(с изменениями на 6 мая 2005 года)
____________________________________________________
Документ утратил силу с 30 ноября 2005 года на основании
закона Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2745-614
____________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 19 июня 2003 года
____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 31 декабря 2003 года № 1199-248
Законом Пермской области от 01 сентября 2004 года № 1580-31
Законом Пермской области от 06 мая 2005 года № 2199-484 (Газета "Пермские новости" от 20 мая 2005 года № 20 (1297))
Законом Пермской области от 06 мая 2005 года № 2217-489 (Газета "Пермские новости" от 20 мая 2005 года № 20 (1297))
____________________________________________________________
1. Выборы должностных лиц местного самоуправления в Пермской области (далее - должностные лица) проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законов, Устава Пермской области, настоящего Закона, других законов Пермской области, а также уставов муниципальных образований.
2. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Пермской области.
3. Законы Пермской области, а также иные нормативные правовые акты Пермской области, связанные с выборами должностных лиц, не должны противоречить настоящему Закону. В случае противоречия между такими законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Законом применяется последний.
4. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон в период проведения избирательной кампании по выборам должностных лиц они вступают в силу после окончания избирательной кампании.
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
1. Выборы должностных лиц местного самоуправления (далее - выборы) проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Иностранные граждане, за исключением случая, когда им предоставлены избирательные права в соответствии с международным договором Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах.
4. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии (далее - комиссии). Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Пермской области, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
6. Решения комиссий нормативного характера, решения органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию.
1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах должностных лиц на равных основаниях в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом.
2. Все решения избирательных объединений, избирательных блоков, связанные с их участием в выборах, принимаются уполномоченными на то органами избирательных объединений, избирательных блоков на коллегиальной основе в соответствии с действующим законодательством, положениями уставов, иных, в том числе учредительных документов.
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах территории муниципального образования, в котором проводятся выборы должностного лица, вправе избирать должностное лицо, участвовать в иных избирательных действиях, предусмотренных настоящим Законом.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе быть избранным должностным лицом.
Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.
Должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Должностные лица не могут быть депутатами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут замещать государственные должности, государственные должности государственной службы, муниципальные должности муниципальной службы, а также быть депутатами представительных органов местного самоуправления. Иные ограничения, связанные со статусом выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.
4. Пребывание избирателя вне места его жительства во время проведения выборов на территории муниципального образования не может служить основанием для ограничения его избирательных прав.
5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в порядке, установленном иными законами, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными должностным лицом на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
1. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей голосовать за кандидата, кандидатов или против него (них), а также голосовать против всех кандидатов.
2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
1. Срок полномочий должностных лиц устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих должностных лиц не допускается.
Норма об изменении установленного уставом муниципального образования срока полномочий должностных лиц применяется только к должностным лицам, избранным на выборах, назначенных после официального опубликования такой нормы.
3. Если срок полномочий действующих должностных лиц истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные должностные лица исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового должностного лица.
Периодическое проведение выборов является обязательным. Выборы проводятся в сроки, установленные уставами муниципальных образований, в соответствии с настоящим Законом.
1. Выборы назначает представительный орган местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который было избрано должностное лицо. В случае досрочного прекращения полномочий должностного лица выборы назначаются не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
2. Голосование на выборах должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный, нерабочий праздничный день на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
1. В случае если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в установленные настоящим Законом сроки либо не назначит выборы при досрочном прекращении полномочий должностного лица, а также при отсутствии представительного органа выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования или территориальной избирательной комиссией:
в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий должностного лица. При этом решение комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении выборов, установленного пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона;
не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий должностного лица. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении выборов, установленного пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона.
2. В соответствии с федеральным законом в случае если представительный орган местного самоуправления, а также комиссия не назначат в установленный срок выборы должностного лица, а также при отсутствии комиссии и невозможности ее формирования или в случае если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и ее полномочия в установленном порядке не переданы территориальной избирательной комиссии, выборы назначаются судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, Пермской областной избирательной комиссии.
3. Если в муниципальном образовании нет главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления, либо представительным органом местного самоуправления не назначено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Законом, либо указанные лица не осуществят указанные действия в сроки, установленные настоящим Законом, эти избирательные действия в соответствии с федеральным законом осуществляются губернатором Пермской области или по его поручению иным должностным лицом.
1. Расходы комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств бюджета муниципального образования.
2. Кандидаты финансируют все затраты на избирательную кампанию исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов.
3. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидата, участвуют в финансировании затрат, способствующих его избранию, только через избирательный фонд соответствующего кандидата.
1. Подготовку и проведение выборов, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют:
избирательная комиссия муниципального образования или в случаях, установленных настоящим Законом, территориальная избирательная комиссия, временная избирательная комиссия, сформированная для проведения данных выборов либо временная комиссия муниципального образования, в дальнейшем также именуемые «комиссия, организующая выборы»;
участковые избирательные комиссии.
2. Если в муниципальном образовании отсутствует комиссия муниципального образования, то по решению Пермской областной избирательной комиссии, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления, на территориальную избирательную комиссию, сформированную в соответствии с Законом Пермской области «О территориальных избирательных комиссиях в Пермской области», могут быть возложены полномочия комиссии муниципального образования.
3. В случае, установленном в пункте 2 статьи 10 настоящем Закона, для подготовки и проведения данных выборов формируется временная избирательная комиссия. Формирование временной избирательной комиссии осуществляет Пермская областная избирательная комиссия в течение 7 дней со дня вступления судебного решения о назначении выборов в законную силу в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных настоящим Законом.
4. В случае и порядке, установленном в пункте 5 статьи 19 настоящего Закона, формируется временная комиссия муниципального образования.
5. Комиссия, организующая выборы, является вышестоящей комиссией по отношению к участковым комиссиям. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
6. Решение комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Пермской области либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.
7. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, эти кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.