санкт-Петербурга "О представителях Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях".
8. Предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом экономики и промышленной политики и Комитетом финансов обеспечить разработку, согласование и представление на утверждение губернатора Санкт-Петербурга в установленном порядке до 1 марта 1999 года:
- распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О взаимодействии подразделений Администрации Санкт-Петербурга в сфере управления государственными предприятиями (учреждениями) Санкт-Петербурга, иными коммерческими и некоммерческими организациями, в которых Санкт-Петербург является участником (акционером)";
- распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о порядке принятия решений об участии Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях";
- распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о порядке осуществления Санкт-Петербургом прав собственника имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями";
- распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О методиках анализа деятельности организаций с участием Санкт-Петербурга, государственных предприятий и учреждений Санкт-Петербурга".
9. Предложить Комитету финансов по согласованию с Комитетом по управлению городским имуществом и Комитетом экономики и промышленной политики до 1 марта 1999 года разработать порядок финансирования расходов отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга на осуществление функций по управлению коммерческими и некоммерческими организациями, созданными с участием Санкт-Петербурга.
Источниками средств, направляемых на финансирование указанных расходов отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, как правило, должны являться:
- доходы бюджета Санкт-Петербурга, получаемые в виде изымаемой собственником части прибыли подведомственных указанным органам государственных предприятий, дивидендов от иных коммерческих организаций;
- экономия средств бюджета Санкт-Петербурга, направляемых на финансирование подведомственных указанным органам государственных учреждений.
10. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по управлению городским имуществом Лихачева А.Н.
И.о. губернатора - Председателя
Правительства Санкт-Петербурга
В.В.Яцуба
Концепция
управления государственными предприятиями,
учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга
как участника в коммерческих и некоммерческих
организациях
(Основные принципы участия Санкт-Петербурга
в коммерческих и некоммерческих организациях)
Настоящая Концепция определяет основные принципы государственной политики Санкт-Петербурга в области управления государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, осуществления прав Санкт-Петербурга как участника в иных коммерческих и некоммерческих организациях.
Настоящая Концепция принимается в развитие СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует цели налаживания эффективного функционирования рыночного механизма, создания благоприятного инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, повышения конкурентоспособности коммерческих организаций и качества работы некоммерческих организаций, улучшения общих финансово-экономических показателей деятельности указанных организаций путем содействия внутренним преобразованиям в них: улучшению качества управления в организациях, в необходимых случаях -реструктуризации предприятий, модернизации производственных фондов, ускорению передачи коммерческими организациями объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства, прекращению осуществления иных, не свойственных им функций.
Настоящая Концепция направлена на усиление государственного контроля за использованием государственного имущества и регулирования экономики Санкт-Петербурга.
Настоящая Концепция призвана решить следующие основные задачи:
переход к пообъектному управлению;
повышение эффективности управления путем оптимизации управленческих решений и затрат Санкт-Петербурга, расходов организаций, участником или собственником имущества которых является Санкт-Петербург, по достижению определенных качественных результатов их деятельности;
оптимизация количества объектов управления;
использование государственных активов в качестве инструмента привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга;
обеспечение прав Санкт-Петербурга как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;
обеспечение надлежащего учета и контроля за сохранностью и использованием имущества Санкт-Петербурга;
получение дополнительных доходов, создание новых возобновляемых источников поступлений в бюджет Санкт-Петербурга.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для подразделений Администрации Санкт-Петербурга, осуществляющих от имени Санкт-Петербурга полномочия собственника имущества государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также права Санкт-Петербурга как участника иных коммерческих и некоммерческих организаций.
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему полномочий территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации, иные органы государственной власти и управления Санкт-Петербурга при наличии у них соответствующих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации реализуют определенные настоящей Концепцией принципы государственной политики при управлении государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, собственником имущества которых является Российская Федерация, при осуществлении прав Российской Федерации как участника иных коммерческих и некоммерческих организаций.
В целях настоящей Концепции некоторые используемые в ней термины имеют следующее содержание:
организация - государственное унитарное предприятие, государственное учреждение, кроме учреждений, являющихся органами государственной власти и управления, иные коммерческие и некоммерческие организации, в которых Санкт-Петербург является участником (учредителем, акционером);
предприятие - государственное унитарное предприятие, коммерческая организация, в которой Санкт-Петербург является участником (учредителем, акционером);
управляющий - руководитель государственного предприятия, учреждения, управляющая компания, представители Санкт-Петербурга в исполнительных органах коммерческих и некоммерческих организаций, в которых Санкт-Петербург является участником (учредителем, акционером), доверительный управляющий акциями (долями, паями) Санкт-Петербурга.
Государственная собственность является той материально-технической и финансовой базой, которая выступает одним из важнейших средств, обеспечивающих выполнение государством своих функций и задач. Решаемые государством политические, социальные, экономические задачи объективно требуют наличия соответствующих им материальных ресурсов. Во многом их выполнение обеспечивается имуществом казны и имуществом, закрепленным за органами государства, непосредственно осуществляющими его функции. В то же время отечественный и зарубежный опыт функционирования рыночно ориентированной экономики свидетельствует о том, что в этой сфере роль государства не сводится только лишь к регулирующей функции, т.е. к установлению правил и порядка деятельности субъектов в сфере экономических отношений. Специфика достигаемого в результате реализации некоторых функций и задач государства социально-экономического результата вызывает также необходимость участия государства в этих отношениях на юридически равных началах с иными субъектами отношений и предопределяет объем и характер воздействия государства на указанные отношения с помощью рыночных инструментов. Потребности опосредованного участия государства в экономических отношениях реализуются, в частности, через создание государственных унитарных, федеральных казенных предприятий, государственных учреждений, обладающих вещными правами на государственное имущество, а также путем реализации обязательственных прав в отношении хозяйственных обществ и товариществ, в которых государство является участником (акционером).
Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией России, Уставом Санкт-Петербурга, определяет государственную экономическую политику, регулирует экономические отношения, осуществляет социальные, культурные и иные функции и задачи государства на территории Санкт-Петербурга. Одним из инструментов Санкт-Петербурга в выполнении им соответствующих задач является участие в коммерческих и некоммерческих организациях.
По состоянию на 01.10.98 в Санкт-Петербурге находится:
1168 предприятий и организаций, имущество которых находится в собственности Российской Федерации;
1654 предприятия и организации, имущество которых находится в собственности Санкт-Петербурга.
Кроме государственных предприятий и учреждений на территории Санкт-Петербурга осуществляют деятельность организации, в которых Российская Федерация, Санкт-Петербург являются участниками (учредителями, акционерами).
Выделяется три группы таких организаций:
1. Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, акции которых, подлежащие продаже, полностью не проданы. Основной задачей государства является отчуждение всех принадлежащих государству пакетов акций в таких акционерных обществах в процессе приватизации на наиболее выгодных для государства условиях -по максимальной стоимости, с обязательством выполнения определенных инвестиционных и/или социальных условий.
Общее количество таких акционерных обществ составляет 233.
2. Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, часть акций которых в соответствии с установленными ограничениями закрепляется в государственной собственности и не подлежит отчуждению до принятия решения о прекращении закрепления. К этой же группе можно отнести акционерные общества, в которых государство может не являться акционером, но в отношении которых в установленном порядке принято решение об использовании специального права государства на участие в управлении ("золотой акции").
Общее количество таких акционерных обществ - 87.
3. Иные коммерческие и некоммерческие организации, за исключением государственных унитарных предприятий (учреждений) и акционерных обществ, указанных в первой и второй группах.
Общее количество таких организаций, выявленных и учтенных в реестре государственной собственности, в настоящее время составляет 109.
Необходимо признать, что в настоящее время государство не располагает необходимой информацией не только о состоянии дел организаций, собственником имущества которых оно является или в которых участвует, но и исчерпывающей информацией о наличии и количестве указанных организаций.
На начальном этапе экономических преобразований в стране на основе государственного имущества создавались организации подразделениями районных администраций, территориальными и отраслевыми органами государственной власти и управления, государственными предприятиями, объединениями. Внесение государственного имущества в качестве вкладов в такие организации, его использование осуществлялись практически бесконтрольно.