ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 года N 462-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2014 ГОДЫ)"
(в редакции постановлений Администрации Курской области от 28.01.2011 N 28-па, от 18.02.2011 N 58-па, от 03.08.2011 N 358-па, от 19.10.2011 N 507-па, от 30.11.2011 N 631-па, от 27.12.2011 N 715-па, от 20.02.2012 N 150-па, от 02.08.2012 N 683-па, от 12.10.2012 N 853-па (с изм. от 09.11.2012), от 07.11.2012 N 958-па, от 13.11.2012 N 980-па, от 16.07.2013 N 446-па (редакции 02.09.2013), от 03.12.2013 N 899-па)
___________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Администрации Курской области от 18.10.2013 N 748-па.
____________________________________________________________________
Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Курской области (2011 - 2014 годы)".
(в ред. постановления Администрации Курской области от 19.10.2011 N 507-па)
2. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2014 ГОДЫ)"
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 28.01.2011 N 28-па, от 18.02.2011 N 58-па, от 03.08.2011 N 358-па, от 19.10.2011 N 507-па, от 30.11.2011 N 631-па, от 27.12.2011 N 715-па, от 20.02.2012 N 150-па, от 02.08.2012 N 683-па, от 12.10.2012 N 853-па (с изм. от 09.11.2012), от 07.11.2012 N 958-па, от 13.11.2012 N 980-па, от 16.07.2013 N 446-па (ред. 02.09.2013), от 03.12.2013 N 899-па)
(в ред. постановления Администрации Курской области от 19.10.2011 N 507-па)
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Курской области (2011 - 2014 годы)" (далее - Программа) |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 19.10.2011 N 507-па) | ||
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный заказчик | - | департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Основные разработчики Программы | - | департамент экологической безопасности и природопользования Курской области |
Цели и задачи Программы | - | цель Программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления, обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно- эпидемиологического благополучия населения Курской области, повышение уровня экологической образованности населения, сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования. Основные задачи Программы: обеспечение безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений, обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной документацией; обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области, информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение программных мероприятий, проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу на утилизацию за пределы области пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также по утилизации других опасных отходов, формирование макета и издание Красной книги Курской области; комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской области, проведение работ по межеванию земельных участков ООПТ, их паспортизация, обеспечение функционирования ООПТ |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 28.01.2011 N 28-па, от 20.02.2012 N 150-па) | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | показатели: количество ГТС, в отношении которых проведены работы по капитальному ремонту; количество разработанных проектов по водохозяйственным мероприятиям; количество экземпляров доклада о состоянии окружающей среды за отчетный год; количество сборников и иных материалов о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; количество утилизированных ядохимикатов и других опасных отходов; количество мероприятий государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемых с лабораторным контролем выбросов загрязняющих веществ; количество макетов Красной книги Курской области; количество территорий, на которых проведено комплексное экологическое обследование, количество территорий, в отношении которых проведены работы по межеванию границ, количество оформленных паспортов ООПТ Курской области; количество ООПТ, на которых проведены работы по обеспечению функционирования; количество приобретенных основных средств для функционирования особо охраняемой природной территории "Железногорский дендрологический парк" (далее - ООПТ "Железногорский дендрологический парк"); количество территорий Курской области, для которых подготовлены карты (планы) зоны с особыми условиями использования территории |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 28.01.2011 N 28-па, от 13.11.2012 N 980-па, от 16.07.2013 N 446-па (ред. 02.09.2013)) | ||
Исполнители основных мероприятий Программы | департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, областное бюджетное учреждение "Железногорский дендрологический парк" | |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 13.11.2012 N 980-па) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2014 годы | |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 19.10.2011 N 507-па) | ||
Перечень основных мероприятий Программы | Основными мероприятиями Программы являются: капитальный ремонт гидротехнических сооружений; проведение авторского и технического надзора за капитальным ремонтом гидротехнических сооружений; разработка проектной документации по водохозяйственным мероприятиям, проведение экспертиз и согласований проектной документации; подготовка и издание докладов, сборников о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, иных материалов экологического направления; организация и участие в семинарах, конференциях, оплата обучения на курсах повышения квалификации; приобретение программного обеспечения экономического, правового и организационного управления природопользованием; материально-техническое обеспечение программных мероприятий; осуществление межрайонных мероприятий по утилизации пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком годности, непригодных к применению, и других опасных отходов; формирование макета и издание Красной книги Курской области; комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской области; осуществление работ по межеванию границ особо охраняемых природных территорий; разработка паспортов ООПТ Курской области; обеспечение функционирования ООПТ Курской области; приобретение основных средств для функционирования ООПТ "Железногорский дендрологический парк"; проведение лабораторного контроля загрязняющих веществ в промышленных выбросах предприятий; подготовка карт (планов) зон с особыми условиями использования территорий | |
(позиция введена постановлением Администрации Курской области от 27.12.2011 N 715-па; в ред. постановлений Администрации Курской области от 13.11.2012 N 980-па, от 16.07.2013 N 446-па (ред. 02.09.2013)) | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета и средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидии бюджету Курской области. Общий объем финансирования Программы на период 2011 - 2014 годов составляет 89,389 млн. рублей, из них: за счет средств областного бюджета - 41,852 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области в форме субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, - 47,537 млн. рублей |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 03.08.2011 N 358-па, от 19.10.2011 N 507-па, от 30.11.2011 N 631-па, от 27.12.2011 N 715-па, от 20.02.2012 N 150-па, от 02.08.2012 N 683-па, от 12.10.2012 N 853-па, от 13.11.2012 N 980-па, от 16.07.2013 N 446-па (ред. 02.09.2013), от 03.12.2013 N 899-па) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией Курской области и государственным заказчиком |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 20.02.2012 N 150-па) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы | - | ожидаемыми результатами реализации Программы являются: проведение капитального ремонта на 5 ГТС; обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной документацией; обеспечение информационно-аналитической информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; повышение уровня экологических знаний, вовлечение широких масс в дело охраны окружающей среды; обеспечение процессов контроля за состоянием окружающей среды на территории Курской области, реализация программных мероприятий; обеспечение экологической безопасности на территории Курской области; охрана и восстановление популяции редких видов наземных животных, растений и растительных сообществ; разработка обоснования создания ООПТ, сохранение уникальных уголков природы Курской области; определение строгих границ ООПТ регионального значения; ведение единой базы данных, информирование населения о состоянии ООПТ регионального значения; создание и обеспечение функционирования ООПТ; приобретение основных средств для функционирования ООПТ "Железногорский дендрологический парк" в количестве 7 штук; организация и проведение государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляемого с лабораторно-аналитическим сопровождением; сохранение уникальных мест Курского края |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 19.10.2011 N 507-па, от 20.02.2012 N 150-па, от 12.10.2012 N 853-па, от 13.11.2012 N 980-па, от 16.07.2013 N 446-па (ред. 02.09.2013)) |
Курская область является одним из субъектов Российской Федерации, обладающим уникальными по объемам и разнообразию природными ресурсами, способными обеспечить нужды Курской области и других регионов.
Состояние окружающей среды в большинстве районов Курской области продолжает оставаться напряженным.
На территории Курской области имеется около тысячи искусственных водоемов (прудов), созданных с помощью гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 150 - имеют объем наполнения более 1,0 млн. м3, в т.ч. четыре объекта - с объемом до 100,0 млн. м3 воды каждый. Большинство сооружений построено в 70 - 80-е годы, их нормативный срок эксплуатации истекает, наблюдается тенденция износа сооружений. За последние 10 - 15 лет в результате изменения форм собственности, дефицита финансовых средств, невыполнения ремонтно-эксплуатационных мероприятий многие из них стали потенциально опасными и аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
В 2001 году разработана и издана Красная книга Курской области. В течение 10 лет осуществлялась работа по инвентаризации редких и исчезающих видов наземной (водной) флоры и фауны, уточнению их местообитаний, лимитирующих факторов и разработке конкретных мер охраны с целью создания системы кадастровых оценок животного и растительного мира природных экосистем области и оценки их биологического разнообразия. Выявлены редкие и исчезающие представители растительного и животного мира, внесение которых в Красную книгу области целесообразно.
В соответствии со статьей 3 Закона Курской области от 23 августа 2004 года N 43-ЗКО "О Красной книге Курской области" издание Красной книги осуществляется не реже чем один раз в 10 лет.
На территории Курской области хранятся более 600 т пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Среди них такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. Зачастую ядохимикаты хранятся в неприспособленных помещениях, в поврежденной таре, что представляет реальную угрозу не только окружающей среде, но и здоровью населения. Утилизация бесхозных ртутьсодержащих отходов, образующихся в процессе предупреждения или ликвидации ртутных загрязнений на территории области, является важным фактором в сфере обеспечения экологической безопасности. Программой предусматривается проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов за пределы области на утилизацию.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 28.01.2011 N 28-па)
По-прежнему острыми экологическими проблемами на территории области остаются:
низкий уровень экологической образованности населения;
недостаточное законодательное и нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования.
В связи с этим возрастает актуальность:
изучения динамики изменения окружающей среды, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду;
разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов;
проведения воспитательной и образовательной работы с населением области.
Курская область нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Для этого необходимо повысить уровень экологической культуры населения области через создание эффективной системы непрерывного экологического образования. Экологическое образование должно дать представление не только о физических и биологических составляющих окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития.
Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
На территории Курской области существовало несколько категорий ООПТ: Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина - объект федерального значения; 58 памятников природы, 16 зоологических заказников, 3 ботанических заказника, лечебно-оздоровительная местность, дендрологический парк, которые являлись объектами регионального значения.
Существовавшие ранее заказники и памятники природы имели статус особо охраняемых природных территорий фактически декларативно. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативной правовой базы Курской области в сфере организации и функционирования ООПТ регионального значения постановлением Администрации Курской области от 06.07.2009 N 218 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Курской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения" отменены фактически все особо охраняемые природные территории Курской области. Поэтому сейчас особенно остро стоит вопрос по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и определению для каждого участка территории наиболее благоприятного и рационального режима особой охраны.
В настоящее время на территории Курской области существуют особо охраняемая природная территория федерального значения и 3 особо охраняемых природных территории регионального значения следующих категорий:
государственный природный биосферный заповедник;
дендрологический парк;
лечебно-оздоровительная местность;
памятник природы.
Центрально-Черноземный заповедник является одним из старейших заповедников России, входит в число 22 биосферных резерватов страны. В 1998 году был награжден дипломом Совета Европы, что свидетельствует о высокой оценке его деятельности на мировом уровне, подчеркивает ценность и значимость этого уникального природного образования. На его территории сохраняются наиболее ценные типичные и эталонные (целинные луговые степи) природные комплексы лесостепной зоны, ландшафтное и биологическое разнообразие территории. Заповедник препятствует усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, является фундаментальным элементом в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.
Дендрологический парк регионального значения служит для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
К лечебно-оздоровительной местности отнесена территория Пушкаро-Жадинского месторождения лечебных торфов, обладающая природными ресурсами (лечебные грязи) и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Начиная с 2002 г. проводится важная и актуальная работа по инвентаризации и паспортизации памятников природы области, в которой принимают участие сотрудники Центрально-Черноземного заповедника, Курского государственного университета, Курского областного краеведческого музея. За период с 2002 по 2008 гг. оформлены паспорта на 21 памятник природы. В ходе реализации переданных полномочий в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения в указанный период вскрылись такие проблемы, как отсутствие паспортов или схем границ ООПТ, а также привязки к местности площадей, значительный антропогенный пресс, необоснованные рубки и прочие, что обуславливает необходимость продолжения этой работы.
В перечне ООПТ крайне слабо представлены степные объекты, хотя в области еще имеются территории с высоким видовым разнообразием степной растительности, в составе которой присутствуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Необходимо организовать комплексные научные исследования, направленные на расширение сети особо охраняемых территорий в Курской области, включая создание новых ООПТ, пока они еще окончательно не утратили своих уникальных особенностей.
В департамент поступают обращения от глав администраций районов Курской области о рассмотрении вопросов о восстановлении статуса особо охраняемых природных территорий в виду уникального природного значения и особой социально-экологической значимости.
Для обеспечения эффективного решения приоритетных задач в области охраны окружающей среды и природопользования, а также, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, целесообразно осуществлять мероприятия в рамках долгосрочной областной целевой программы.
Цель Программы - предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления, обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области, повышение уровня экологической образованности населения, сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования.
Основные задачи:
обеспечение безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений, обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной документацией;
обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области, информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение программных мероприятий;
проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу на утилизацию за пределы области пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также по утилизации других опасных отходов;
(в ред. постановления Администрации Курской области от 28.01.2011 N 28-па)
формирование макета и издание Красной книги Курской области;
комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской области, проведение работ по межеванию земельных участков ООПТ, их паспортизация, обеспечение функционирования ООПТ.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации Программы, представлены в приложении N 1.