ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 декабря 2009 года N 639-П
О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 06.10.2011 N 407-П)
В целях уточнения численности участников мероприятий отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П "Об отраслевой целевой программе "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" следующие изменения:
1.1. В преамбуле постановления слова "постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" заменить словами "постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
1.2. Изложить отраслевую целевую программу "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области:
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 07.12.2009 N 639-П
ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"
1. ПАСПОРТ отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"
Наименование Программы Основания для разработки Программы | - - | отраслевая целевая программа "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа) Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" | |
Государственный заказчик Программы | - | агентство по занятости населения Астраханской области | |
Основной разработчик Программы | - | агентство по занятости населения Астраханской области | |
Основные исполнители Программы Цели Программы Задачи Программы | - - | агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, другие заинтересованные исполнительные органы государственной власти области, областные государственные учреждения - центры занятости населения, работодатели, органы местного самоуправления ( по согласованию) принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в Астраханской области 1.Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |
Срок реализации Программы Перечень основных мероприятий | - - | 2009 год 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан; граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения. | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан общий объем финансирования Программы за счет средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году - 562059,4 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 533900,8 тыс. рублей; средства бюджета Астраханской области - 28158,6 тыс. рублей | |
Целевой показатель Программы Показатели результативности Программы | - - | сдержи вание регистрируемой безработицы на уровне не выше 2,0% к численности экономически активного населения к концу 2009 года прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки) около 1,6 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения; - организация общественных работ для трудоустройства 29,4 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений; - создание около 2,5 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса за счет организации безработными гражданами собственного дела и субъектов малого предпринимательства |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в связи с необходимостью предупреждения возникновения напряженной ситуации на рынке труда Астраханской области под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.
На рынке труда Астраханской области в 2009 году отмечаются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях области:
- рост численности уволенных по сокращению работников из организаций. Растет количество организаций, планирующих массовые увольнения работников. Согласно проводимому агентством по занятости населения Астраханской области мониторингу высвобождения работников с начала года в органы службы занятости заявили о мероприятиях по сокращению персонала 77 организаций. К концу июля под риском увольнения находились около 1,8 тыс. работников. Среди предприятий, заявивших об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, следующие организации: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Бассоль", ООО "Астраханский бройлер", ОАО "МЗ "Прогресс", Астраханский тепловозоремонтный завод - филиал ОАО "Российские железные дороги", ОАО "ССЗ "Лотос", ОАО "Астраханское стекловолокно", ООО "Астрахангазстрой", ОАО "Астраханский станкостроительный завод", ОАО "Астраханская геофизическая экспедиция".
Сложности в условиях финансово-экономического кризиса испытывают предприятия строительной отрасли, судостроения и судоремонта, жилищно-коммунального хозяйства. Количество высвобождений работников может в течение года возрасти и достигнуть свыше 4-5 тысяч, как это наблюдалось в 2005-2006 годах;
- введение режимов неполной занятости работников в организациях.
С начала года в 250 предприятиях и организациях Астраханской области в условиях финансового кризиса введен режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. Такая мера в связи с отсутствием заказов введена на предприятиях: ОАО "МЗ "Прогресс", ОАО "ССЗ "Лотос", ЗАО "Судостроительный завод им. Ленина", ОАО "Мумринский судоремзавод" , ОАО "ССЗ им. К.Маркса", локомотивное депо ст. Верхний Баскунчак Астраханского отделения Приволжской железной дороги, ПФ "Астраханьгеофизика", ОАО Астраханский машиностроительный завод по выпуску оборудования "АКМА", ООО "ДРСП "Лиманское" и др;
- рост задолженности по выплатам заработной платы. Просроченная задолженность организаций по заработной плате (по кругу отчитавшихся предприятий) на 1 декабря 2008 года составляла 14,4 млн. рублей, на 1 июля 2009 года - 46,7 млн. рублей.
Для рынка труда Астраханской области характерны значительная неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных образований сельских районов; низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности; сезонный характер работ в районах области, в основном связанный с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.
В результате этого в области к концу года происходит значительный рост регистрируемой безработицы, особенно в сельских районах. Численность безработных в целом по области за период с 1 октября до конца 2008 года возросла в 1,6 раза. При этом в большинстве сельских районов области численность безработных за этот период увеличилась в 2 раза (от 1,9 раза в Володарском районе до 4 раз в Харабалинском районе).
При уровне регистрируемой безработицы в целом по области 1,4% на конец 2008 года наиболее неблагоприятная ситуация складывалась на рынке труда в районах области, где уровень регистрируемой безработицы составил на конец года 2,7%. Численность безработных граждан, проживающих в сельских районах области, по состоянию на конец 2008 года составляла 78,7% от общего числа безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. В ряде территорий области уровень регистрируемой безработицы значительно превысил среднеобластной показатель.
Так, на конец 2008 года в Харабалинском районе регистрируемая безработица составила 5,6% к численности экономически активного населения, в Володарском районе - 4,3%, в Енотаевском районе - 3,4%.
Существующие проблемы рынка труда области могут обостриться в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса и сопровождающими его увольнениями работников. Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток безработных граждан происходит за счет увольнений работников с предприятий сельского хозяйства, рыболовства, строительства, обрабатывающих производств, транспорта и связи. Причем основная масса увольнений работников с предприятий и из организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию. Эти причины преобладают в увольнениях граждан с предприятий и из организаций. Современный работодатель нанимает рабочую силу в основном только на период проведения работ, так как круглогодично содержать работников невыгодно. В результате занятое в летний период сельское население в зимний период оказывается в основной своей массе безработным и обращается в центры занятости в поиске работы.
Число вакансий, заявленных сельскими работодателями в этот период, также резко сокращается. Так, из 4,3 тыс. вакансий, заявленных на 1 января 2009 года, только 20% приходилось на село. Возрастает напряженность на рынке труда в сельской местности. На 1 января 2009 года в Харабалинском районе на одну заявленную вакансию претендовали более 1,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, в Енотаевском районе - 512, в Володарском районе – 175.
Одним из сдерживающих факторов развития временной занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам января-мая 2009 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли области, по данным госстатистики, составляла 6,0 тыс. рублей, что менее половины (46,3%) от средней заработной платы по области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение первого полугодия 2009 года вакансий - менее трети (25,4%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по Астраханской области.
В связи с увеличением минимальной оплаты труда в 2009 году до 4330 рублей работодатели должны выплачивать безработным, занятым на временных работах, заработную плату не ниже установленного минимального размера. Это значительно осложняет возможности организации и проведения временных и общественных работ в сельских муниципальных образованиях.
Одной из категорий граждан, пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Ежегодно в органы службы занятости области за содействием в поиске работы обращаются более 2 тыс. выпускников. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемами подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса проблемы трудоустройства молодежи еще более обострятся. Решению данной проблемы будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов на территории Астраханской области в 2009 году (приложение 1 к Программе).
Численность граждан, признанных безработными органами службы занятости, в течение 2009 года по прогнозу может составить более 32 тысяч.
Для безработных граждан одним из препятствий в организации самозанятости и предпринимательской деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала, что значительно сдерживает реализацию этого направления содействия занятости, особенно для сельских безработных. Поддержка безработных граждан, организующих собственное дело, в виде 12-месячного пособия по безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.
Поэтому трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости области в условиях финансово-экономического кризиса, будет гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства.
Реализация отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 410/8, позволит в 2009 году:
- трудоустроить при содействии органов службы занятости до 28 тысяч ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 14 тысяч;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 3 тысяч безработных.
Этих мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительному прогнозу, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 11 тысяч, что составит 2,0% к численности экономически активного населения области при благоприятном развитии событий. В случае критической ситуации регистрируемая безработица составит более 2,5%, численность безработных на конец года возрастет до 13-14 тысяч. При этом наиболее сложная ситуация может сложиться на трудоизбыточных территориях (преимущественно в сельскохозяйственных районах области, особенно в Харабалинском, Володарском, Енотаевском районах).
В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на областном и районных рынках труда, по следующим направлениям:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости не менее 5 тыс. работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях;
- стимулирование создания и сохранения рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для не менее 12 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в сельских районах области необходимо создание временных рабочих мест для 16,4 тыс. безработных и ищущих работу граждан и не менее 1 тыс. граждан из числа выпускников образовательных учреждений, с последующим трудоустройством. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение занятости для 2,2 тыс. безработных граждан за счет создания малого бизнеса.
Дополнительной мерой, обеспечивающей занятость населения Астраханской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2009 год снижена на 22% (с 15 тыс. до 11,7 тыс. человек), это меньше фактической потребности в иностранных работниках на 2009 год на 590. Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов приведен в приложении 2 (таблицы 1,2) к Программе.
3. Система мероприятий программы ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения | |||
1.1.Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения | |||
1.1.1 | Осуществить оценку общей потребности в опережающем профессиональном обучении, объемов затрат с учетом ситуации на рынке труда и потребности предприятий в опережающем обучении работников | I квартал 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения - центры занятости населения (ОГУ ЦЗН), работодатели |
1.1.2 | Сформировать перечень профессий (специальностей), по которым необходимо организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения | I квартал 2009 года с ежемесячной корректировкой в соответствии с потребностями предприятий | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.3 | Сформировать список образовательных учреждений Астраханской области, осуществляющих опережающее профессиональное обучение | I квартал 2009 года с ежемесячной корректировкой в соответствии с потребностями предприятий | Агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, учреждения профессионального образования |
1.1.4 | Разработать образец договора, регламентирующего совместную деятельность между органами службы занятости, учебными заведениями и предприятиями, осуществляющими опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения | Январь 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.5 | Разработать порядок организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения | Февраль 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.6 | Заключить договоры с предприятиями и учебными заведениями на организацию опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под риском увольнения | В течение 2009 года | ОГУ ЦЗН, учреждения профессионального образования, работодатели |
1.1.7 | Рассмотреть вопрос организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, на обучающем семинаре для специалистов по профессиональному обучению ОГУ ЦЗН | Февраль 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.8 | Организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения (не менее 5000 человек) | 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, ОГУ ЦЗН, учреждения профессионального образования, работодатели |
1.2. Консультационное и профориентационное сопровождение опережающего профессионального обучения работников, находя щихся под риском увольнения | |||
1.2.1 | Консультировать кадровые службы предприятий по вопросам организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения | 2009 год | ОГУ ЦЗН |
1.2.2 | Проводить групповые и индивидуальные консультации работников, находящихся под риском увольнения, по вопросам, связанным с их обучением и дальнейшим трудоустройством | 2009 год | ОГУ ЦЗН |
1.2.3 | Консультировать работников, находящихся под риском увольнения, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии (специальности), видов и форм обучения, необходимых сроков обучения, образовательного учреждения | 2009 год | ОГУ ЦЗН |
1.3. Информационное обеспечение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения | |||
1.3.1 | Организовать широкую информационную кампанию в СМИ по вопросам опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения | 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
1.3.2 | Информировать работников, находящихся под риском увольнения, о ситуации на рынке труда, профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда и предприятиях, об условиях и возможностях опережающего профессионального обучения, возможностях трудоустройства после завершения опережающего профессионального обучения | 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2.1. Организация общественных работ и временного трудоустройства | |||
2.1.1 | Осуществлять оценку общей потребности в численности участников, видах и объемах общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, исходя из ситуации на рынке труда и мониторинга рынка труда | Ежеквартально | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, работодатели, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.1.2 | Разработать образец договора об организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения | Февраль 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.1.3 | Заключить договоры с предприятиями на организацию общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения | В течение 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.1.4 | Заключить договоры с предприятиями на организацию временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений | В течение 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, работодатели |
2.1.5 | Сформировать банк вакансий общественных работ, временного трудоустройства различных категорий граждан, ищущих работу | В течение 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.1.6 | Провести оценку численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда региона | Февраль-март 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, министерство образования и науки Астраханской области |
2.1.7 | Определение объема расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы | Февраль-март 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.1.8 | Формирование перечня предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений | Февраль-март 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.2. Повышение эффективности общественных работ и временного трудоустройства | |||
2.2.1 | Провести обучающие семинары для ОГУ ЦЗН по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения | Первое полугодие 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.2.2 | Проводить работу по организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений | В течение 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.3. Информационное обеспечение | |||
2.3.1 | Подготовить обзорный материал по итогам выполнения Программы | По итогам первого полугодия 2009 года и за 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.3.2 | Обобщить опыт работы ОГУ ЦЗН по организации общественных, временных работ | По итогам 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.3.3 | Подготовить и опубликовать материалы по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, в СМИ | В течение 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | |||
3.1 | Осуществить оценку общей потребности в численности участников исходя из количества безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости | В течение первого полугодия 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.2 | Осуществить подготовку и издание справочно-информационных материалов для информирования безработных граждан о возможностях организации самозанятости, предпринимательской деятельности | 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.3 | Оказывать профориентационные услуги безработным гражданам в целях выбора вида предпринимательской деятельности | 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.4 | Организовать профессиональное обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, консультирование, помощь в разработке бизнес-планов | 2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.5 | Предоставлять безработным гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, информацию по вопросам подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) | 2009 год | ОГУ ЦЗН |
3.6 | Проводить работу по содействию организации самозанятости, предпринимательской деятельности безработных граждан путем предоставления субсидий для организации собственного дела и малых предприятий | 2009 год | ОГУ ЦЗН |
3.7 | Обобщить опыт работы ОГУ ЦЗН по организации содействия самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан | По итогам 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |