ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 16 мая 2012 года N 29-РЗ
О Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2015 годы
Принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
26 апреля 2012 года
Утвердить Программу социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2015 годы (прилагается).
Глава
Кабардино-Балкарской
А. Каноков
город Нальчик
16 мая 2012 года N 29-РЗ
ПРОГРАММА социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2015 годы
Результатом реализации Программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы, утвержденной Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2008 года N 27-РЗ (далее - Программа), стала положительная динамика основных макроэкономических показателей.
Отмечается рост интегрального показателя развития республики - валового регионального продукта. По сравнению с 2006 годом в 2011 году данный показатель вырос в два раза. Объем валового регионального продукта за 2011 год оценочно составляет 85,3 млрд. рублей.
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличился по сравнению с 2006 годом на 24086 млн. рублей и составил в 2011 году 37457,4 млн. рублей.
Индекс промышленного производства за период реализации Программы к 2006 году составил 136,9 процента.
Сельское хозяйство приобрело устойчивость и позитивную динамику. Объем продукции сельского хозяйства увеличился за период реализации Программы на 39,1 процента. Положительная динамика объясняется в значительной степени реализацией мероприятий Программы в виде поддержки предприятий АПК.
Оборот розничной торговли увеличился почти в 1,5 раза в товарной массе. В 2011 году показатель составил 73236,4 млн. рублей. Принят ряд нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности. Сформирован и ведется торговый реестр, включающий в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров.
За годы действия Программы более чем на 1,2 процента увеличился объем платных услуг, предоставляемых населению.
Доходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за период реализации Программы возросли в 2,2 раза. Доходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики без учета безвозмездных поступлений из других уровней бюджетов за этот период увеличились в 2,7 раза, а объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета - в два раза.
Опережающий рост налоговых и неналоговых доходов обусловил сокращение дотационности консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики с 56,9 процента в 2006 году до 51,5 процента в 2011 году.
В целях повышения эффективности деятельности промышленного комплекса республики Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 2008 года N 5-ПП была утверждена Концепция развития в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 годы отраслей промышленности: машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, медицинская, легкая и деревообрабатывающая (далее - Концепция). В рамках первоочередных программных мероприятий Концепции реализовано 24 инвестиционных проекта на сумму 1079,2 млн. рублей, при этом создано 705 новых рабочих мест.
Принята Стратегия развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года. При успешной реализации мероприятий объем отгруженных товаров к 2025 году увеличится в 11,7 раза, будет создано более 8 тыс. рабочих мест.
Кабардино-Балкарская Республика входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов Северо-Кавказского федерального округа, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инвестиционного и кадрового потенциала, наличием низкого инвестиционного и политического риска.
Ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности предприятий. В целях стимулирования инвестиционной активности принято Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2011 года N 173-ПП "Об Инвестиционном фонде Кабардино-Балкарской Республики", Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 8 ноября 2011 года N 326-ПП утверждена республиканская целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики" на 2012-2015 годы.
В 2011 году Министерством регионального развития Российской Федерации одобрена заявка Правительства Кабардино-Балкарской Республики на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации регионального инвестиционного проекта "Создание завода по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения мощностью 486 тыс. тонн в год". Предоставление преференции будет осуществляться на условиях софинансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Для содействия в получении государственных гарантий Российской Федерации в Министерство регионального развития Российской Федерации направлены соответствующие заявки Кабардино-Балкарской Республики. Межведомственной комиссией Министерства регионального развития Российской Федерации отобраны девять инвестиционных проектов республики на предмет получения государственных гарантий.
ООО "Севкаврентген-Д" подписан кредитный договор со Сбербанком России, однако, учитывая сжатость сроков оформления документов, государственная гарантия будет оформлена в 2012 году. Совместно с остальными организациями также ведется необходимая работа и принимаются соответствующие меры.
Девяти крупным предприятиям Кабардино-Балкарской Республики предоставлены льготы по налогу на имущество для реализации десяти инвестиционных проектов. Объем привлеченных инвестиций в экономику республики по итогам реализации данных проектов составит 17359 млн. рублей, а также будет создано 2422 рабочих места.
С целью сотрудничества бизнеса и власти в реализации инвестиционной политики принят Закон Кабардино-Балкарской Республики "О государственно-частном партнерстве Кабардино-Балкарской Республики".
В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" в Кабардино-Балкарской Республике будет создана туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского районов.
Реализация мер государственной инвестиционной политики способствовала модернизации действующих предприятий и появлению ряда новых производств.
В Кабардино-Балкарской Республике осуществляют свою деятельность 5695 малых и средних предприятий и 28409 индивидуальных предпринимателей. Количество субъектов малого предпринимательства по сравнению с 2006 годом увеличилось почти в два раза.
В результате реализации республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы" создана комплексная система поддержки малого бизнеса, которая направлена на поддержку как начинающих, так и уже действующих предпринимателей. Система поддержки состоит из финансовых механизмов, имущественной поддержки и обучения кадров. По всем реализуемым направлениям оказана помощь 7500 субъектам малого и среднего предпринимательства, а также лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе безработным.
Осуществляется поддержка молодых предпринимателей. Кабардино-Балкария - первая республика, где студентам стали предоставлять средства на реализацию своих бизнес-идей. Грант может получить любой молодой человек в возрасте до 30 лет на реализацию заявленной бизнес-идеи.
Возмещается часть затрат на приобретение основных фондов.
Снижена плата предпринимателей за подключение к электрическим сетям.
Для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства компенсируется процентная ставка по кредитам и договорам лизинга.
Очень важным достижением в сфере финансовой поддержки предпринимательства стало создание инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого предпринимательства. В республике параллельно развиваются две формы микрофинансовых организаций - муниципальные фонды и кредитные кооперативы.
Создан и функционирует Гарантийный фонд Кабардино-Балкарской Республики, основной функцией которого является предоставление гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства при получении банковских кредитов в случае отсутствия достаточного залогового обеспечения.
Осуществляется финансовая поддержка инновационных малых и средних предприятий путем предоставления грантов на покрытие расходов по организации предпринимательской деятельности и субсидирования затрат на проведение исследовательских работ, проектирование, приобретение новых технологий, необходимого оборудования и программного обеспечения.
Начато со финансирование муниципальных программ. На конкурсной основе предоставляются субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках имущественной поддержки начинающих предпринимателей в республике развивается система бизнес-инкубаторов, в том числе муниципальных. Уже функционируют четыре бизнес-инкубатора, завершается строительство еще одного.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2011 года N 246-ПП утверждена республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике" на 2012-2015 годы.
Проводится большая работа по подготовке кадров для сферы малого и среднего предпринимательства. Кабардино-Балкарская Республика - первый и единственный субъект в России, где реализуется программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой осуществляется обучение в лучших бизнес-школах Европейского Союза по программам МВА, организованы курсы углубленного изучения английского языка для дальнейшего зачисления в бизнес-школы Европы.
Кабардино-Балкарская Республика является активным участником внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот участников Кабардино-Балкарской Республики в 2011 году составил 161,67 млн. долларов США, что в 3,4 раза выше уровня 2006 года.
Во внешней торговле доминируют страны дальнего зарубежья. Из этих стран лидирующие позиции за Италией, Турцией, Китаем, Германией, из стран СНГ - за Азербайджаном, Казахстаном и Украиной.
В основе экспорта республики - продукция химической отрасли, занимающая в его структуре более 40 процентов. Основные объемы экспорта химической продукции приходятся на пасты алмазные для поверхностной обработки, экспортируемые участниками внешнеэкономической деятельности республики в Бельгию, Объединенные Арабские Эмираты и Великобританию.
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье позиционируются на втором месте в структуре экспорта. Продукция данного сегмента товарной структуры представлена пшеницей, готовыми пищевыми продуктами, кондитерскими изделиями из сахара, спиртом, жирами и маслами, мясом. В целом поставки данной продукции ориентированы на страны СНГ, в основном на Азербайджан, из стран дальнего зарубежья - на Турцию. Кроме того, экспортируются комплектующие для машиностроительных заводов, строительные материалы, трикотажные изделия, минеральные удобрения.
Более 50 процентов импорта составляет машиностроительная продукция.
Есть определенные достижения и в социальной сфере.
Улучшилась демографическая ситуация. Рождаемость увеличилась по сравнению с 2006 годом на 43 процента и оценочно в 2011 году составила 14,9 родившихся на 1000 человек населения, что выше среднероссийского показателя (12,6). Общая смертность населения по сравнению с 2006 годом снизилась с 10,1 до 9,4 в расчете на 1000 жителей (по Российской Федерации - 14,2). Показатель младенческой смертности, по оценке, составил 6,2 на 1000 родившихся против 14,5 в 2006 году. Наметилось снижение показателей заболеваемости социально опасными заболеваниями.
В результате естественный прирост населения увеличился за период реализации Программы в 8,7 раза и, по оценке, составил в 2011 году 4,7 тыс. человек, или 5,5 в расчете на 1000 человек населения.
Продолжена работа по повышению качества и доступности образования, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. За последние пять лет введены в действие 23 объекта образования на 7720 мест, значительно улучшилось оснащение школ учебно-лабораторным, спортивным, компьютерным оборудованием.
В рамках Программы модернизации здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2012 годы начата работа по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и внедрению новых методов лечения.
В 2011 году на капитальный ремонт лечебных учреждений и оснащение современным медицинским оборудованием израсходовано 447 млн. рублей.
Более насыщенной стала культурная жизнь республики. Кабардино-Балкария стала местом проведения ряда региональных культурных акций, значимость которых определялась важностью их целей, направленных на развитие и укрепление культурных связей с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа и России в целом.
На территории республики активно идет строительство спортивных объектов. В 2009-2010 годах в эксплуатацию введены пять футбольных полей с искусственным покрытием, два футбольных мини-поля с искусственным покрытием, два физкультурно-оздоровительных комплекса. Ведется реконструкция Детского стадиона в г. Нальчике и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Урух, спорткомплекса в г. Нальчике, обустройство шести футбольных мини-полей с искусственным покрытием.
Удалось увеличить количество занимающихся всеми формами физической культуры и спорта с 10,1 процента от общей численности населения в 2006 году до 15,6 процента в 2011 году (135,6 тыс. человек).
С 2008 по 2011 год в республике успешно реализованы мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Программами проведения капитального ремонта многоквартирных домов за период с 2008 по 2010 год охвачены 414 домов, что составляет 12,3 процента от общего числа многоквартирных домов, освоено 1065,3 млн. рублей.
В рамках реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда удалось переселить в благоустроенные квартиры и дома коттеджного типа 1611 человек, освоено 490,5 млн. рублей.
За период действия Программы введено в эксплуатацию 165 объектов социально-культурной сферы.
Реализуется информационная кампания, направленная на формирование общегражданской идентичности и межэтнической толерантности в Кабардино-Балкарской Республике, а также позитивного имиджа Северного Кавказа в российских и иностранных средствах массовой информации.
В с. Дыгулыбгей открылся многофункциональный молодежный центр "Галактика", призванный стать местом приобщения молодых людей к ценностям культуры, инновационного образования и толерантности.
Содействию реализации основных направлений государственной молодежной политики, в том числе проведению мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде, будет способствовать создание 13 муниципальных многофункциональных молодежных центров и 180 муниципальных молодежных клубов по месту жительства.
Растет количество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями Кабардино-Балкарской Республики в электронном виде. Развернут и работает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" портал государственных услуг Кабардино-Балкарской Республики (услугикбр.рф). На портале размещена необходимая информация о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг (533), а также получения этих услуг в электронном виде (135).
Экономические проблемы:
1) низкая относительная производительность труда в экономике - объем валового регионального продукта по отношению к численности населения, занятого в экономике;
2) низкая конкурентоспособность продукции и услуг предприятий республики;
3) повышенные инвестиционные и предпринимательские риски;
4) повышенный риск ведения хозяйственной деятельности для внешних инвесторов в долгосрочном периоде, связанный с попытками передела собственности путем административного давления и выдавливания из бизнеса, создания условий, препятствующих ведению бизнеса;
5) недостаток собственных инвестиционных ресурсов предприятий и организаций республики;