КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Принят
Курской областной Думой
23 ноября 2006 года
Статья 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы (прилагается).
Статья 2. Правительству Курской области при формировании проектов областного бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать средства для реализации Программы социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
г. Курск
5 декабря 2006 г.
N 80 - ЗКО
ПРОГРАММА
социально-экономического развития Курской
области на 2006 - 2010 годы
Наименование | Программа социально-экономического |
Основание для | Распоряжение Правительства Российской |
Государственный | Администрация Курской области |
Основные | ОАО "РОЭЛ Консалтинг" (г. Москва) |
Цели Программы | Основные цели Программы: |
Основные задачи | В рамках достижения цели по повышению |
Сроки реализации | 2006 - 2010 годы |
Основные | В промышленности: |
Исполнители | Органы исполнительной власти Курской |
Объемы и | 2006 год: |
Ожидаемые | За счет реализации программных мероприятий |
Система | Комитет по экономике и развитию Курской |
--------------------------------
<*> Без учета ввода в эксплуатацию в 2009 году 5-го энергоблока Курской АЭС.
Программа социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.06.2002 N 170, а также в соответствии с Уставом Курской области.
Она детализирует программные установки, намеченные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, формирует необходимые условия для реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 г. с учетом имеющегося в регионе ресурсно-производственного потенциала и основных тенденций развития области.
Программа является комплексным документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу.
Необходимость разработки Программы вызвана тем, что целевые установки предыдущей Комплексной программы социально-экономического развития Курской области на 2002 - 2005 годы, направленной на приостановление экономического спада, стабилизацию социально-экономической обстановки в области и обеспечение экономического роста, во многом реализованы. О формировании тенденции экономического роста в области свидетельствуют итоги предыдущих пяти лет, представленные в отдельном разделе Программы (глава 1, раздел 1.3 "Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Курской области").
Сегодня область обладает значительным потенциалом развития, развитой энергетической инфраструктурой, квалифицированными кадрами, возможностью интенсификации внешнеторговых связей, развитым научно-образовательным комплексом (глава 1, раздел 1.1 "Социально-экономическое положение Курской области").
Тем не менее, темпы экономического роста и достигнутые значения макроэкономических показателей недостаточны для решения социально-экономических проблем.
Поэтому в Программе ставится задача превратить Курскую область в зону устойчивого экономического роста, основными характеристиками которой являются:
- включенность в систему межотраслевых связей, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект, который обеспечивает рост системы в целом;
- высокая добавленная стоимость, которая генерируется по всей совокупности основных производств;
- положительная динамика создания новых рабочих мест, рост доходов физических лиц и платежеспособного спроса и далее через внутрирегиональный потребительский мультипликатор - рост валового регионального продукта;
- наличие необходимого ресурсного обеспечения для реализации потенциала будущего роста и значительного улучшения социальных условий населения области.
Мероприятия по обеспечению наращивания объемов производства реального сектора экономики и достижению социальной стабильности представлены в отдельной главе Программы (глава 3 "Система программных мероприятий по обеспечению наращивания объемов производства реального сектора экономики и достижению социальной стабильности в 2006 - 2010 годах").
В Программе социально-экономического развития Курской области необходимо выделить несколько последовательных этапов, которые отражают внутреннюю логику ее формирования и обоснования.
На первом этапе реализуется задача системного рассмотрения экономической и социальной сферы области во взаимосвязи со страной в целом и конкретными регионами, оценки роли и места в системе социальных и экономических связей с внешним миром, основных тенденций ее социально-экономического развития. Осуществляется комплексный анализ состояния различных секторов социально-экономической системы региона и оценка его потенциала относительно уровня и возможностей достижения важнейших целей социально-экономического развития (в контексте общей системы целей регионального развития). В ходе проведения комплексного анализа выполнен:
- анализ тенденций, уровня конкурентоспособности и оценка перспектив развития важнейших отраслей экономической и социальной сферы области;
- анализ потенциала развития важнейших отраслей;
- анализ проблем развития основных отраслей и производств.
На втором этапе проведен SWOT-анализ развития области (глава 1, раздел 1.2.1 "Итоговый SWOT-анализ развития Курской области") и сформулированы ключевые проблемы социально-экономического развития, решение которых в наибольшей степени определяет дальнейшую динамику развития области (глава 1, раздел 1.2 "Ключевые проблемы социально-экономического развития Курской области").
Из сложившихся тенденций и особенностей развития Курской области определены принципы разработки Программы социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы:
1. Обеспечение социальной ориентированности Программы, предусматривающей повышение уровня и качества жизни населения, создание необходимых условий для полного и эффективного использования возможностей и потребностей человека.
2. Ориентация на решение реально существующих и потенциальных проблем и ограничений социально-экономического развития региона.
3. Реализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона и их соответствия целям Правительства Российской Федерации.
4. Ориентация на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль "точек" дальнейшего роста в экономике области.
На третьем этапе для решения проблем социально-экономического развития Курской области был разработан комплекс программных мероприятий (приложение N 2 "Объемы и источники финансирования по некоммерческим мероприятиям Курской области", приложение N 3 "Объемы и источники финансирования коммерческих инвестиционных проектов"). Данные приложения содержат описание мероприятий Программы, сроки их исполнения, объем потребности в финансовых средствах на их реализацию и ожидаемый результат от их реализации.
Учитывая то, что ряд проблем социально-экономического развития области носит общегосударственный характер, а также в целях выравнивания социально-экономических условий развития области с другими регионами, часть мероприятий Программы предложена к финансированию за счет средств федерального бюджета.
Информация о финансировании Программы с указанием объемов и источников представлена в самостоятельной главе (глава 5 "Ресурсное обеспечение Программы").
В самостоятельной главе представлен также механизм реализации Программы (глава 4 "Механизм реализации Программы").
В приложении N 1 "Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы Курской области в 2006 - 2010 годах" представлены наиболее важные мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы Курской области.
Глава 6 "Оценка эффективности реализации мероприятий Программы" конкретизирует ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы, в ней приведены расчетные показатели эффективности реализуемых мероприятий.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации приведены в главе 7 "Организация управлением Программой и контроль за ходом ее реализации".
Основными разработчиками Программы являются ОАО "РОЭЛ Консалтинг" (г. Москва) и Администрация Курской области. В разработке Программы приняли непосредственное участие отраслевые органы исполнительной власти Курской области, органы местного самоуправления, организации, научные и общественные объединения.
1.1. Социально-экономическое положение Курской области
1.1.1. Общая характеристика
Курская область образована 13 июня 1934 г., расположена в центре Европейской части России, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, между лесной и степной зонами.
Курская область входит в состав Центрального федерального округа. Площадь области составляет 30 тыс. кв. км (0,2% территории России).
Курская область на северо-западе граничит с Брянской областью, на севере - с Орловской областью, на северо-востоке - с Липецкой областью, на востоке - с Воронежской, на юге - с Белгородской областью. На юго-западе и западе - граница с Сумской областью Украины имеет статус государственной границы России. Общая протяженность границ 1250 км.
Курские черноземы являются одним из главных источников развития экономики края. Земельный фонд области составляет 3 млн. гектаров, из них почти 2,3 млн. гектаров - земли сельскохозяйственного назначения.
Минерально-сырьевые ресурсы области представлены мировыми запасами железных руд Курской магнитной аномалии, доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и других полезных ископаемых, среди которых нерудное сырье: фосфориты, торф, сапропель.
На территории области вскрыты и опробованы минеральные подземные воды, которые относятся к питьевым лечебно-столовым водам.
В области в Стрелецкой и Казацкой степях расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник им. Алехина. Это единственный в мире эталон нераспаханной луговой степи на черноземах в сочетании с дубравами. Заповедник включен в мировую сеть эталонных природных комплексов.
Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают ее с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, Закавказьем и городами Украины. В Курске действует международный аэропорт, который обеспечивает воздушное сообщение с городами России и странами СНГ. Через территорию области проходят 6 магистральных газопроводов и 2 нефтепровода.
Область обладает мощным научно-техническим потенциалом, развитой социальной инфраструктурой.
В области проживает 1184 тыс. человек (0,8% населения России), в т.ч. городское население - 740,6 тыс. человек, сельское - 443,4 тыс. человек. Средняя плотность населения - 39,5 чел./кв. км.
Характерными особенностями Курской области являются высококвалифицированный состав населения (число специалистов с высшим и средним образованием составляет более 30% от общего числа жителей) и его этническая однородность (95,9% - русские). Экономически активное население составляет более 600 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,5%.
В состав области входят 540 муниципальных образований, в том числе 28 муниципальных районов, 5 муниципальных образований со статусом городского округа, 27 - со статусом городских и 480 - со статусом сельских поселений.
Административным, промышленным и культурным центром Курской области является город Курск с населением 405,5 тыс. человек. Расстояние от Москвы - 540 км.
Основу экономики Курской области составляет промышленность, доля которой в общем объеме валового регионального продукта области составляет около 30%. Ведущими направлениями промышленности являются: электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 80%.
Сельское хозяйство исторически является одной из основных отраслей экономики области. На его долю приходится 17% общего выпуска товаров и услуг и около 18% валовой добавленной стоимости отраслей экономики. Биоклиматический потенциал позволяет обеспечить получение потенциального урожая: зерновых культур - 60 ц/га; сахарной свеклы - до 600 ц/га; силосных культур - до 600 ц/га; картофеля - до 300 ц/га.
Строительный комплекс области представлен 438 строительными, 40 проектными организациями. Строительная индустрия и промышленность стройматериалов представлены 16 крупными предприятиями.
Потребительский рынок товаров и общественного питания в Курской области представлен более 4 тыс. организаций торговли и около 1 тыс. организаций общественного питания.
1.1.2. Демографическая ситуация
Постоянное население области за 2000 - 2005 годы уменьшилось на 97,7 тыс. человек (на 7,6%) и на начало 2006 года составило 1184,0 тыс. человек. В городах и городских поселениях численность населения сократилась на 35,0 тыс. человек (на 4,5%), в сельской местности - на 62,7 тыс. человек (на 12,4%).
Население моложе трудоспособного возраста составляет 15,8%, трудоспособного возраста - 59,9%, старше трудоспособного возраста - 24,3%.
Изменение численности населения области с 1990 года отражено на рисунке 1.1 (не приводится).
Рисунок 1.1. Численность постоянного населения
на начало года, тыс. чел.
Рисунок не приводится.
При наметившейся тенденции увеличения рождаемости в области (с 8,2 до 8,6 человек на 1000 населения) и сокращения детской смертности с 16,4 до 12,5 детей на 1000 родившихся живыми рождаемость по-прежнему остается низкой по сравнению со среднероссийским показателем (10,2 человека на 1000 населения).
Сохраняется высокая смертность, которая в 2005 году составила 19,7 человек на 1 тыс. жителей области (в 2000 году - 18,6 человек) против 16,1 человек в среднем по России (рисунок 1.2 - не приводится, таблица 1.1).