КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ


Принят
Курской областной Думой
23 ноября 2006 года

Статья 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы (прилагается).

Статья 2. Правительству Курской области при формировании проектов областного бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать средства для реализации Программы социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ

г. Курск

5 декабря 2006 г.

N 80 - ЗКО




Приложение
к Закону Курской области
"Об утверждении Программы
социально-экономического развития
Курской области на 2006 - 2010 годы"
от 5 декабря 2006 г. N 80-ЗКО

ПРОГРАММА
социально-экономического развития Курской
области на 2006 - 2010 годы

ПАСПОРТ
Программы социально-экономического развития
Курской области на 2006 - 2010 годы

Наименование    
Программы       

Программа социально-экономического        
развития Курской области на 2006 - 2010   
годы                                      

Основание для   
разработки      
Программы       

Распоряжение Правительства Российской     
Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р      
"О совершенствовании деятельности по      
разработке, утверждению и реализации      
программ экономического и социального     
развития субъектов РФ Минэкономразвития   
России", приказ Министерства              
экономического развития и торговли        
Российской Федерации от 17 июня 2002 г.   
N 170 "О совершенствовании разработки,    
утверждения и реализации программ         
экономического и социального развития     
субъектов Российской Федерации"
.          
Постановление Губернатора Курской области
от 28.04.2005 N 303 "О разработке         
Программы социально-экономического        
развития Курской области на 2006 - 2010   
годы"

Государственный
заказчик        

Администрация Курской области             

Основные        
разработчики    
Программы       

ОАО "РОЭЛ Консалтинг" (г. Москва)         
Администрация Курской области             

Цели Программы  

Основные цели Программы:                  
- достижение высокого уровня качества и   
стандартов жизни населения Курской        
области на основе создания динамично      
развивающейся, сбалансированной и         
конкурентоспособной региональной          
экономики, обеспечивающей занятость и     
высокий уровень доходов населения;        
- создание условий для развития реального
сектора экономики и увеличения доходной   
части бюджета;                            
- сокращение разрыва между Курской        
областью и лидирующими по уровню          
социально-экономического развития         
регионами России                          

Основные задачи
Программы       

В рамках достижения цели по повышению     
уровня качества и стандартов жизни        
населения Курской области:                
- обеспечение роста реальных денежных     
доходов населения, погашение              
задолженности по выплате заработной       
платы, снижение уровня бедности;          
- повышение уровня занятости населения,   
создание новых рабочих мест, снижение     
напряженности на рынке труда;             
- создание необходимых условий для        
снижения смертности, повышения            
рождаемости, стимулирования миграционного
притока населения;                        
- повышение уровня медицинского           
обслуживания населения, развитие          
материально-технической базы              
здравоохранения;                          
- повышение уровня комфорта и             
безопасности жизнедеятельности за счет    
обеспечения устойчивости и надежности     
работы жилищно-коммунального хозяйства,   
повышения качества жилищно-коммунальных   
услуг;                                    
- реализация стандартов социального       
обеспечения и защиты населения, развитие  
инфраструктуры социального обеспечения,   
оказание помощи семьям и детям, в том     
числе безнадзорным и беспризорным         
несовершеннолетним, гражданам пожилого    
возраста, ветеранам и инвалидам,          
гражданам, уволенным с военной службы,    
членам их семей;                          
- повышение доступности и качества        
образования для эффективного включения    
населения области в региональный и        
российский рынки труда, развитие высшей   
школы и современных образовательных       
технологий, обеспечивающих                
квалификационные потребности современного
общества, внедрение инновационных         
образовательных программ и информатизации
в сфере образования;                      
- обеспечение доступа населения к         
ценностям культуры, сохранение и развитие
культурного потенциала области и его      
включение в российский и мировой          
культурные процессы, развитие современных
социально-культурных услуг, технологий и  
инфраструктуры культуры и досуга;         
- создание условий для удовлетворения     
потребностей населения в занятиях         
физической культурой и спортом за счет    
развития инфраструктуры спорта и отдыха;  
- обеспечение воспитания и физического    
здоровья молодежи, создание условий для   
социальной самореализации и адаптации     
молодежи к современным условиям           
экономики;                                
- повышение экологической безопасности,   
снижение уровня загрязнения окружающей    
среды.                                    

В рамках достижения цели по созданию      
динамично развивающейся, сбалансированной
и конкурентоспособной региональной        
экономики предлагается:                   
- развитие конкурентных рынков товаров,   
услуг, капиталов, ресурсов; повышение     
экономической эффективности деятельности  
собственников и распространение лучшей    
практики управления, в том числе в        
государственном секторе;                  
- эффективное использование и развитие в  
рыночных условиях природного,             
производственного, трудового и            
интеллектуального потенциала области;     
устойчивое воспроизводство и              
использование сырьевых ресурсов области;  
- повышение инвестиционной                
привлекательности области и создание      
благоприятного инвестиционного климата за
счет максимального использования          
внутренних источников инвестиций, в т.ч.  
роста доходов и накоплений предприятий    
реального сектора, привлечения сбережений
населения, а также за счет притока прямых
отечественных и иностранных инвестиций,   
интенсификации работы с инвесторами;      
- реализация инновационного потенциала за
счет создания инфраструктуры поддержки    
инновационного процесса, содействие       
внедрению (трансферу) современных         
инновационных технологий в реальном       
секторе и отраслях социальной сферы;      
- в реальном секторе экономики реализация
проектов, предусматривающих создание      
новых производств, использующих такие     
конкурентные преимущества области, как    
энергоизбыточность, прохождение через ее  
территорию нефте- и газопроводов, наличие
сырьевой базы для производства            
строительных материалов;                  
- рост производства и реализации          
промышленной продукции, повышение         
производительности труда и качества       
продукции за счет:                        
диверсификации промышленного производства,
реконструкции и технического              
перевооружения предприятий,               
увеличения загрузки и роста               
производственных мощностей,               
развития интегрированных производственно-
технологических связей и кооперации,      
выпуска новой и конкурентоспособной       
продукции,                                
внедрения (трансфера) современных         
технологий,                               
производства продукции с высокой долей    
добавленной стоимости,                    
укрепления позиций продукции на рынках    
сбыта, использования сырьевой базы        
области;                                  
- создание условий для повышения          
эффективности деятельности топливно-      
энергетического комплекса, реализация     
основных направлений государственной      
политики в области энергосбережения;      
- развитие интегрированных                
производственно-технологических связей    
сельхозтоваропроизводителей и             
перерабатывающей промышленности,          
увеличение объемов производства и         
реализации сельскохозяйственной           
продукции, развитие рынка                 
сельскохозяйственной продукции,           
привлечение инвестиционных ресурсов в     
АПК;                                      
- содействие развитию конкуренции в       
строительном комплексе, развитие рынка    
жилья, развитие промышленности            
строительных материалов и строительной    
индустрии, газификации;                   
- развитие ипотечного кредитования и      
внедрение механизмов удешевления          
стоимости строительства, обеспечение      
жильем категорий граждан, нуждающихся в   
социальной защите;                        
- реализация возможностей транспортной    
системы области по удовлетворению         
регионального спроса и внешних            
потребителей, обеспечение надлежащего     
состояния и перспективного развития       
дорожной сети;                            
- внедрение информационных и              
телекоммуникационных технологий,          
обеспечивающих доступность информации и   
включение области в глобальное            
информационное пространство,              
информатизация области;                   
- создание благоприятных условий для      
развития малого предпринимательства;      
- обеспечение потребности базовых         
отраслей экономики области                
(агропромышленного комплекса,             
стройиндустрии, дорожного строительства,  
черной металлургии, химической            
промышленности) в минеральном сырье и     
природных материалах;                     
- укрепление промышленного и научно-      
технического сотрудничества со странами   
СНГ и зарубежными странами, развитие      
приграничных и межрегиональных связей     

Сроки реализации
Программы       

2006 - 2010 годы                          

Основные        
мероприятия     
Программы       

В промышленности:                         
- топливно-энергетический комплекс -      
техническое переоснащение производства в  
атомной энергетике - строительство        
энергоблока N 5 и начало строительства    
энергоблока N 6 Курской АЭС, модернизация
энергоблоков, усовершенствование          
технологий работы с радиоактивными        
отходами и отработавшим ядерным топливом;
строительство станции замещения - АЭС-2 и
гидроаккумулирующей станции;              
- добыча полезных ископаемых -            
техническое перевооружение                
ОАО "Михайловский ГОК", выход на более    
высокий уровень переработки железорудного
сырья;                                    
- обрабатывающие производства -           
модернизация и техническое перевооружение
производства, создание новых мощностей,   
внедрение новых видов конкурентоспособной
продукции.                                
В агропромышленном комплексе:             
- развитие интегрирования                 
сельхозтоваропроизводителей и             
перерабатывающей промышленности;          
- растениеводство - совершенствование     
структуры посевных площадей, повышение    
плодородия почв, развитие семеноводства;  
- животноводство - наращивание поголовья  
животных, повышение их продуктивности и   
уровня воспроизводства.                   
В строительном комплексе - строительство  
жилья и объектов социально-культурной     
сферы:                                    
- развитие базы строительной индустрии -  
завершение начатых и строительство новых  
производственных объектов, в том числе на
основе местной сырьевой базы;             
- развитие газификации Курской области -  
строительство межпоселковых газопроводов-
отводов, распределительных газовых сетей,
газификация котельных и ТЭЦ, промышленных
и коммунально-бытовых объектов, жилого    
сектора (квартир) населения;              
- развитие дорожного хозяйства -          
повышение технического уровня автодорог   
за счет их модернизации, реконструкция    
важных автомагистралей, строительство     
обходов населенных пунктов, развитие      
межрегиональных транспортных коридоров.   
В жилищно-коммунальном хозяйстве области -
адресная защита малоимущих слоев          
населения, внедрение новых                
высокоэффективных технологий, механизмов,
оборудования, повышение надежности и      
устойчивости систем инженерного           
обеспечения.                              
В социальной сфере - укрепление           
материально-технической базы;             
совершенствование структуры организаций   
социальной сферы.                         
В сфере природопользования - повышение    
обеспеченности экономики области          
основными минерально-сырьевыми ресурсами  
на принципах их комплексного и            
рационального использования.              
В сфере экологической безопасности и      
охраны окружающей среды - снижение        
негативного воздействия на окружающую     
среду                                     

Исполнители     
основных        
мероприятий     
Программы       

Органы исполнительной власти Курской      
области, органы местного самоуправления,  
организации всех форм собственности,      
расположенные на территории Курской       
области                                   

Объемы и        
источники       
финансирования  
Программы       

2006 год:                                 
средства федерального бюджета - 0,53      
млрд. руб.,                               
средства областного бюджета - 2,66 млрд.  
руб.,                                     
средства местных бюджетов - 0,11 млрд.    
руб.,                                     
внебюджетные средства - 18,5 млрд. руб.,  
собственные средства предприятий и        
организаций - 3,9 млрд. руб.              
2007 год:                                 
предполагаемые средства федерального      
бюджета - 9,49 млрд. руб.; 2,69 <*> млрд.
руб.,                                     
средства областного бюджета - 4,09 млрд.  
руб.,                                     
прогнозируемые средства местных бюджетов  
- 0,34 млрд. руб.,                        
предполагаемые внебюджетные средства      
- 22,83 млрд. руб.,                       
предполагаемые собственные средства       
предприятий и организаций - 11,5 млрд.    
руб.                                      
2008 год:                                 
предполагаемые средства федерального      
бюджета - 11,1 млрд. руб.; 4,3 <*> млрд.  
руб.,                                     
средства областного бюджета - 5,02 млрд.  
руб.,                                     
прогнозируемые средства местных бюджетов  
- 0,43 млрд. руб.,                        
предполагаемые внебюджетные средства -    
25,33 млрд. руб.,                         
предполагаемые собственные средства       
предприятий и организаций - 12,7 млрд.    
руб.                                      
2009 год:                                 
предполагаемые средства федерального      
бюджета - 8,9 млрд. руб.; 4,5 <*> млрд.   
руб.,                                     
средства областного бюджета - 5,55 млрд.  
руб.,                                     
прогнозируемые средства местных бюджетов  
- 0,49 млрд. руб.,                        
предполагаемые внебюджетные средства -    
24,3 млрд. руб.,                          
предполагаемые собственные средства       
предприятий и организаций - 6,1 млрд.     
руб.                                      
2010 год:                                 
предполагаемые средства федерального      
бюджета - 4,74 млрд. руб.,                
средства областного бюджета - 6,37 млрд.  
руб.,                                     
прогнозируемые средства местных бюджетов  
- 0,59 млрд. руб.,                        
предполагаемые внебюджетные средства -    
32,48 млрд. руб., предполагаемые          
собственные средства предприятий и        
организаций - 6,45 млрд. руб.             
Всего на 2006 - 2010 годы требуется       
224,56 млрд. руб.; 206,56 <*> млрд. руб.,
в том числе:                              
предполагаемых средств федерального       
бюджета - 34,77 млрд. руб.; 16,77 <*>     
млрд. руб.,                               
средств областного бюджета - 23,68 млрд.  
руб.,                                     
прогнозируемых средств местных бюджетов -
1,97 млрд. руб.,                          
предполагаемых внебюджетных средств -     
123,48 млрд. руб.,                        
предполагаемых собственных средств        
предприятий и организаций - 40,66 млрд.   
руб.                                      

Ожидаемые       
конечные        
результаты      
реализации      
Программы       

За счет реализации программных мероприятий
объемы производства в реальном секторе    
экономики возрастут:                      
- в промышленности - в 1,4 раза           
(в сопоставимых ценах)                    
- в сельском хозяйстве - в 1,3 раза       
(в сопоставимых ценах)                    
- в строительстве - в 1,3 раза            
(в сопоставимых ценах)                    
- в сфере потребительского рынка товаров  
и услуг - в 1,8 раза (в сопоставимых      
ценах)                                    
налоговые платежи в бюджеты всех уровней  
- в 1,8 раза.                             
Повышение уровня и качества жизни:        
- увеличение среднемесячной заработной    
платы в 2,1 раза                          
- увеличение рабочих мест на 17 тыс.      
единиц                                    
- социальный эффект (от вновь созданных   
рабочих мест) за пять лет - 2,0 млрд.     
рублей                                    

Система         
организации     
контроля за     
исполнением     
Программы       

Комитет по экономике и развитию Курской   
области ежегодно направляет Губернатору   
Курской области, первому заместителю      
Губернатора - Председателю Правительства  
Курской области, Курской областной Думе   
информацию о выполнении мероприятий       
Программы                                 


--------------------------------

<*> Без учета ввода в эксплуатацию в 2009 году 5-го энергоблока Курской АЭС.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.06.2002 N 170, а также в соответствии с Уставом Курской области.

Она детализирует программные установки, намеченные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, формирует необходимые условия для реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 г. с учетом имеющегося в регионе ресурсно-производственного потенциала и основных тенденций развития области.

Программа является комплексным документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу.

Необходимость разработки Программы вызвана тем, что целевые установки предыдущей Комплексной программы социально-экономического развития Курской области на 2002 - 2005 годы, направленной на приостановление экономического спада, стабилизацию социально-экономической обстановки в области и обеспечение экономического роста, во многом реализованы. О формировании тенденции экономического роста в области свидетельствуют итоги предыдущих пяти лет, представленные в отдельном разделе Программы (глава 1, раздел 1.3 "Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Курской области").

Сегодня область обладает значительным потенциалом развития, развитой энергетической инфраструктурой, квалифицированными кадрами, возможностью интенсификации внешнеторговых связей, развитым научно-образовательным комплексом (глава 1, раздел 1.1 "Социально-экономическое положение Курской области").

Тем не менее, темпы экономического роста и достигнутые значения макроэкономических показателей недостаточны для решения социально-экономических проблем.

Поэтому в Программе ставится задача превратить Курскую область в зону устойчивого экономического роста, основными характеристиками которой являются:

- включенность в систему межотраслевых связей, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект, который обеспечивает рост системы в целом;

- высокая добавленная стоимость, которая генерируется по всей совокупности основных производств;

- положительная динамика создания новых рабочих мест, рост доходов физических лиц и платежеспособного спроса и далее через внутрирегиональный потребительский мультипликатор - рост валового регионального продукта;

- наличие необходимого ресурсного обеспечения для реализации потенциала будущего роста и значительного улучшения социальных условий населения области.

Мероприятия по обеспечению наращивания объемов производства реального сектора экономики и достижению социальной стабильности представлены в отдельной главе Программы (глава 3 "Система программных мероприятий по обеспечению наращивания объемов производства реального сектора экономики и достижению социальной стабильности в 2006 - 2010 годах").

В Программе социально-экономического развития Курской области необходимо выделить несколько последовательных этапов, которые отражают внутреннюю логику ее формирования и обоснования.

На первом этапе реализуется задача системного рассмотрения экономической и социальной сферы области во взаимосвязи со страной в целом и конкретными регионами, оценки роли и места в системе социальных и экономических связей с внешним миром, основных тенденций ее социально-экономического развития. Осуществляется комплексный анализ состояния различных секторов социально-экономической системы региона и оценка его потенциала относительно уровня и возможностей достижения важнейших целей социально-экономического развития (в контексте общей системы целей регионального развития). В ходе проведения комплексного анализа выполнен:

- анализ тенденций, уровня конкурентоспособности и оценка перспектив развития важнейших отраслей экономической и социальной сферы области;

- анализ потенциала развития важнейших отраслей;

- анализ проблем развития основных отраслей и производств.

На втором этапе проведен SWOT-анализ развития области (глава 1, раздел 1.2.1 "Итоговый SWOT-анализ развития Курской области") и сформулированы ключевые проблемы социально-экономического развития, решение которых в наибольшей степени определяет дальнейшую динамику развития области (глава 1, раздел 1.2 "Ключевые проблемы социально-экономического развития Курской области").

Из сложившихся тенденций и особенностей развития Курской области определены принципы разработки Программы социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы:

1. Обеспечение социальной ориентированности Программы, предусматривающей повышение уровня и качества жизни населения, создание необходимых условий для полного и эффективного использования возможностей и потребностей человека.

2. Ориентация на решение реально существующих и потенциальных проблем и ограничений социально-экономического развития региона.

3. Реализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона и их соответствия целям Правительства Российской Федерации.

4. Ориентация на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль "точек" дальнейшего роста в экономике области.

На третьем этапе для решения проблем социально-экономического развития Курской области был разработан комплекс программных мероприятий (приложение N 2 "Объемы и источники финансирования по некоммерческим мероприятиям Курской области", приложение N 3 "Объемы и источники финансирования коммерческих инвестиционных проектов"). Данные приложения содержат описание мероприятий Программы, сроки их исполнения, объем потребности в финансовых средствах на их реализацию и ожидаемый результат от их реализации.

Учитывая то, что ряд проблем социально-экономического развития области носит общегосударственный характер, а также в целях выравнивания социально-экономических условий развития области с другими регионами, часть мероприятий Программы предложена к финансированию за счет средств федерального бюджета.

Информация о финансировании Программы с указанием объемов и источников представлена в самостоятельной главе (глава 5 "Ресурсное обеспечение Программы").

В самостоятельной главе представлен также механизм реализации Программы (глава 4 "Механизм реализации Программы").

В приложении N 1 "Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы Курской области в 2006 - 2010 годах" представлены наиболее важные мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы Курской области.

Глава 6 "Оценка эффективности реализации мероприятий Программы" конкретизирует ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы, в ней приведены расчетные показатели эффективности реализуемых мероприятий.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации приведены в главе 7 "Организация управлением Программой и контроль за ходом ее реализации".

Основными разработчиками Программы являются ОАО "РОЭЛ Консалтинг" (г. Москва) и Администрация Курской области. В разработке Программы приняли непосредственное участие отраслевые органы исполнительной власти Курской области, органы местного самоуправления, организации, научные и общественные объединения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Социально-экономическое положение Курской области


1.1.1. Общая характеристика


Курская область образована 13 июня 1934 г., расположена в центре Европейской части России, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, между лесной и степной зонами.

Курская область входит в состав Центрального федерального округа. Площадь области составляет 30 тыс. кв. км (0,2% территории России).

Курская область на северо-западе граничит с Брянской областью, на севере - с Орловской областью, на северо-востоке - с Липецкой областью, на востоке - с Воронежской, на юге - с Белгородской областью. На юго-западе и западе - граница с Сумской областью Украины имеет статус государственной границы России. Общая протяженность границ 1250 км.

Курские черноземы являются одним из главных источников развития экономики края. Земельный фонд области составляет 3 млн. гектаров, из них почти 2,3 млн. гектаров - земли сельскохозяйственного назначения.

Минерально-сырьевые ресурсы области представлены мировыми запасами железных руд Курской магнитной аномалии, доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и других полезных ископаемых, среди которых нерудное сырье: фосфориты, торф, сапропель.

На территории области вскрыты и опробованы минеральные подземные воды, которые относятся к питьевым лечебно-столовым водам.

В области в Стрелецкой и Казацкой степях расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник им. Алехина. Это единственный в мире эталон нераспаханной луговой степи на черноземах в сочетании с дубравами. Заповедник включен в мировую сеть эталонных природных комплексов.

Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают ее с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, Закавказьем и городами Украины. В Курске действует международный аэропорт, который обеспечивает воздушное сообщение с городами России и странами СНГ. Через территорию области проходят 6 магистральных газопроводов и 2 нефтепровода.

Область обладает мощным научно-техническим потенциалом, развитой социальной инфраструктурой.

В области проживает 1184 тыс. человек (0,8% населения России), в т.ч. городское население - 740,6 тыс. человек, сельское - 443,4 тыс. человек. Средняя плотность населения - 39,5 чел./кв. км.

Характерными особенностями Курской области являются высококвалифицированный состав населения (число специалистов с высшим и средним образованием составляет более 30% от общего числа жителей) и его этническая однородность (95,9% - русские). Экономически активное население составляет более 600 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,5%.

В состав области входят 540 муниципальных образований, в том числе 28 муниципальных районов, 5 муниципальных образований со статусом городского округа, 27 - со статусом городских и 480 - со статусом сельских поселений.

Административным, промышленным и культурным центром Курской области является город Курск с населением 405,5 тыс. человек. Расстояние от Москвы - 540 км.

Основу экономики Курской области составляет промышленность, доля которой в общем объеме валового регионального продукта области составляет около 30%. Ведущими направлениями промышленности являются: электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 80%.

Сельское хозяйство исторически является одной из основных отраслей экономики области. На его долю приходится 17% общего выпуска товаров и услуг и около 18% валовой добавленной стоимости отраслей экономики. Биоклиматический потенциал позволяет обеспечить получение потенциального урожая: зерновых культур - 60 ц/га; сахарной свеклы - до 600 ц/га; силосных культур - до 600 ц/га; картофеля - до 300 ц/га.

Строительный комплекс области представлен 438 строительными, 40 проектными организациями. Строительная индустрия и промышленность стройматериалов представлены 16 крупными предприятиями.

Потребительский рынок товаров и общественного питания в Курской области представлен более 4 тыс. организаций торговли и около 1 тыс. организаций общественного питания.

1.1.2. Демографическая ситуация

Постоянное население области за 2000 - 2005 годы уменьшилось на 97,7 тыс. человек (на 7,6%) и на начало 2006 года составило 1184,0 тыс. человек. В городах и городских поселениях численность населения сократилась на 35,0 тыс. человек (на 4,5%), в сельской местности - на 62,7 тыс. человек (на 12,4%).

Население моложе трудоспособного возраста составляет 15,8%, трудоспособного возраста - 59,9%, старше трудоспособного возраста - 24,3%.

Изменение численности населения области с 1990 года отражено на рисунке 1.1 (не приводится).


Рисунок 1.1. Численность постоянного населения
на начало года, тыс. чел.

Рисунок не приводится.

При наметившейся тенденции увеличения рождаемости в области (с 8,2 до 8,6 человек на 1000 населения) и сокращения детской смертности с 16,4 до 12,5 детей на 1000 родившихся живыми рождаемость по-прежнему остается низкой по сравнению со среднероссийским показателем (10,2 человека на 1000 населения).

Сохраняется высокая смертность, которая в 2005 году составила 19,7 человек на 1 тыс. жителей области (в 2000 году - 18,6 человек) против 16,1 человек в среднем по России (рисунок 1.2 - не приводится, таблица 1.1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»