ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 августа 2010 г. N 349-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2011 - 2013 ГОДЫ)"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2011 - 2013 годы)".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа) департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 13,065 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области (В.Н. Барышников) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области с участием органов местного самоуправления обеспечить до 15.09.2010 разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 13 августа 2010 г. N 349-рп

     

Проект

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"


1. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Курская область является одним из субъектов Российской Федерации, обладающим уникальными по объемам и разнообразию природными ресурсами, способными обеспечить нужды Курской области и других регионов. Вместе с тем, состояние окружающей среды в большинстве районов Курской области продолжает оставаться напряженным.

На территории Курской области имеется около тысячи искусственных водоемов (прудов), созданных с помощью гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 150 - имеют объем наполнения более 1,0 млн. м3, в т.ч. четыре объекта - с объемом до 100,0 млн. м3 воды каждый. Большинство сооружений построено в 70 - 80-е годы, их нормативный срок эксплуатации истекает, наблюдается тенденция износа сооружений. За последние 10 - 15 лет в результате изменения форм собственности, дефицита финансовых средств, невыполнения ремонтно-эксплуатационных мероприятий многие из них стали потенциально опасными, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

В 2001 году разработана и издана Красная книга Курской области. В течение 10 лет осуществлялась работа по инвентаризации редких и исчезающих видов наземной (водной) флоры и фауны, уточнению их местообитаний, лимитирующих факторов и разработке конкретных мер охраны с целью создания системы кадастровых оценок животного и растительного мира природных экосистем области и оценки их биологического разнообразия. Выявлены редкие и исчезающие представители растительного и животного мира, внесение которых в Красную книгу области целесообразно.

В соответствии со статьей 3 Закона Курской области от 23 августа 2004 г. N 43-ЗКО "О Красной книге Курской области" издание Красной книги осуществляется не реже чем один раз в 10 лет.

На территории Курской области хранится более 600 т пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Среди них такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенил-трихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. Зачастую ядохимикаты хранятся в неприспособленных помещениях, в поврежденной таре, что представляет реальную угрозу не только окружающей среде, но и здоровью населения. Концепция предполагает проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов за пределы области на утилизацию.

По-прежнему острыми экологическими проблемами на территории области остаются:

низкий уровень экологической образованности населения;

недостаточное законодательное и нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования.

В связи с этим возрастает актуальность:

изучения динамики изменения окружающей среды, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду;

разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов;

проведения воспитательной и образовательной работы с населением области.

Курская область нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Для этого необходимо повысить уровень экологической культуры населения области через создание эффективной системы непрерывного экологического образования. Экологическое образование должно дать представление не только о физических и биологических составляющих окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

На территории Курской области существовало несколько категорий ООПТ: Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина - объект федерального значения; 58 памятников природы, 16 зоологических заказников, 3 ботанических заказника, лечебно-оздоровительная местность, дендрологический парк, которые являлись объектами регионального значения.

Существовавшие ранее заказники и памятники природы имели статус особо охраняемых природных территорий фактически декларативно. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативной правовой базы Курской области в сфере организации и функционирования ООПТ регионального значения постановлением Администрации Курской области от 06.07.2009 N 218 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Курской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения" отменены фактически все особо охраняемые природные территории Курской области. Поэтому сейчас особенно остро стоит вопрос по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и определению для каждого участка территории наиболее благоприятного и рационального режима особой охраны.

В настоящее время на территории Курской области существуют особо охраняемая природная территория федерального значения и 3 особо охраняемых природных территории регионального значения следующих категорий:

- государственный природный биосферный заповедник;

- дендрологический парк;

- лечебно-оздоровительная местность;

- памятник природы.

Центрально-Черноземный заповедник является одним из старейших заповедников России, входит в число 22 биосферных резерватов страны. В 1998 году был награжден дипломом Совета Европы, что свидетельствует о высокой оценке его деятельности на мировом уровне, подчеркивает ценность и значимость этого уникального природного образования. На его территории сохраняются наиболее ценные типичные и эталонные (целинные луговые степи) природные комплексы лесостепной зоны, ландшафтное и биологическое разнообразие территории. Заповедник препятствует усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, является фундаментальным элементом в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.

Дендрологический парк регионального значения служит для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.

К лечебно-оздоровительной местности отнесена территория Пушкаро-Жадинского месторождения лечебных торфов, обладающая природными ресурсами (лечебные грязи) и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Начиная с 2002 г. проводится важная и актуальная работа по инвентаризации и паспортизации памятников природы области, в которой принимают участие сотрудники Центрально-Черноземного заповедника, Курского государственного университета, Курского областного краеведческого музея. За период с 2002 по 2008 гг. оформлены паспорта на 21 памятник природы. В ходе реализации переданных полномочий в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения в указанный период вскрылись такие проблемы, как отсутствие паспортов или схем границ ООПТ, а также привязки к местности площадей, значительный антропогенный пресс, необоснованные рубки и прочие, что обуславливает необходимость продолжения этой работы.

В перечне ООПТ крайне слабо представлены степные объекты, хотя в области еще имеются территории с высоким видовым разнообразием степной растительности, в составе которой присутствуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Необходимо организовать комплексные научные исследования, направленные на расширение сети особо охраняемых территорий в Курской области, включая создание новых ООПТ, пока они еще окончательно не утратили своих уникальных особенностей.

В департамент поступают обращения от глав администраций районов Курской области о рассмотрении вопросов восстановления статуса особо охраняемых природных территорий ввиду уникального природного значения и особой социально-экологической значимости.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развитии области и стратегии развития области

Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.

Основой экономического, промышленного и социального развития страны и ее субъектов является наличие и рациональное использование природных ресурсов (недра, вода, атмосфера и т.д.).

Реализация мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволит предотвратить экономический ущерб, связанный с затоплением и разрушением жилых домов, производственных объектов, транспортных коммуникаций.

Экологическая безопасность и устойчивое развитие Курской области во многом зависят от решения проблемы обращения с отходами.

Естественные природные комплексы - луга, леса, болота и степи занимают около 20% территории Курской области. Лесами Курская область небогата, однако в ней уцелело немало прекрасных, особо ценных ландшафтов прошлого. Чтобы уберечь их от полного исчезновения, данные местности относят к числу особо охраняемых природных территорий регионального значения. Сеть таких объектов складывалась постепенно. История их создания отражает эволюцию взаимоотношений между охраной и использованием окружающей среды.

В условиях увеличения антропогенной нагрузки на природу с каждым годом возрастает роль таких территорий. Наличие особо охраняемых природных территорий является одним из значимых показателей социально-экономического развития Курской области.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом


Для обеспечения эффективного решения приоритетных задач в области охраны окружающей среды и природопользования, а также, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, целесообразно осуществлять мероприятия в рамках долгосрочной областной целевой программы.

Программа включает в себя реализацию следующих направлений:

"Водные ресурсы и водные объекты";

"Регулирование качества окружающей среды";

"Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения".

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом


Предлагается сроком реализации Программы определить 2011 - 2013 годы и осуществить ее в 1 этап.

5. Предложения по целям и задачам Программы,
основным целевым индикаторам (показателям) и критериям,
позволяющим оценивать эффективность реализации Программы
по годам, предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Цели, которые будут заложены в Программу:

предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления;

обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области, повышение уровня экологической образованности населения;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования.

Задачами Программы, направленными на реализацию указанных целей, являются:

обеспечение безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений, обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной документацией;

обеспечение населения Курской области достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области, информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение программных мероприятий, проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу на утилизацию за пределы области пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, формирование макета и издание Красной Книги Курской области;

комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской области, проведение работ по межеванию земельных участков ООПТ, их паспортизация, обеспечение функционирования ООПТ.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации Программы, представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

6. Предложения по объемам и источникам финансирования
Программы по всем ее направлениям с разбивкой по основным
мероприятиям и обоснование потребности в финансовых ресурсах

Финансирование мероприятий Программы предлагается за счет средств областного бюджета. Объемы финансирования мероприятий Программы предполагается уточнять ежегодно.

Предлагается определить общий объем финансирования Программы за счет областного бюджета в размере 13,065 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 г. - 4,355 млн. рублей, 2012 г. - 4,355 млн. рублей, 2013 г. - 4,355 млн. рублей.

Перечень основных мероприятий, предлагаемых к включению в Программу, с указанием объемов финансирования по источникам и видам расходов представлен в приложении N 2 к настоящей Концепции.

7. Предложения по государственным заказчикам,
исполнителям и разработчикам мероприятий Программы


Предлагается определить:

государственным заказчиком Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;

разработчиком Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;

исполнителем Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.




Приложение N 1
к Концепции областной целевой программы
"Экология и природные ресурсы
Курской области (2011 - 2013 годы)"


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2011 - 2013 ГОДЫ)"

N
п/п

Наименование индикаторов и   
показателей целей и задач    
Программы            

Ед.
изме-
рения

Значения индикаторов и    
показателей Программы     

До  
начала
реали-
зации

2011
г.

2012
г.  

2013
г.  

За  
период
реали-
зации
Прог-
раммы

Раздел I. Водные ресурсы и водные объекты                

Цель - предотвращение ущерба, наносимого в результате подтопления        

Задача 1. Обеспечение безопасности потенциально опасных гидротехнических
сооружений                                                               

Показатель - количество ГТС, в  
отношении которых проведены     
работы по капитальному ремонту  

шт.

11  

2

2

2

6

Задача 2. Обеспечение водохозяйственных мероприятий проектной            
документацией                                                            

Показатель - количество         
разработанных проектов по       
водохозяйственным мероприятиям  

шт.

11  

2

2

2

6

Раздел II. Регулирование качества окружающей среды            

Цель - обеспечение безопасности окружающей среды и                       
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области,    
повышение уровня экологической образованности населения                  

Задача 1. Обеспечение населения Курской области достоверной информацией о
состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории области.   
Информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение      
программных мероприятий                                                  

1.

Показатель - количество         
экземпляров доклада о состояния
окружающей среды за отчетный год

шт.

1500  

1500

1500

1500

4500

2.

Показатель - количество         
сборников и иных материалов о   
состоянии окружающей среды и    
природных ресурсов              

шт.

250  

500

500

500

1500

Задача 2. Проведение межрайонных мероприятий по сбору и вывозу на        
утилизацию за пределы области пришедших в негодность, запрещенных к      
применению пестицидов и агрохимикатов                                    

Показатель - количество         
утилизированных ядохимикатов    

тонн

13,5

20

20

20

60

Задача 3. Формирование макета и издание Красной Книги Курской области    

1.

Показатель - количество макетов
Красной книги Курской области   

шт.

-   

1

-  

-  

1

2.

Показатель - количество         
экземпляров Красной Книги       
Курской области                 

шт.

-   

-  

500

500

1000

Раздел III. Поддержка особо охраняемых природных территорий регионального
значения                                 

Цель - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий  
Курской области и обеспечение их устойчивого функционирования            

Задача - комплексное экологическое обследование уникальных мест Курской  
области, проведение работ по межеванию земельных участков ООПТ, их       
паспортизация, обеспечение функционирования ООПТ                         

1.

Показатель - количество         
территорий, на которых проведено
комплексное экологическое       
обследование                    

шт.

9  

1

2

2

5

2.

Показатель - количество         
территорий, в отношении которых
проведены работы по межеванию   
границ                          

шт.

9  

2

1

1

4

3.

Показатель - количество         
оформленных паспортов ООПТ      
Курской области                 

шт.

9  

1

1

1

3

4.

Показатель - количество ООПТ, на
которых проведены работы по     
обеспечению функционирования    

шт.

-   

10

11

12

12

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»