АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 сентября 1996 года N 333
Об областном социологическом мониторинге
_________________________________________________
Документ утратил силу с 29 февраля 2008 года на основании
указа губернатора Пермского края от 29 февраля 2008 года N 9
_________________________________________________
В целях обеспечения режима непрерывного (систематического) наблюдения за социальной ситуацией в Пермской области и создания условий для своевременного выявления, систематического анализа и прогнозирования происходящих изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для разработки и корректировки мероприятий по оптимизации социального развития региона
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить пакет следующих документов по организации областного социологического мониторинга:
организационные основы социологического мониторинга в Пермской области (приложение 1);
методику социологического мониторинга в Пермской области (приложение 2);
систему показателей, характеризующих социологические аспекты социальной ситуации в режиме мониторинга (приложение 3);
перечень показателей, характеризующих социальную ситуацию в режиме мониторинга (приложение 4).
2. Отделу социальных программ администрации области обеспечить применение утвержденных документов при организации областного социологического мониторинга.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Боева В.С.
Губернатор области
Г.В.Игумнов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
социологического мониторинга в Пермской области
Областной социологический мониторинг является составной частью областного социального мониторинга и выполняется силами сектора социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области в соответствии с Положением о секторе социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области, утвержденным постановлением губернатора области от 30.08.95 N 276.
Организационно-методическое руководство областным социологическим мониторингом осуществляется заведующим сектором социологического мониторинга. План работы сектора представляется зав.сектором социологического мониторинга и утверждается начальником отдела социальных программ администрации области. Сроки и объемы работ по социологическому мониторингу, а также по другим социологическим исследованиям, проводимым сектором социологического мониторинга, согласовываются также с информационно-вычислительным центром администрации области.
Структура и штаты сектора социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области в соответствии с Положением о секторе социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области утверждаются губернатором области по представлению начальника отдела социальных программ администрации области.
Для проведения опроса в городах и районах области сектором социологического мониторинга создаются временные творческие коллективы интервьюеров и кодировщиков, возглавляемые бригадиром (региональным менеджером). Для выполнения работ заключаются индивидуальные трудовые договоры.
С целью обеспечения качественного научно-методического сопровождения социологического мониторинга возможно привлечение соответствующих специалистов и ученых на хозрасчетной основе.
Финансирование работ по организации и проведению областного социологического мониторинга осуществляется на основании сметы расходов, которая представляется в финансовое управление администрации области начальником отдела социальных программ на основании расчетов, выполненных заведующим сектором. Финансирование ведется в пределах сумм, предусмотренных бюджетом области на текущий год, а также за счет доходов, полученных за дополнительно выполненные сторонние работы.
В рамках проведения областного социологического мониторинга службы и подразделения администрации области получают аналитические записки по результатам периодического социологического опроса в форме стандартного отчета, утвержденного заведующим сектором социологического мониторинга.
В случае необходимости службы и подразделения администрации области могут по согласованию с руководством сектора социологического мониторинга проводить в рамках областного социологического мониторинга социологический анализ отраслевых проблем. Проведение такого рода работ оформляется в форме стандартного бланка-заказа, предусматривающего выполнение необходимых работ как со стороны сектора социологического мониторинга, так и со стороны подразделения-заказчика.
С целью исключения дублирования работ по социологическому обеспечению администрации области, а также всестороннего учета в ходе областного социологического мониторинга социологической информации, полученной от сторонних организаций, службы и подразделения администрации области обязаны согласовывать проведение такого рода работ с сектором социологического мониторинга, а также предоставлять в банк социологической информации, находящийся в секторе социологического мониторинга, результаты проведенных социологических исследований.
Банк данных социологической информации размещается на сервере локальной вычислительной сети администрации области с целью обеспечения доступа к социологической информации в режиме "Чтение" служб и подразделений администрации области.
МЕТОДИКА
социологического мониторинга в Пермской области
Областной социологический мониторинг является составной частью социального мониторинга, проводимого администрацией области в рамках реализации концепции социальной политики. Необходимость социологического мониторинга обусловлена требованием объективности оценки, характеризующей социальную ситуацию в Пермской области. Объективность такой оценки невозможна без сочетания данных статистической отчетности и данных опроса населения, проводимого на регулярной основе и отвечающего требованиям и условиям, предъявляемым к социологической информации.
Социальный мониторинг - специально организованное целевое непрерывное (систематическое) наблюдение за социальной ситуацией в области, ее анализ и краткосрочный прогноз для разработки и корректировки системы мероприятий по оптимизации социального развития области.
Социальный мониторинг - сложно организованная система, состоящая из двух подсистем: статистического социального мониторинга, основывающегося на исходной информации государственной статистики, ведомств и управлений; социологического мониторинга, основывающегося на социологической информации, получаемой главным образом путем опроса взрослого населения.
Социологический мониторинг - сбор социологической информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур и позволяющий отслеживать изменения этих показателей во времени.
Социальная ситуация - совокупность внешних и внутренних условий и процессов жизнедеятельности территориальных общностей людей по состоянию в определенные моменты или периоды времени.
Социально-экистическая ситуация - состояние материально-вещной среды поселений (застройка, благоустройство) и расселения (от греч. "экистика" - дом, жилище).
Социально-валеологическая ситуация - совокупность условий, влияющих на здоровье населения, состояние его здоровья и жизнедеятельность и связанных с поддержанием и восстановлением здоровья (латинское слово "valeo" означает здравствовать, быть здоровым). Здоровье рассматривается физическое и социальное.
Территориальная общность людей - совокупность людей на определенной территории, объединенная множеством экономических, социальных, политических, духовных и иных связей, возникающая благодаря пространственно-временному сочетанию объективных условий жизнедеятельности социальных групп и индивидов.
Уровень жизни - обеспеченность населения материальными и другими благами, достигнутый уровень их потребления.
Социальная напряженность - состояние общественного сознания и общественного бытия, формирующееся в результате противоречий между ценностями, интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации.
Социальное благополучие - состояние субъекта общественной жизни (индивиды, социумы, общество в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения и спокойной жизнью в довольстве и достатке.
Целью областного социологического мониторинга является своевременное отслеживание динамики социального самочувствия жителей области в рамках оценки эффективности социальной политики, проводимой как областными, так и федеральными органами власти.
Областной социологический мониторинг создается для решения следующих задач:
регулярное наблюдение за состоянием общественного мнения и настроениями различных социальных групп и всего населения области по строго определенному кругу показателей, оценка которых возможна лишь с использованием социологического инструментария;
диагностирование состояния общественного мнения и настроений населения в терминах и определениях, понятных субъекту управления и используемых им в практической работе;
прогнозирование динамики состояния общественного мнения и настроений населения области.
В ходе социологического мониторинга сбор информации осуществляется по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, дающих на выходе оценку ситуаций и объектов преимущественно в стандартизированной форме.
Объектом социологического мониторинга является взрослое (в возрасте 16 лет и старше) население Пермской области. В случае проведения специальных социологических опросов с целью получения дополнительной информации, не входящей в структуру социологического мониторинга, но дополняющей и уточняющей результаты мониторинговых опросов, в качестве объектов опроса могут быть определены специфические социальные слои и группы (руководители, работники сфер управления, эксперты, представители разных возрастных групп и т.д.).
Предметом социологического мониторинга является состояние общественного мнения и настроений взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения Пермской области, выявляемое посредством системы социальных индикаторов (показателей).
Социологический мониторинг осуществляется в соответствии со следующими организационно-методическими требованиями:
набор и форма показателей социологического мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;
показатели должны по возможности отражать такие феномены общественной жизни, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и апробированы практикой; в то же время в переходный период смены от одной социально-экономической формации к другой возможно использование показателей поискового, инновационного характера;
эти показатели должны носить оценочный характер эффективности социальной политики, проводимой областными органами власти;
периодически (но не чаще одного раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.
Областной социологический мониторинг базируется главным образом на опросах взрослого населения (в возрасте 16 лет и старше), мужчин и женщин, молодежи и стариков, занятых работой и безработных, рядовых работников и руководителей, представителей различных отраслей и сфер деятельности. Опросы проводятся по месту жительства методом стандартизированного интервью с заполнением анкеты. При необходимости в ходе проведения специальных социологических исследований опросы могут проводиться по месту работы. В ряде случаев результаты социологических опросов могут быть дополнены показателями официальной статистики, а также данными, полученными при использовании контент-анализа, метода "фокус-группы" и других методов сбора социологической информации.
Выборка респондентов, подлежащих опросу в рамках социологического мониторинга (половозрастной состав, образовательный уровень и т.д.), должна соответствовать параметрам генеральной совокупности (по данным Госкомстата России) с ошибкой не более +3%. При формировании выборки для опроса учитывается пропорциональное представительство (удельный вес) групп жителей каждой точки опроса. Точки опроса отбираются исходя из концепции о группировках городов и районов области, каждый из которых представляет собой определенную территориально-общественную систему (ТОС), в схожие по экономическим, социальным, политическим и другим параметрам группы или типы ТОСов. Согласно данному подходу все территориально-государственные образования области разбиваются в настоящее время на девять типов ТОСов.
На первом этапе формирования исследуемой выборки общее количество анкет распределяется между девятью типами ТОСов пропорционально долям населения каждого типа населения Пермской области.
Вторым этапом является распределение общего количества респондентов, приходящегося на каждый тип ТОСов, между стратами, соответствующим типам поселений. В качестве стратообразующих характеристик выбрана численность населения и административный статус (город-село).
При этом устанавливается минимальное количество анкет для любой точки опроса - 25. Верхняя же граница числа анкет зависит не только от удельного веса населения, проживающего в данной точке опроса, но и от других условий (например, от необходимости иметь репрезентативную выборку в городе или районе). Выборка строится таким образом, чтобы в каждом типе ТОСов, было опрошено не менее 150 респондентов, что дает возможность отслеживать динамику настроений населения, проживающего в данном типе ТОСов с интервалом изменений не более +10 процентов при вероятности ошибки не более 5 процентов.
В каждом типе ТОСов отбираются для опроса населенные пункты, которые представляют как городское, так и сельское население.
С учетом этих условий, а также с целью обеспечения минимизации финансовых и организационных затрат на проведение мониторингового опроса общее число респондентов опрашиваемой выборки должно составлять не менее 1400 и не более 1700 человек.
На третьем этапе проводится отбор домохозяйств (квартир) для опроса. При этом сначала по определенному "шагу", обусловленному долей жителей, проживающих в микрорайоне, методом случайной выборки отбираются те избирательные участки, в которых необходимо провести опрос. При этом учитываются социальные, экономические и территориальные особенности (социально-экономические типы) микрорайонов, а также их доступность в ходе проведения опроса.
Затем в каждом отобранном избирательном участке описываются все расположенные в нем домохозяйства. После чего в соответствии с выбранным "шагом" (который определяется, исходя из задания на опрос для данной территории) отбирается для опроса нужное число домохозяйств. С учетом возможных отказов или недостижимости респондентов по тем или иным причинам общее число домохозяйств для опроса увеличивается на 50%.
И, наконец, на четвертом этапе производится отбор конкретных респондентов для опроса с использованием так называемых карточек Киша, позволяющих обеспечить случайность отбора респондентов. Однако не исключается возможность применения и другого типа отбора респондентов (по спискам избирателей, по датам рождения, квотная выборка и т.д.).
Обработка и накопление социологической информации, полученной в ходе мониторинга, проводится на базе информационно-вычислительного центра администрации области. Обработка этих данных в настоящее время проводится с использованием лицензионной программы "Детерминационный анализ" (ДА-анализ. Версия 3.0), а также программы графического построения данных линейного и парного распределений, полученных по программе "ДА-анализ". Для графического представления данных используются также электронные таблицы типа EXEL.
В дальнейшем возможно применение и других программных продуктов и технических средств, позволяющих осуществлять более эффективную обработку и хранение социологических данных.