ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 сентября 2009 г. N 478-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы".
2. Определить государственным заказчиком-координатором областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) комитет здравоохранения Курской области и государственными заказчиками указанной Программы:
комитет здравоохранения Курской области,
комитет образования и науки Курской области,
комитет информации и печати Курской области,
комитет по делам молодежи и туризму Курской области,
комитет по культуре Курской области,
комитет по физической культуре и спорту Курской области.
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 30540,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету здравоохранения Курской области (А.А. Чихирин) с участием Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ по Курской области (Н.И. Руднев) и другими заинтересованными органами исполнительной власти обеспечить разработку до 15.10.2009 проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) ориентирована на дальнейшее развитие и совершенствование целенаправленной скоординированной работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Курской области по реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту на период до 2014 года.
Основные направления работ по Программе и комплекс программных мероприятий формируются с учетом результатов реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", предварительные итоги которой показывают, что задачи, поставленные при ее утверждении, в целом достигаются.
Реализация программных мероприятий по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений существенно расширила арсенал форм и методов ведения антинаркотической профилактической работы среди подростков и молодежи, позволила достигнуть следующих результатов. Снизилось на 15,3% число вновь выявленных потребителей психоактивных веществ (далее - ПАВ) в 2008 году (1068 человек) по сравнению с 2007 годом (1260 человек). Наибольшие темпы снижения роста вновь выявленных потребителей ПАВ отмечены в группе больных, страдающих наркоманией, - 44,3% (этот показатель с 495 человек в 2007 году снизился до 276 человек в 2008 году).
Показатель заболеваемости наркоманией (в расчете на 100 тыс. населения) в 2007 году (42,5 человек на 100 тысяч населения), более чем в 2 раза превосходивший средний уровень по Российской Федерации (20,5 человек на 100 тысяч населения), в 2008 году (23,7 человек на 100 тысяч населения) снизился до среднефедерального уровня. Регистрируемое снижение показателя заболеваемости наркоманией происходит на фоне сохраняющегося достаточно высокого уровня потребления наркотиков с вредными последствиями: в 2008 году - 62,2 человек на 100 тыс. населения; в 2007 году - 61,3 человек на 100 тыс. населения.
Одним из позитивных итогов 2008 года явилось сокращение числа выявленных несовершеннолетних потребителей ПАВ более чем в 2 раза: с 302 до 149 человек, итого на 49,3%. Впервые с 2005 года рост потребителей наркотиков сменился резким падением их числа.
Невыполнение в 2005 - 2009 годах из-за отсутствия финансирования некоторых мероприятий Программы, которые предусматривали создание и размещение в средствах массовой информации социальной рекламы антинаркотической направленности, изготовление печатной и сувенирной продукции, направленной на профилактику потребления наркотиков, выпуск учебной и методической литературы, развивающих новые формы и методы профилактики, не способствует содействию формирования у молодежи антинаркотического мировоззрения, в том числе формированию установок по неприязненному отношению к наркотикам.
Не в полной мере используются возможности молодежных объединений и негосударственных организаций в предупреждении немедицинского потребления наркотиков. Их потенциал при планировании и осуществлении антинаркотической профилактической работы, в том числе посредством волонтерских инициатив в указанной сфере, раскрыт в настоящее время недостаточно. Это диктует необходимость расширения форм и методов участия молодежных объединений и негосударственных организаций в профилактике немедицинского потребления наркотиков, оказания указанным молодежным объединениям и негосударственным организациям государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
Значительному снижению распространения немедицинского потребления наркотиков способствовала работа по уничтожению на территории Курской области очагов дикорастущих наркосодержащих растений и мероприятия по перекрытию и ликвидации каналов поставок на территорию области семян пищевого мака, не соответствующего требованиям ГОСТа.
Снижение уровня заболеваемости населения наркоманией невозможно без реализации системы неотложных мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и существенное сокращение его объемов.
Анализ результатов реализации отдельных мероприятий областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" показывает их эффективность, что позволяет продолжить их выполнение в рамках разрабатываемой Программы на период до 2014 года.
Кроме того, при формировании Программы будут учтены выявленные тенденции в развитии проблемной ситуации, а также решения органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Курской области, принятые в период действия предшествующей программы, и изменения нормативной правовой базы в указанной сфере.
Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Курской области определено и неоднократно подтверждено документами как федерального, так и регионального уровней.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" к принципам государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту отнесены в том числе:
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ (далее - наркотики), стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;
привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе.
Приоритетность решаемой проблемы для обеспечения безопасности государства определена в решении Совета Безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2001 г. N 5 "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране".
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно указывалось, что граждане страны являются главным конкурентным капиталом и источником развития страны, для раскрытия потенциала которого необходимо создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья нации, остановить рост наркомании. Выражалась готовность к эффективному партнерству со всеми странами в решении глобальных проблем и к единению усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля.
Президент Российской Федерации, обращая особое внимание на характерную для сегодняшнего дня усиливающуюся дифференциацию в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" подчеркнул необходимость перехода к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение фактического равноправия субъектов Российской Федерации, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития территорий.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, предусматривают:
реализацию комплекса профилактических мер, направленных на сокращение потребления наркотиков и снижение спроса на них, профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
сосредоточение усилий правоохранительных органов на противодействии организованному наркобизнесу, пресечении наркотрафика и подрыве финансовых основ наркопреступности;
принятие неотложных мер по стабилизации наркоситуации в стране, продолжение формирования современной системы противодействия наркобизнесу.
Стабилизация наркоситуации в стране и в Курской области в настоящее время невозможна без существенного сокращения объема незаконного оборота наркотиков и предупреждения их немедицинского потребления.
По данным Курской областной наркологической больницы по состоянию на 1 апреля 2009 года в Курской области сложилась следующая наркоситуация.
На наркологическом учете по состоянию на 1 апреля 2009 года в лечебно-профилактических учреждениях Курской области состоит 3109 потребителей психоактивных веществ (на 1 января 2009 года - 3166 человек), в том числе с диагнозом "наркомания" - 1847 человек (на 1 января 2009 года - 1806 человек); с диагнозом "токсикомания" - 44 человека (на 1 января 2009 года - 48 человек); потребителей наркотиков с вредными последствиями - 1146 человек (на 1 января 2009 года - 1232 человека), потребителей токсических веществ - 72 человека (на 1 января 2009 года - 80 человек).
Учитывая изложенное, прослеживается тенденция снижения в первом квартале 2009 года количества потребителей ПАВ, состоящих на наркологическом учете, на 57 человек, в том числе с диагнозом "токсикомания" снижение на 4 человека, потребителей наркотиков с вредными последствиями - на 94 человека, потребителей токсических веществ - на 8 человек.
К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы предупреждения немедицинского потребления наркотиков в Курской области, относятся:
расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети "Интернет";
обращение в частную систему здравоохранения, самолечение.
Негативно на ситуацию в сфере распространения немедицинского потребления наркотиков влияет отсутствие должных результатов по сокращению собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков.
Другие факторы, способствующие распространению немедицинского потребления наркотиков, формируются в социальной сфере.
Не в полной мере используются возможности молодежных объединений и других негосударственных организаций в предупреждении немедицинского потребления наркотиков. Их потенциал при осуществлении антинаркотической профилактической работы, в том числе волонтерских инициатив в указанной сфере, раскрыт в настоящее время недостаточно. Это диктует необходимость расширения форм и методов участия негосударственных организаций в профилактике немедицинского потребления наркотиков, оказания указанным молодежным объединениям и негосударственным организациям государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
Снижение уровня заболеваемости населения наркоманией невозможно без реализации системы неотложных мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и существенное сокращение его объемов.
К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков, относятся:
высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Российской Федерации;
наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков.
Закон Курской области от 5 декабря 2006 г. N 80-ЗКО "О Программе социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы" называет рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, одной из основных проблем в обеспечении правопорядка на территории Курской области.
В соответствии с Законом Курской области от 14 августа 2006 г. N 55-ЗКО "Об Общественных советах профилактики правонарушений в Курской области" одним из основных направлений деятельности Общественных советов является участие совместно с органами здравоохранения и другими организациями в подготовке и проведении мероприятий, направленных на борьбу с употреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача на территории муниципального образования.
Организационной основой реализации государственной политики в данном направлении должна стать программа, обеспечивающая решение взаимоувязанных проблем незаконного оборота наркотиков и распространенности их немедицинского потребления. Программа будет призвана обеспечить сокращение преступности и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, снижение уровня заболеваемости населения Курской области синдромом зависимости от наркотиков, совершенствование системы реабилитационной работы и социальной адаптации больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики без назначения врача, формирование у детей, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения и т.д.
Анализ текущего состояния наркоситуации указывает на необходимость принятия стратегических решений в сфере предупреждения и сокращения немедицинского потребления наркотиков, пресечения и снижения объема их незаконного оборота.
Осуществление мероприятий, направленных на реализацию указанных решений, обуславливает необходимость их комплексной межведомственной, межрайонной и межотраслевой координации, а также согласованного использования финансовых и материальных ресурсов.
Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления областными ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод.
Кроме того, реализация программно-целевого метода при организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, сформированную созданием Антинаркотической комиссии в Курской области, наделенной полномочиями принятия решений и механизмами контроля их исполнения при формировании четкого организационно-финансового механизма взаимодействия указанных органов.
Отказ от использования программно-целевого метода при противодействии злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту приведет к прогнозируемому обострению проблемной ситуации, ежегодному прогрессирующему увеличению числа лиц с впервые установленным диагнозом зависимости от наркотиков (наркомания), и позволяет прогнозировать к 2015 году рост числа лиц, больных наркоманией, до уровня 364,4 - 370,0 на 100 тыс. человек населения.
Согласно экспертным оценкам отказ от программно-целевых методов при проведении мероприятий, направленных на профилактику первичного потребления наркотиков, а также антинаркотическую пропаганду и медицинскую профилактику наркомании, неизбежно приведет к существенному приросту численности подростков, злоупотребляющих наркотиками, основную часть которых составят несовершеннолетние в возрасте 15 - 17 лет. При этом продолжится сокращение обращаемости лиц указанной возрастной категории за специализированной медицинской помощью на добровольной основе.
Отказ от программно-целевых методов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков приведет к прогнозируемому увеличению его объема на 20 - 25 процентов.
Решение вышеуказанных проблем в рамках текущей деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области в соответствии с установленными полномочиями сопряжена с риском разобщенности осуществляемых ими мероприятий, выполнения отдельных проектов, не обеспечивающих единой политики в этой сфере, увеличения затратности бюджетов всех уровней на решение обозначенной проблемы.
В целом развитие проблемной ситуации без использования программно-целевого метода будет характеризоваться регрессивными процессами, способствующими возврату негативных тенденций начала 2000-х годов.
Ранее действовавшая областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" способствовала снижению части указанных показателей.
Программно-целевой метод в реализации мер, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, доказал свою эффективность не только в Курской области, но и в других регионах Центрального федерального округа.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2010 - 2014 годах.
С учетом ретроспективного анализа и прогноза развития наркоситуации в Курской области не имеется оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах реализации Программы. В связи с этим ее осуществление предполагается провести в один этап.