ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 года N 572-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Администрации Курской области от 30.12.2011 N 739-па, от 15.03.2012 N 235-па, от 09.10.2012 N 839-па, от 16.10.2012 N 894-па (с изм. от 09.11.2012), от 13.11.2012 N 982-па, от 07.12.2012 N 1067-па, от 20.06.2013 N 383-па, от 25.09.2013 N 672-па, от 20.11.2013 N 847-па)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Администрации Курской области от 20.09.2013 N 659-па.
____________________________________________________________________
Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2015 годы".
(в ред. постановления Администрации Курской области от 16.10.2012 N 894-па)
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Курской области от 01.12.2010 N 575-па "Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2011 - 2013 годы".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 30.12.2011 N 739-па, от 15.03.2012 N 235-па, от 09.10.2012 N 839-па, от 16.10.2012 N 894-па (с изм. от 09.11.2012), от 13.11.2012 N 982-па, от 07.12.2012 N 1067-па, от 20.06.2013 N 383-па, от 25.09.2013 N 672-па, от 20.11.2013 N 847-па)
(в ред. постановления Администрации Курской области от 16.10.2012 N 894-па)
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 16.10.2012 N 894-па) | ||
Основание для разработки Программы | - | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | - | комитет по труду и занятости населения Курской области |
Основной разработчик Программы | - | комитет по труду и занятости населения Курской области |
Основные цели и задачи Программы | - | целями Программы являются: развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения; оказание социальной поддержки безработным гражданам. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; развитие трудовых ресурсов, снижение дисбаланса на рынке труда; поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | количество граждан и работодателей, проинформированных о положении на рынке труда; количество проведенных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; количество рабочих мест, созданных для организации оплачиваемых общественных работ; количество рабочих мест, созданных для организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; количество рабочих мест, созданных для организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; количество рабочих мест, созданных для организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; количество граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; количество безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации на рынке труда, психологической поддержке; количество безработных граждан, получивших услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, включая обучение в другой местности; количество женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности; количество безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию в переезде, и безработных граждан и членов их семей, получивших государственную услугу в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; количество безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, признанных в установленном порядке безработными и прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, получивших субсидию на оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также субсидию на оказание единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; количество получателей пособия по безработице, материальной помощи, пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно; количество получателей стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 30.12.2011 N 739-па, от 15.03.2012 N 235-па, от 09.10.2012 N 839-па, от 20.06.2013 N 383-па, от 25.09.2013 N 672-па) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в один этап в течение 2012 - 2015 годов |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 16.10.2012 N 894-па) | ||
Перечень основных мероприятий Программы | - | информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда и психологическая поддержка безработных граждан; организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности; организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, включая обучение в другой местности; оказание содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; оказание содействия самозанятости безработных граждан, включая предоставление гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, субсидии на оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также субсидии на оказание единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; выплаты пособия по безработице, материальной помощи, пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно (включая оплату банковских услуг); выплаты стипендий в период прохождения гражданами профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 30.12.2011 N 739-па, от 15.03.2012 N 235-па, от 09.10.2012 N 839-па, от 25.09.2013 N 672-па) | ||
Исполнители основных мероприятий Программы | - | комитет по труду и занятости населения Курской области и подведомственные ему областные казенные учреждения; комитет образования и науки Курской области; комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; комитет агропромышленного комплекса Курской области |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы в 2012 - 2015 годах составляет 1447531,5 тысячи рублей, в том числе: средства федерального бюджета в виде целевых субвенций - 1321044,1 тысячи рублей, средства областного бюджета - 126487,4 тысячи рублей |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 20.11.2013 N 847-па) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация Курской области. Текущий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет комитет по труду и занятости населения Курской области |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 30.12.2011 N 739-па, от 09.10.2012 N 839-па) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы | - | оказание информационных услуг о ситуации на рынке труда не менее 128,0 тысячам человек, в том числе 32,0 тысячам человек в 2013 году; организация 663 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе 168 ярмарок в 2013 году; создание 15,791 тысячи временных рабочих мест для организации оплачиваемых общественных работ, в том числе 4,091 тысячи рабочих мест в 2013 году; создание 31,727 тысячи временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе 9,747 тысячи рабочих мест в 2013 году; создание не менее 726 временных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, в том числе 186 рабочих мест в 2013 году; создание 1249 временных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, в том числе 339 рабочих мест в 2013 году; оказание профориентационных услуг в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не менее 107,767 тысячи человек, в том числе 26,487 тысячи человек в 2013 году; оказание услуг по социальной адаптации, психологической поддержке не менее 10,503 тысячи безработных граждан, в том числе 2,543 тысячи человек в 2013 году; оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию не менее 7,740 тысячи безработных граждан, в том числе 1,956 тысячи человек в 2013 году; оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию не менее 254 женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в том числе 104 женщинам в 2013 году; содействие 124 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в том числе 31 человеку в 2013 году; содействие самозанятости 1385 безработных граждан, включая предоставление 86 гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование, по направлению органов службы занятости, субсидии на оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также субсидии на оказание единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, в том числе в 2013 году 344 и 30 гражданам соответственно; выплаты пособия по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий не менее 24,835 тысячи безработных граждан, в том числе 8,222 тысячи безработных граждан в 2013 году; выплаты стипендий в период прохождения гражданами профессионального обучения, и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости не менее 7,740 тысячи граждан, в том числе 1,956 тысячи граждан в 2013 году |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 20.11.2013 N 847-па) |
Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2010 - 2011 годов характеризуется как стабильная.
Численность зарегистрированных безработных по состоянию на 1 октября в 2010 году составляла 9543 человека, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 480 человек меньше (10023 человек). За 9 месяцев 2011 года количество безработных сократилось на 1891 человека по сравнению с началом 2011 года, уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,6 в 2010 году до 1,4 в 2011 году.
Вместе с тем, при невысоком уровне регистрируемой безработицы основными проблемами сегодня являются качественные диспропорции и неудовлетворенный спрос работодателей на рабочую силу. По своему характеру зарегистрированная безработица является "структурной", так как спрос не соответствует предложению, что влечет несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Диспропорции спроса и предложения рабочей силы порождают, с одной стороны, вынужденную незанятость граждан, а с другой - кадровый дефицит. Более 80% вакансий, заявляемых работодателями, предназначены для рабочих, в то время как почти 50% безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, - специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры предлагаемой рабочей силы и спроса на нее приводит к тому, что часть потребности в новых кадрах, испытываемой работодателями, остается неудовлетворенной.
Расширение коммерческого сектора профессионального образования ведет к возрастанию роли населения при формировании спроса на образовательные услуги. В этой связи профессиональная ориентация населения играет все более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обуславливая этим обеспеченность экономики области необходимыми кадровыми ресурсами.
Основными причинами возникновения стереотипов о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов являются:
недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным секторами;
низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Уровень оплаты труда значительно ниже среднего по области:
в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - в 1,1 раза;
в текстильном и швейном производстве - в 2,0 раза;
в образовании - в 1,6 раза;
в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - в 1,4 раза.
Такой уровень оплаты труда в этих отраслях приводит:
к оттоку квалифицированных кадров в другие секторы экономики;
к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит:
к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда;
к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.
Характерной чертой областного рынка труда, несмотря на принимаемые меры, остается высокий уровень "женской" и "молодежной" безработицы: доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных составляет 70%. Численность безработных граждан в возрасте 16 - 29 лет снижается незначительно и составляет ежегодно 27 - 30%.
Требуют дальнейшего решения проблемы в обеспечении занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, имеющих несовершеннолетних детей, и других.
Постоянно растет число обращений инвалидов в органы службы занятости. Так, за период с 2009 по 2011 год численность этой категории граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилась с 10,4% до 12,5%.
В этих условиях возрастает необходимость осуществления системного и целостного регулирования ситуации, складывающейся на рынке труда.
В результате выполнения задач, поставленных в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2011 - 2013 годы", за 9 месяцев 2011 года было организовано профессиональное обучение 1065 безработных граждан, в общественных работах приняли участие 3078 человек (77,0%), организовано временное трудоустройство 7022 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (63,8%), оказано содействие самозанятости 225 безработным гражданам (200%), профориентационные услуги получили 41477 безработных и незанятых граждан (73,0%).
По итогам 9 месяцев 2011 года в Курской области достигнут рост промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, оборота розничной торговли и объема платных услуг; возросли денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата.
В январе - августе 2011 года индекс промышленного производства по сравнению с январем - августом 2010 года составил 103,6%.
За январь - август 2011 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по добыче полезных ископаемых к январю - августу 2009 года увеличился в 2,4 раза, в обрабатывающих производствах - на 15,2%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 24,4%.
Увеличение объемов заказов в промышленности обеспечило более полную загрузку производственных мощностей и занятость работников. Большинство предприятий области работали в режиме полной рабочей недели.
Значительно сократились масштабы высвобождения работников. Если в 2009 году в среднем за месяц увольнялось в связи с высвобождением свыше 500 работников, за 9 месяцев 2010 года этот показатель составил немногим более 100 человек в месяц, то за 9 месяцев 2011 года этот показатель составил в среднем 30 человек в месяц.
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в сентябре текущего года, составило свыше 7 тысяч единиц против 2 тысяч вакансий в январе 2010 года.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 16.10.2012 N 894-па)
Численность регистрируемой безработицы, человек | |||||||
Предшествующий период | Последующий период | ||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Всего | 10980 | 10500 | 8990 | 8700 | 8900 | 8900 | 8800 |
в т.ч. по полу | |||||||
женщин | 6502 | 7000 | 6383 | 6177 | 6319 | 6319 | 6248 |
мужчин | 4478 | 3500 | 2607 | 2523 | 2581 | 2581 | 2552 |
в т.ч. по месту проживания | |||||||
в городской местности | 7903 | 7500 | 7102 | 6873 | 7031 | 7031 | 6952 |
в сельской местности | 3077 | 3000 | 1888 | 1827 | 1896 | 1896 | 1848 |
в т.ч. по возрасту | |||||||
в возрасте 16 - 29 лет | 2808 | 2600 | 2517 | 2419 | 2474 | 2520 | 2446 |
в предпенсионном возрасте | 1015 | 1200 | 1798 | 1757 | 1798 | 1798 | 1778 |
в других возрастах | 7157 | 6700 | 4675 | 4524 | 4628 | 4628 | 4576 |
в т.ч. по образованию | |||||||
имеющих высшее и среднее профессиональное образование | 5426 | 5200 | 4405 | 4263 | 4361 | 4361 | 4312 |
начальное профессиональное и среднее общее образование | 5020 | 4600 | 4046 | 4115 | 4230 | 4230 | 4050 |
не имеющих полного среднего образования | 534 | 700 | 539 | 522 | 564 | 564 | 528 |
в т.ч. по причине незанятости уволившихся из организаций по сокращению штатов, ликвидации | 3134 | 2900 | 3506 | 3393 | 3471 | 3471 | 3432 |
уволившихся по собственному желанию | 3651 | 3400 | 1708 | 1653 | 1691 | 1691 | 1672 |
выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы | 372 | 350 | 629 | 629 | 623 | 623 | 616 |
потерявших работу по другим причинам | 3823 | 3850 | 3147 | 3045 | 3115 | 3115 | 3080 |
в т.ч. по продолжительности поиска работы ищут работу до 1 месяца | 1946 | 1500 | 1079 | 1044 | 1068 | 1068 | 1044 |
от 1 месяца до года | 8303 | 8050 | 7012 | 6786 | 6942 | 6942 | 6864 |
более года (хроническая безработица) | 731 | 950 | 899 | 870 | 890 | 890 | 892 |