Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 года N 492-П

О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П

(Утратил силу:


постановление Правительства Астраханской области от 07.12.2009 N 639-П)

В целях уточнения объёма финансирования мероприятий отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменение в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П "Об отраслевой целевой программе "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" (НГР:RU30000200900049), изложив отраслевую целевую программу "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению.

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) предусмотреть увеличение объема финансирования мероприятий Программы из бюджета Астраханской области.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области:

- от 08.04.2009 N 142-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П" (НГР:RU30000200900305);

- от 29.05.2009 N 260-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П" (НГР:RU30000200900505).

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин


Приложение

к постановлению

Правительства

Астраханской области

от 14.09.2009 N 492-П

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"

1. ПАСПОРТ отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"


Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:http://192.168.0.15:8080//content/ngr/RU0000R199100242.html), постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (НГР:http://192.168.0.15:8080//content/ngr/RU0000R200804864.html), постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:http://192.168.0.15:8080/content/ngr/RU30DMJ200700420.doc), от 13.01.2009 N 1-П "О концепции отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" (НГР:http://192.168.0.15:8080/content/ngr/RU30DMJ200900017.doc)

Государственный заказчик Программы

-

Правительство Астраханской области

Основной разработчик Программы

-

агентство по занятости населения Астраханской области

Задачи Программы

-

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

Перечень основных мероприятий

-

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан; граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения.

Объемы и источники финансирования Программы

-

средства бюджета Астраханской области - 28158,6 тыс. рублей

Показатели результативности Программы

-

- создание около 2,2 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса за счет организации безработными гражданами собственного дела и субъектов малого предпринимательства

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199100242), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (НГР:RU0000R200804864) и в связи с необходимостью предупреждения возникновения напряженной ситуации на рынке труда региона под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.

В ситуации на рынке труда Астраханской области в 2009 году отмечаются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях области:

- рост численности уволенных по сокращению из организаций работников. Если в течение первого полугодия 2008 года в органы службы занятости обратились 1,4 тыс. высвобожденных из организаций работников, то в этом же периоде 2009 года их численность увеличилась до 2,5 тыс. человек. Растет количество организаций, планирующих массовые увольнения работников. Согласно проводимому службой занятости мониторингу высвобождения работников с начала года в органы службы занятости заявили о мероприятиях по сокращению персонала 77 организаций. К концу июля под риском увольнения находились около 1,8 тыс. работников. Среди предприятий, заявивших об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, следующие организации: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Бассоль", ООО "Астраханский бройлер", ОАО "МЗ "Прогресс", Астраханский тепловозоремонтный завод - филиал ОАО "Российские железные дороги", ОАО "ССЗ "Лотос", ОАО "Астраханское стекловолокно", ООО "Астрахангазстрой", ОАО "Астраханский станкостроительный завод", ОАО "Астраханская геофизическая экспедиция" и др.

Сложности в условиях финансово-экономического кризиса испытывают предприятия строительной отрасли, судостроения и судоремонта, жилищно-коммунального хозяйства. Количество высвобождений работников может в течение года возрасти и достигнуть свыше 4-5 тысяч, как это наблюдалось в 2005-2006 годах;

- введение режимов неполной занятости работников в организациях.

С начала года в 250 предприятиях и организациях Астраханской области в условиях финансового кризиса введен режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. Такая мера в связи с отсутствием заказов введена на предприятиях: ОАО "МЗ "Прогресс", ОАО "ССЗ "Лотос", ЗАО "Судостроительный завод им. Ленина", ОАО "Мумринский судоремзавод", ОАО "ССЗ им. К.Маркса", локомотивное депо ст. Верхний Баскунчак Астраханского отделения Приволжской железной дороги, ПФ "Астраханьгеофизика", ОАО Астраханский машиностроительный завод по выпуску оборудования "АКМА", ООО "ДРСП "Лиманское" и др;

- рост задолженности по выплатам заработной платы. Просроченная задолженность организаций по заработной плате (по кругу отчитавшихся предприятий) на 1 декабря 2008 года составляла 14,4 млн. рублей, на 1 июля 2009 года - 46,7 млн. рублей.

Для рынка труда Астраханской области характерны значительная неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных образований сельских районов, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в районах области, в основном связанный с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.

В результате этого в области к концу года происходит значительный рост регистрируемой безработицы, особенно в сельских районах. Численность безработных в целом по области за период с 1 октября до конца 2008 года возросла в 1,6 раза. При этом в большинстве сельских районов области численность безработных за этот период увеличилась в 2 раза (от 1,9 раза в Володарском районе до 4 раз в Харабалинском районе).

При уровне регистрируемой безработицы в целом по области 1,4% на конец 2008 года наиболее неблагоприятная ситуация складывалась на рынке труда в районах области, где уровень регистрируемой безработицы составил на конец года 2,7%. Численность безработных граждан, проживающих в сельских районах области, по состоянию на конец 2008 года составляла 78,7% от общего числа безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. В ряде территорий области уровень регистрируемой безработицы значительно превысил среднеобластной показатель.

Так, на конец 2008 года в Харабалинском районе регистрируемая безработица составила 5,6% к численности экономически активного населения, в Володарском районе - 4,3%, в Енотаевском районе - 3,4%.

Существующие проблемы рынка труда области могут обостриться в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса и сопровождающими его увольнениями работников. Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток безработных граждан происходит за счет увольнений работников с предприятий сельского хозяйства, рыболовства, строительства, обрабатывающих производств, транспорта и связи. Причем основная масса увольнений работников с предприятий и из организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию. Эти причины преобладают в увольнениях граждан с предприятий и из организаций. Современный работодатель нанимает рабочую силу в основном только на период проведения работ, так как круглогодично содержать работников невыгодно. В результате занятое в летний период сельское население в зимний период оказывается в основной своей массе безработным и обращается в центры занятости в поиске работы.

Число вакансий, заявленных сельскими работодателями в этот период, также резко сокращается. Так, из 4,3 тыс. вакансий, заявленных на 1 января 2009 года, только 20% приходилось на село. Возрастает напряженность на рынке труда в сельской местности. На 1 января 2009 года в Харабалинском районе на одну заявленную вакансию претендовали более 1,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, в Енотаевском районе - 512 человек, в Володарском районе - 175 человек.

Одним из сдерживающих факторов развития временной занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам января-мая 2009 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли области, по данным госстатистики, составляла 6,0 тыс. рублей, что менее половины (46,3%) от средней заработной платы по области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение первого полугодия 2009 года вакансий - менее трети (25,4%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по региону.

В связи с увеличением минимальной оплаты труда в 2009 году до 4330 рублей работодатели должны выплачивать безработным, занятым на временных работах, заработную плату не ниже установленного минимального размера. Это значительно осложняет возможности организации и проведения временных и общественных работ в сельских муниципальных образованиях.

Одной из категорий граждан, пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Ежегодно в органы службы занятости области за содействием в поиске работы обращаются более 2 тыс. выпускников. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемами подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса проблемы трудоустройства молодежи еще более обострятся. Решению данной проблемы будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов на территории Астраханской области в 2009 году (приложение N1 к Программе).

На 1 апреля 2009 года численность зарегистрированных безработных по области достигла 11,7 тысячи, а уровень регистрируемой безработицы - 2,2% к численности экономически активного населения, что превысило показатели аналогичного периода 2008 года.

Численность граждан, признанных безработными органами службы занятости, в течение 2009 года по прогнозу может составить более 32 тысяч.

В связи с высвобождением работников, введением на предприятиях и в организациях режима неполного рабочего времени в 2009 году ожидается снижение числа вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости. Несмотря на увеличение вакансий временного характера, банк вакансий, которым располагали органы службы занятости в первом полугодии 2009 года, сократился и составил 98% к соответствующему периоду прошлого года.

Для безработных граждан одним из препятствий в организации самозанятости и предпринимательской деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала, что значительно сдерживает реализацию этого направления содействия занятости, особенно для сельских безработных. Поддержка безработных граждан, организующих собственное дело, в виде 12-месячного пособия по безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.

Поэтому трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости области в условиях финансово-экономического кризиса, будет гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства.

Реализация отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N410/8 (НГР:RU30000200701027), позволит в 2009 году:

- трудоустроить при содействии органов службы занятости до 28 тысяч ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 14 тысяч человек;

- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 3 тысяч безработных.

Этих мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительному прогнозу, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 13-14 тысяч, что составит 2,5% к численности экономически активного населения области при благоприятном развитии событий. В случае критической ситуации регистрируемая безработица составит более 3%, численность безработных на конец года возрастет до 18 тысяч. При этом наиболее сложная ситуация может сложиться на трудоизбыточных территориях (преимущественно в сельскохозяйственных районах области, особенно в Харабалинском, Володарском, Енотаевском районах).

В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и районных рынках труда, по следующим направлениям:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях;

- стимулирование создания и сохранения рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в сельских районах области необходимо создание временных рабочих мест для безработных и ищущих работу граждан. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение занятости за счет малого бизнеса.

Дополнительной мерой, обеспечивающей занятость населения Астраханской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2009 год снижена на 22 % (с 15 тыс. до 11,7 тыс. человек), это меньше фактической потребности в иностранных работниках на 2009 год на 590. Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов приведен в приложении N 2 (таблицы 1,2) к Программе.

3. Система мероприятий программы ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


N п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

1.1.Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения

1.1.1

Осуществить оценку общей потребности в опережающем профессиональном обучении, объемов затрат с учетом ситуации на рынке труда и потребности предприятий в опережающем обучении работников

I квартал 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения - центры занятости населения (ОГУ ЦЗН), работодатели

1.1.2

Сформировать перечень профессий (специальностей), по которым необходимо организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения

I квартал 2009 года с ежемесячной корректировкой в соответствии с потребностями предприятий

Агентство по занятости населения Астраханской области

1.1.3

Сформировать список образовательных учреждений Астраханской области, осуществляющих опережающее профессиональное обучение

I квартал 2009 года с ежемесячной корректировкой в соответствии с потребностями предприятий

Агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, учреждения профессионального образования

1.1.4

Разработать образец договора, регламентирующего совместную деятельность между органами службы занятости, учебными заведениями и предприятиями, осуществляющими опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения

Январь 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

1.1.5

Разработать порядок организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения

Февраль 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

1.1.6

Заключить договоры с предприятиями и учебными заведениями на организацию опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под риском увольнения

В течение 2009 года

ОГУ ЦЗН, учреждения профессионального образования, работодатели

1.1.7

Рассмотреть вопрос организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, на обучающем семинаре для специалистов по профессиональному обучению ОГУ ЦЗН

Февраль 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

1.1.8

Организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения (не менее 5000 человек)

2009 год

Агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, ОГУ ЦЗН, учреждения профессионального образования, работодатели

1.2. Консультационное и профориентационное сопровождение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения

Консультировать кадровые службы предприятий по вопросам организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения

2009 год

ОГУ ЦЗН

Проводить групповые и индивидуальные консультации работников, находящихся под риском увольнения, по вопросам, связанным с их обучением и дальнейшим трудоустройством

2009 год

ОГУ ЦЗН

Консультировать работников, находящихся под риском увольнения, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии (специальности), видов и форм обучения, необходимых сроков обучения, образовательного учреждения

2009 год

ОГУ ЦЗН

1.3. Информационное обеспечение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения

Организовать широкую информационную кампанию в СМИ по вопросам опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения

2009 год

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

Информировать работников, находящихся под риском увольнения, о ситуации на рынке труда, профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда и предприятиях, об условиях и возможностях опережающего профессионального обучения, возможностях трудоустройства после завершения опережающего профессионального обучения

2009 год

Агентство по

Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

2.1. Организация общественных работ и временного трудоустройства

Осуществлять оценку общей потребности в численности участников, видах и объемах общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, исходя из ситуации на рынке труда и мониторинга рынка труда

Ежеквартально

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, работодатели, органы местного самоуправления (по согласованию)

Разработать образец договора об организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения

2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

2.1.3

Заключить договоры с предприятиями на организацию общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения

В течение 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

2.1.4

Заключить договоры с предприятиями на организацию временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений

В течение 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, работодатели

2.1.5

Сформировать банк   вакансий общественных работ, временного трудоустройства различных категорий граждан, ищущих работу

В течение 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

2.1.6

Провести оценку численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда региона

Февраль-март 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, министерство образования и науки Астраханской области

2.1.7

Определение объема расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы

Февраль-март 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

2.1.8

Формирование перечня предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений

Февраль-март 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

работ и временного трудоустройства

2.2.1

Провести обучающие семинары для ОГУ ЦЗН по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения

Первое полугодие 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

2.2.2

Проводить работу по организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений

2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

2.3. Информационное обеспечение

2.3.1

Подготовить обзорный материал по итогам выполнения Программы

По итогам первого полугодия 2009 года и за 2009 год

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

2.3.2

Обобщить опыт работы ОГУ ЦЗН по организации общественных, временных работ

По итогам 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

2.3.3

Подготовить и опубликовать материалы по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, в СМИ

2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

самозанятости безработных граждан

3.1

Осуществить оценку общей потребности в численности участников исходя из количества безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости

2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

3.2

Осуществить подготовку и издание справочно-информационных материалов для информирования безработных граждан о возможностях организации самозанятости, предпринимательской деятельности

2009 год

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

3.3

Оказывать профориентационные услуги для безработных граждан в целях выбора вида предпринимательской деятельности

2009 год

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

3.4

Организовать профессиональное обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, консультирование, помощь в разработке бизнес-планов

2009 год

Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН

3.5

Представлять безработным гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, информацию по вопросам подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана)

2009 год

ОГУ ЦЗН

3.6

Проводить работу по содействию организации самозанятости, предпринимательской деятельности безработных граждан путем предоставления субсидий для организации собственного дела и малых предприятий

2009 год

ОГУ ЦЗН

3.7

Обобщить опыт работы ОГУ ЦЗН по организации содействия самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан

По итогам 2009 года

Агентство по занятости населения Астраханской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»