(с изменениями на 22 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 13.03.2014 N 133-па, от 18.08.2014 N 521-па, от 15.05.2015 N 278-па, от 07.08.2015 N 502-па, от 28.08.2015 N 564-па, от 11.12.2015 N 875-па, от 30.12.2015 N 961-па, от 08.04.2016 N 200-па, от 15.07.2016 N 511-па, от 30.09.2016 N 748-па, от 16.12.2016 N 961-па, от 29.12.2016 N 1022-па, от 17.03.2017 N 217-па, от 26.07.2017 N 604-па, от 17.11.2017 N 916-па, от 22.12.2017 N 1077-па, от 16.03.2018 N 214-па, от 19.07.2018 N 578-па, от 11.09.2018 N 726-па, от 30.11.2018 N 947-па, от 28.12.2018 N 1103-па, от 06.03.2019 N 172-па, от 08.05.2019 N 395-па, от 26.07.2019 N 698-па, от 30.07.2019 N 705-па, от 23.08.2019 N 796-па, от 20.09.2019 N 896-па, от 16.10.2019 N 990-па, от 05.11.2019 N 1057-па, от 24.12.2019 N 1334-па, от 11.02.2020 N 117-па, от 17.03.2020 N 250-па, от 13.04.2020 N 371-па, от 27.11.2020 N 1203-па, от 28.12.2020 N 1397-па, от 11.03.2021 N 190-па, от 12.05.2021 N 474-па, от 14.07.2021 N 739-па, от 04.08.2021 N 806-па, от 28.09.2021 N 1004-па, от 16.12.2021 N 1363-па, от 29.12.2021 N 1522-па, от 30.03.2022 N 334-па, от 26.05.2022 N 598-па, от 01.09.2022 N 972-па, от 05.10.2022 N 1100-па, от 30.12.2022 N 1659-па, постановлений Правительства Курской области от 28.03.2023 N 365-пп, от 26.12.2023 N 1415-пп, от 09.02.2024 N 84-пп, от 22.07.2024 N 576-пп)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Курской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды в Курской области".
2. Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области (В.Н. Барышников):
разместить утвержденную государственную программу Курской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды в Курской области" на своем официальном сайте, а также на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы Курской области" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
в случае отклонения объемов финансирования за счет средств областного бюджета, определенных утвержденной государственной программой Курской области, от объемов финансирования государственной программы, утвержденных Законом Курской области "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - закон о бюджете), не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указанного закона о бюджете представить в Администрацию Курской области предложения о приведении утвержденной государственной программы Курской области в соответствие с законом о бюджете в установленном порядке.
3. Признать утратившими силу нормативные акты Курской области по перечню согласно приложению.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3, который вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Курской области от 09.02.2024 N 84-пп, от 22.07.2024 N 576-пп)
Курская область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Вследствие большой техногенной нагрузки Курская область относится к регионам с высокой экологической напряженностью. Существенное негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают предприятия промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства.
В связи с этим, государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
С 2021 года Курская область занимает ведущую позицию в рейтинге экологического развития регионов Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль".
По данным статистической отчетности в 2022 году в атмосферный воздух на территории Курской области выброшено 51,123 тыс. тонн загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников (2021 год - 56,436 тыс. тонн). Таким образом, с учетом развивающейся экономики и достаточно стабильных годовых объемов выбрасываемых загрязняющих веществ, можно говорить об устойчивой тенденции снижения удельного показателя выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В рамках ликвидации ранее накопленного экологического ущерба за период 2009 - 2023 годов вывезено 1326,7 тонн ядохимикатов с территории муниципальных образований Курской области. По состоянию на 7 июля 2023 года все места бесхозяйных непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов и других опасных отходов очищены.
В рамках регионального проекта "Чистая страна", утвержденного Советом по стратегическому развитию и проектам (программам) 12 декабря 2018 года, протокол N 7, в 2023 году завершены работы по ликвидации полигона твердых бытовых отходов в г. Железногорске и по ликвидации несанкционированных свалок в городах Льгов, Щигры, Обоянь.
Курская область расположена в бассейнах рек Днепр и Дон (соответственно 78% и 22% территории области). Всего в области насчитывается 902 постоянных и временных водотока, из которых 188 имеют длину более 10 км. Подавляющее большинство рек Курской области относится к категории малых, водоемы испытывают значительную антропогенную нагрузку, в связи с чем нуждаются в восстановлении и экологической реабилитации. С 2007 года в Курской области прошли расчистку порядка 60 километров русел рек. Таким образом, расчистка водных объектов является одним из эффективных инструментов решения проблемы сохранения и реабилитации водных объектов.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов", утвержденного Советом по стратегическому развитию и проектам (программам) от 12 декабря 2018 года, протокол N 7, в 2020 году расчищено 37,4 га водных объектов.
За счет субвенций из федерального бюджета определено местоположение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью более 2849,5 км. Закреплены на местности специальными информационными знаками границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос на протяжении 2033 км.
За 2022 год в рамках Всероссийской акции "Вода России" на территории Курской области проведено 157 акций. Протяженность береговой линии составила 142 км для 76 водных объектов, на них собрано 477 м3 мусора при участии более 3200 человек.
Пропускная способность русел рек на многих участках снижена за счет отложения наносов, что приводит к затоплению и подтоплению прилегающих территорий. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации в рамках исполнения полномочий, переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, проводятся мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. В сфере обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений (далее - ГТС) проводится капитальный ремонт ГТС.
В настоящее время на территории области насчитывается 21 ГТС с неудовлетворительным уровнем безопасности, на которых запланировано проведение первоочередных мероприятий по капитальному ремонту. С 2013 года в области с привлечением средств федерального бюджета проведен капитальный ремонт 40 ГТС различных форм собственности.
В 2013 году завершена постановка на учет в Государственном водном реестре и Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ зон затопления и подтопления.
На территории Курской области планируется строительство второй очереди Курского водохранилища, которое предназначено для сезонного регулирования. Курское водохранилище, регулируя и распределяя объем половодья, увеличивает водность реки Тускарь в черте города Курска и реки Сейм до створа Курской АЭС в маловодный меженный период, улучшает экологическую обстановку и надежность водообеспечения области. Кроме того, Курское водохранилище может рассматриваться как резервная емкость в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (катастрофическое маловодье) в районах городов Курска и Курчатова.
В результате проведенных и запланированных мероприятий будет улучшено экологическое состояние водных объектов, достигнуто снижение загрязнения водных объектов, расширены рекреационные возможности и обеспечена защищенность населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики Курской области является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных территорий. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы. За период с 2013 по 2022 годов созданы 56 памятников природы и 7 природных парков.
В ходе реализации полномочий в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) в указанный период выявились такие проблемы, как значительный антропогенный пресс, необоснованные рубки, замусоривание территорий и прочее, что обуславливает необходимость продолжения этой работы. В рамках развития и совершенствования системы ООПТ регионального значения завершена работа по внесению границ всех 65 ООПТ регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях методического обеспечения работы по сохранению биологического разнообразия выпущена новая редакция Красной книги Курской области в 2017 году.
В сфере экологического просвещения и воспитания ежегодно проводились региональные этапы Всероссийских акций "Дни защиты от экологической опасности", "Всероссийский экологический диктант", всероссийские субботники "Вода России", "Зеленая весна", "Зеленая Россия", "Сделаем!". В 2017 году Курская область объявлена территорией эколят - молодых защитников природы.
Охота и охотничье хозяйство - это особые формы хозяйственной и рекреационной деятельности, компоненты системы комплексного природопользования, эффективные инструменты охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Охотничье-ресурсный потенциал Курской области включает 65 видов охотничьих ресурсов, из которых по 52 видам ведется учет численности в рамках государственного мониторинга, обитающих на территории 2746,9 тыс. гектаров, в том числе 1841,53 тыс. гектаров общедоступных охотугодий.
В 2022 году достигнуты следующие итоги региональной политики в сфере животного мира и среды их обитания:
Численность охотничьих ресурсов составила:
Олень благородный - 448 особей, косуля европейская - 6683 особи, лось - 864 особи, кабан - 157 особей, барсук - 1986 особей, куница лесная - 2324 особи, бобр европейский - 11203 особи.
Проведены биотехнические мероприятия: заготовлено сена - 5,12 т, зерновых (ячменя, пшеницы) - 94 т, сооружено кормушек, подкормочных площадок - 44 шт., солонцов - 99 шт.
Важным результатом реализации государственной политики в сфере охотничьего хозяйства является повышение эффективности использования охотничьих ресурсов, обеспечение постепенного роста численности большинства видов охотничьих ресурсов.
В последние годы численность охотничьих ресурсов увеличивается.
Немаловажной является проблема отставания действующей системы охраны и воспроизводства объектов животного мира в современных условиях, в сферах охоты и ведения охотничьего хозяйства; отставания правового и экономического механизмов, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, от уровня современных природоохранных требований.
Для эффективного осуществления охраны объектов животного мира, в том числе для борьбы с браконьерством, всех охотоведов и государственных инспекторов по охране диких животных районов Курской области необходимо максимально обеспечить материально-техническими средствами.
Система охранных и воспроизводственных мероприятий должна иметь научно обоснованный, плановый характер, учитывающий конкретные условия.
Потенциалом развития анализируемой сферы является дальнейшая реализация проектов по расчистке и реабилитации водных объектов, снижению удельного показателя выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, развитию системы ООПТ, экологическому просвещению и воспитанию, а также расширению площадей охотничьих угодий и повышению эффективности использования охотничьих ресурсов.