ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2010 года N 541-П
О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 18.06.2009 N 300-П
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Астраханской области от 18.06.2009 N 300-П "О концепции отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" следующие изменения:
1.1. В названии и по всему тексту постановления, в названии концепции отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением (далее – концепция), слово ", подростков" исключить.
1.2. В преамбуле постановления слова "и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" исключить.
1.3. В пункте 2 постановления слова "агентство по делам молодежи" заменить словами "министерство социального развития и труда".
1.4. Пункт 3 постановления признать утратившим силу.
1.5. Изложить концепцию в новой редакции согласно приложению.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 10.12.2010 N 541-П
Концепция
отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы"
1. Введение
Укрепление и развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи в современных условиях представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.
Накопленный опыт комплексного решения вопросов по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в рамках целевых программ, наличие проблем и результаты анализа реализации программных мероприятий в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер, направленных на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области, должно привести к формированию у детей дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития, творческих способностей ребенка и в то же время обеспечить развитие его личностных интересов, позволяющих приобрести опыт взаимоотношения с людьми различных возрастных категорий.
Главными целями оздоровительной кампании являются совершенствование системы организации круглогодичного отдыха, повышение качества кадрового обеспечения, увеличение количества детей и молодежи, охваченных организованным отдыхом и занятостью, реализация традиционных и поиск новых форм организации отдыха, оздоровления, занятости.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Существовавшая до 1991 года на территории Астраханской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью. Это обеспечивалось как разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений, так и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профессиональными союзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.
После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, часть средств выделялась работодателями и изыскивалась родителями детей. Данный механизм предусматривался в рамках отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 31.05.2007 N249/5 (далее – Программа). Государственным заказчиком Программы являлось агентство по делам молодежи Астраханской области.
За период реализации данной Программы всеми формами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено в 2007 году 150643 чел., в 2008 году - 166882 чел., в 2009 году - 166459 человек. Наиболее эффективной и массовой формой отдыха являлись лагери с дневным пребыванием, в которых отдохнуло в 2007 году 19711 чел., в 2008 году - 11768 чел., в 2009 - 20290 человек. Ежегодно работало 9 здравниц, в которых отдохнуло в 2007 году 6047 детей, в 2008 году - 5295 детей, в 2009 году - 5624 человека.
Ежегодно действовала "Школа вожатых", которая готовила специалистов для загородных здравниц. Продолжалась практика сотрудничества с Всероссийским детским центром "Орленок". Работали профильные лагеря (палаточные, на базе воинских частей), для детей из малообеспеченных семей работало детское туристическое бюро. В туристических походах, поездках, экскурсиях, спортивных и культурно-массовых мероприятиях приняло участие в 2007 году 66439 чел., в 2008 году - 67713 чел., в 2009 году - 77976 человек. Подростки работали в голубых и зеленых патрулях, летних трудовых объединениях, пришкольных участках, ремонтных бригадах, школьных мастерских, ученических производственных бригадах, так в 2007 году было задействовано 33078 чел., в 2008 году - 40990 чел., в 2009 году - 42089 человек.
Традиционно ежегодно проводились профильные смены юных шахматистов, воспитанников Федерации Кекусинкай каратэ-до, поисковиков Астраханской области, творческой молодежи "АРТ-Парад", военно-патриотическая смена "Юнармеец", профильная смена и дискуссионный клуб в музее Боевой Славы, летние спортивные игры среди молодежи, "Территория успеха", Международный молодежный обмен "г. Астрахань – г.Зиген".
Благодаря совместной работе всех заинтересованных органов государственной власти и организаций в период работы летних оздоровительных учреждений удалось добиться следующих результатов:
- в течение двух последних лет высокий процент выполнения планов-заданий, направленных на подготовку оздоровительных учреждений;
- открытие всех летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологического заключения;
- выраженный оздоровительный эффект отмечен у 90% детей;
- стабильно низкий уровень общей заболеваемости детей и подростков;
- отсутствие вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений у детей и подростков.
С 1 января 2010 года в соответствии с разграничением поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования проведено разграничение финансирования выплат страхового и нестрахового характера. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по оздоровлению и отдыху детей переданы субъектам Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, которые закреплены за органами местного самоуправления).
В связи с этим в бюджете Астраханской области на 2010 год на проведение детской оздоровительной кампании в рамках текущей деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области дополнительно запланированы ассигнования в размере 90,0 млн руб. на осуществление переданных от государственного учреждения – Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации полномочий на организацию отдыха и оздоровления детей в Астраханской области в 2010 году. В 2009 году на данные цели Фондом социального страхования Российской Федерации были предусмотрены денежные средства в размере 135,0 млн рублей.
Для иных категорий несовершеннолетних направление в загородный оздоровительный лагерь зависит от ряда объективных и субъективных факторов, в том числе от своевременности подачи заявки заявителями в территориальные органы министерства социального развития и труда Астраханской области на оздоровление детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных организациях круглогодичного действия, а также своевременной подачи заявки в муниципальные образования на отдых и оздоровление в загородных стационарных оздоровительных лагерях; от наличия в бюджете муниципального образования средств на проведение детской оздоровительной кампании. В качестве замены предлагаются такие малозатратные формы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря на базе воинских частей, туристические походы, поездки, многодневные походы.
В связи с недоступностью некоторых форм отдыха (отдых на побережье Черного моря и Тихого океана, Кавказских Минеральных Водах, в средней полосе России и др.) для большей части населения остро стоит вопрос об обеспечении оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, необходимости более полного использования существующих моделей организации детского и молодежного отдыха с использованием новых вариантов этого рода деятельности, разработки и внедрения в практику вариативных программ (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности, апробации инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи. Все это обуславливает необходимость решения данных проблем программным методом.
Программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи реализуется на территории Астраханской области с 1996 года. Предлагаемая программа является продолжением программных мероприятий отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007 - 2009 годы", одобренной постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 N 369-П, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни. Программный метод позволит ежегодно разрабатывать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, методику возмещения частичной оплаты средней стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.
Программный метод обеспечит развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
3. Предлагаемый срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.
4. Предложения по целям и задачам программы
Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области на период до 2012 года является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
Целью реализации программы является обеспечение эффективного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области.
Создавая детям и молодежи гарантированные, необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективной работы организаций различных типов и организационно-правовых форм, настоящая программа решает следующие задачи:
- методическое обеспечение системы детского отдыха и оздоровления;
- повышение качества предоставляемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области;
- организация отдыха и оздоровления детей Астраханской области;
- организация культурно - досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение с детьми и молодежью свободного времени, их духовное и нравственное развитие в сфере художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности;
- организация временной занятости детей и молодежи Астраханской области в летний период.
5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет бюджета Астраханской области при участии федерального и местных бюджетов.
Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 498254,357 тыс. руб., в том числе: средства бюджета Астраханской области - 352366,6 тыс. руб., средства федерального бюджета - 70977,3 тыс. руб., средства местных бюджетов - 74910,457 тыс. рублей.
Финансирование программы за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.
6. Предложения по основным направлениям программы
Основными направлениями программы являются:
- организационно - методическое обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области;
- организация оздоровления и летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- создание максимальных условий для развития творческого потенциала в художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой сферах у детей;
- организация оздоровления детей в санаториях круглогодичного действия, лагерях санаторного типа, загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей;
- организация временной занятости детей и молодежи в летний период.
7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам, по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области.
Исполнителями программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Астраханской области:
- министерство образования и науки Астраханской области;
- агентство по делам молодежи Астраханской области;
- агентство по занятости населения Астраханской области.
8. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком - министерством социального развития и труда Астраханской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Средства, предусмотренные в бюджете Астраханской области на реализацию программы, распределяются:
- министерству образования и науки Астраханской области – на организацию отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений, одаренных учащихся, поощренных за достижения в спортивной, творческой, учебной и научной деятельности;
- министерству социального развития и труда Астраханской области - на организацию и проведение областного смотра-конкурса детских оздоровительно-образовательных учреждений Астраханской области, семинаров для организаторов летнего отдыха, областной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, организации санаторно-курортного оздоровления детей, оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;