ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2011 года N 520-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2014 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) комитет по труду и занятости населения Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы составляет 994196,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств субвенций федерального бюджета - 897713,9 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 96482,1 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Комитету по труду и занятости населения Курской области (С.Н. Малахов) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области в недельный срок обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 28 октября 2011 года N 520-рп

     

 КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

I. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2010 - 2011 годов характеризуется как стабильная.

Численность зарегистрированных безработных по состоянию на 1 октября 2010 года составляла 9543 человека, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 480 человек меньше (10023 человека).

За 9 месяцев 2011 года количество безработных сократилось на 1891 человека по сравнению с началом 2011 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился с показателя 1,6% в 2010 году до 1,4% в 2011 году.

Вместе с тем, при невысоком уровне регистрируемой безработицы основными проблемами сегодня являются качественные диспропорции и неудовлетворенный спрос работодателей на рабочую силу. По своему характеру зарегистрированная безработица является "структурной", так как спрос не соответствует предложению, что влечет несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Диспропорция спроса и предложения рабочей силы порождает, с одной стороны, вынужденную незанятость граждан, а с другой - кадровый дефицит. Более 80% вакансий, заявляемых работодателями, предназначены для рабочих, в то время как почти 50% безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, - специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры предполагаемой рабочей силы и спроса на нее приводит к тому, что часть потребности в новых кадрах, испытываемой работодателями, остается неудовлетворенной.

Существующие проблемы определили необходимость реализации мероприятий активной политики занятости населения по следующим основным направлениям:

обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу;

развитие системы профессиональной подготовки в целях повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;

поддержка малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

расширение объемов и видов общественных работ.

В результате выполнения задач, поставленных в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения на 2011 - 2013 годы", за 9 месяцев 2011 года было организовано профессиональное обучение 1650 безработных граждан. В общественных работах приняли участие 3078 человек (77,0%). Организовано временное трудоустройство 7022 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (63,8%). Оказано содействие самозанятости 225 безработным гражданам (200%). Профориентационные услуги получили 41477 безработных и незанятых граждан (73%).

Принятые меры оказали благоприятное воздействие на рынок труда и экономику региона. По итогам 9 месяцев 2011 года в Курской области достигнут рост промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, оборота розничной торговли и объема платных услуг; возросли денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата.

В январе - августе 2011 года индекс промышленного производства по сравнению с январем - августом 2010 года составил 103,6%.

За январь - август 2011 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по добыче полезных ископаемых к январю - августу 2009 года увеличился в 2,4 раза, в обрабатывающих производствах - на 15,2%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 24,4%.

Увеличение объемов заказов в промышленности обеспечило более полную загрузку производственных мощностей и занятость работников. Большинство предприятий области работали в режиме полной рабочей недели.

Значительно сократились масштабы высвобождения работников. Если в 2009 году в среднем за месяц увольнялось в связи с высвобождением свыше 500 работников, за 9 месяцев 2010 года этот показатель составил немногим более 100 человек в месяц, то за 9 месяцев 2011 года этот показатель составил в среднем 30 человек в месяц.

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в октябре текущего года, составило свыше 7 тысяч единиц против 2 тысяч вакансий в январе 2010 года.

Реализация Программы позволит создать преемственность мероприятий областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2011 - 2013 годы", обеспечит системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда, планомерно проводить работу в области обеспечения гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

В результате реализации Программы предполагается снижение уровня регистрируемой безработицы с 1,8% в 2011 году до 1,6% в 2014 году, коэффициента напряженности на рынке труда с 1,6 человека в 2011 году до 1,5 человека в 2014 году на 1 заявленную вакансию.

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития области и стратегии развития области

Основными целями Программы являются: развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения, оказание социальной поддержки безработным гражданам, что предусматривает:

обеспечение условий для воспроизводства населения и стабилизации его численности;

создание системы профессиональных образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала;

содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе.

Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей, с учетом сложившихся в Курской области экономических условий.

Таким образом, Программа в полной мере отвечает основной цели Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, а именно созданию условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения.

III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

В современных условиях возрастает актуальность задачи государственного регулирования процессов, происходящих на рынке труда. Подобная задача не может быть эффективно решена без применения программно-целевого метода, позволяющего осуществлять системный подход к регулированию ситуации на рынке труда.

Кроме того, разработка Программы обусловлена необходимостью создания эффективной межведомственной системы оказания государственных услуг в сфере занятости населения.

Выполнение в полном объеме плановых мероприятий программно-целевым методом позволит достичь поставленных целей.

IV. Ориентировочные сроки, этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы планируется осуществить в 2012 - 2014 годах. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно планируется решать аналогичные задачи, не имеется оснований для разграничения этапов реализации Программы. В связи с этим ее осуществление предполагается провести в один этап.

V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим оценивать эффективность реализации Программы по годам, предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Целями Программы являются: развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения, оказание социальной поддержки безработным гражданам. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

развитие трудовых ресурсов, снижение дисбаланса на рынке труда;

поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Целевыми индикаторами и показателями Программы, характеризующими эффективность реализации программных мероприятий, являются:

количество граждан и работодателей, проинформированных о положении на рынке труда;

количество проведенных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

количество рабочих мест, созданных для организации общественных работ;

количество рабочих мест, созданных для организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

количество рабочих мест, созданных для организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

количество рабочих мест, созданных для организации временного трудоустройства инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

количество граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации;

количество безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации на рынке труда;

количество безработных граждан, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

количество женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

количество граждан, переселенных для работы в сельской местности;

количество безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости, в том числе получивших единовременную финансовую поддержку при открытии ими собственного дела;

количество получателей пособия по безработице, материальной помощи, пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно;

количество получателей стипендий в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы в целом и за период реализации Программы с разбивкой по годам представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Реализация Программы позволит в 2012 - 2014 годах:

обеспечить информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - не менее 96,0 тысячи человек;

организовать проведение 495 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

организовать занятость на общественных работах не менее 11,7 тысячи человек;

обеспечить временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - не менее 31,0 тысячи человек;

организовать временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - не менее 540 человек;

организовать временное трудоустройство инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, - не менее 920 человек;

обеспечить получение услуг по профессиональной ориентации не менее 160,0 тысячи человек;

обеспечить получение услуг по социальной адаптации на рынке труда 6,46 тысячи безработных граждан;

направить на профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации не менее 6,017 тысячи безработных граждан;

направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, не менее 150 человек;

обеспечить переселение 93 граждан для работы в сельской местности;

оказать содействие самозанятости 1162 безработных граждан;

обеспечить выплаты пособия по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий не менее 24,0 тысячи безработным гражданам;

обеспечить выплаты стипендий в период прохождения гражданами профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости не менее 6,017 тысячи граждан.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать уменьшению социальной напряженности в области за счет снижения уровня регистрируемой безработицы с 1,8% в 2011 году до 1,6% в 2014 году, коэффициента напряженности на рынке труда с 1,6 человека в 2011 году до 1,5 человека в 2014 году на 1 заявленную вакансию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»