Несмотря на то, что за последние годы проделана большая и сложная работа по становлению и развитию новой системы государственного управления, она находится в весьма непростом положении.
Анализ тенденций социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики убедительно свидетельствует, что именно в неэффективном функционировании органов исполнительной власти сконцентрированы основные препятствия для осуществления экономического прорыва и сокращения существующего отставания республики от наиболее развитых регионов Российской Федерации.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в предшествующие годы, в Кабардино-Балкарской Республике на конец 2005 года сложилось существенное отставание от среднероссийских показателей, которое в расчете на душу населения составило:
по производству валового регионального продукта - в 3,8 раза;
по производству промышленной продукции - в 8 раз;
по инвестициям в основной капитал - в 3,5 раза;
по обороту розничной торговли - в 1,9 раза;
по уровню заработной платы - в 1,8 раза;
по бюджетной обеспеченности - в 3,9 раза.
При этом уровень безработицы превышает среднероссийский показатель в 3,2 раза, а уровень дотационности бюджета Кабардино-Балкарской Республики составляет 65 процентов.
В такой ситуации численность населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, составляет около 20 процентов общей численности населения республики, для которого весьма важны вопросы информированности, доступности и качества государственных услуг, оказываемых в соответствии с законодательством о государственной поддержке социально незащищенных слоев населения.
В целях преодоления сложившегося несоответствия в Кабардино-Балкарской Республике разработаны 27 республиканских целевых программ, определивших перспективы развития всех отраслей экономики и социальной сферы. Основными целями этих программ были создание до 70 тысяч новых рабочих мест и повышение уровня обеспеченности объектами социальной сферы. Комплексная программа экономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на 2003 - 2007 годы внесена Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в общефедеральный реестр программ развития субъектов Российской Федерации. Однако в силу недостаточности выделяемых средств из федерального бюджета, глубокой дотационности бюджета Кабардино-Балкарской Республики и низкой инвестиционной привлекательности, связанной в первую очередь с геополитическими вопросами, программа остается нереализованной. Имеет место и неэффективное использование государственных инвестиций, получаемых республикой в рамках федеральной инвестиционной программы.
В этой связи требует оптимизации механизм взаимодействия органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами.
В условиях низкой инвестиционной привлекательности республики, в силу которой проблемным остается привлечение инвестиций крупного бизнеса, приоритетным признано развитие малого и среднего предпринимательства. В этой связи важно сокращение административных ограничений в предпринимательстве и принятие мер, предусматривающих повышение эффективности контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения регистрации, аккредитации, экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти является информационная закрытость органов власти, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.
Этот вопрос начал разрешаться с открытием в конце 2005 года в Интернете сайта Президента Кабардино-Балкарской Республики, началом функционирования антикоррупционной телефонной линии. Однако проблемы доступности информации для всего населения республики еще сохраняются.
На недостаточном уровне находятся использование современных информационных технологий и координация деятельности республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов.
Кабардино-Балкарской Республике в целом присущ выявленный международными экспертами низкий уровень эффективности государственного управления и качества публичных услуг.
Результаты российских исследований состояния системы государственного управления, свидетельствующие о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим, также характерны и органам исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения.
В целях преодоления указанных проблем разработана настоящая Программа административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике.