ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2007 года N 249/5
Об утверждении отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы"
(Изменения и дополнения:
постановление Государственной Думы Астраханской области от 12.02.2009 N 49/1 НГР:RU30000200900114;
постановление Государственной Думы Астраханской области от 24.07.2008 N 344/8 НГР:RU30000200800740)
Рассмотрев отраслевую целевую программу "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы", одобренную постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 N 369-П (НГР:RU30000200600664), Государственная Дума Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить отраслевую целевую программу "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы" (прилагается).
2. Предложить Правительству Астраханской области включить в данную целевую программу дополнительный раздел "Поддержка и развитие материально-технической базы объектов отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Астраханской области, расположенных на территориях муниципальных объединений", начиная с 2008 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Председатель Государственной
Думы Астраханской области
А.Б.Клыканов
Постановление
Государственной Думы
Астраханской области
от 31.05.2007 N 249/5
Отраслевая целевая программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы" г. Астрахань - 2007 г. ПАСПОРТ отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы"
(в редакции постановления Государственной Думы Астраханской области от 12.02.2009 N 49/1 НГР:RU30000200900114)
Программы | отраслевая целевая программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа) |
Программы | |
заказчик Программы | агентство по делам молодежи Астраханской области |
Программы | агентство по делам молодежи Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий программы | органы местного самоуправления (по согласованию). |
Программы | организация временной занятости детей, подростков и молодежи. |
реализации Программы | 2007-2009 годы. |
Программы | в 2009 году - 166763,8 тыс. рублей |
конечные результаты | повышение эффективности использования средств государственной поддержки системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. |
реализации Программы | агентство по делам молодежи Астраханской области ежеквартально представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчет о выполнении Программы. |
Происходящие изменения в детской и молодежной среде привели к необходимости координации усилий по различным направлениям деятельности в интересах детства и молодежи. С этой точки зрения представляют интерес действующие программы по обеспечению защиты прав детей и молодежи, сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения. Осуществляемая политика по совершенствованию системы оздоровления и отдыха детей и молодежи может оцениваться как последовательная и целесообразная. В конце 90-х годов данная проблема выдвинулась в разряд приоритетных. Документы и нормативно-правовые акты, разработанные в ходе реализации областных целевых программ, предусматривающих организацию отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области с 1996 года, заложили реальную основу для принципиального изменения подходов и обеспечения занятости, развивающей деятельности и полноценного восстановления здоровья детей во внеучебное время.
Процессы, которые традиционно определялись как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха различных категорий детей и молодежи, как в каникулярное время, так и в течение всего года.
Изменение социальной структуры общества повлекло за собой и структурные изменения в сфере организации детского и молодежного отдыха. Можно выделить две тенденции в развитии данного сектора общественной жизни:
- расширение возможностей оздоровления и отдыха (появление новых видов услуг, возникновение учреждений отдыха нового типа, в том числе различных видов собственности);
- сокращение традиционных форм отдыха (загородные детские лагеря предприятий, поездки учащихся за пределы области).
В связи с недоступностью некоторых форм отдыха для большей части населения остро стоит вопрос о разработке программы обеспечения оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, а также необходимости более полного использования существующих моделей организации детского и молодёжного отдыха с использованием новых вариантов этого рода деятельности.
На протяжении многих лет сфера детского отдыха обозначается как приоритетная. Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей понимаются как первоочередная задача специалистами различных профессий, в том числе педагогами, медиками, социальными работниками. Закреплено представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков.
Разрабатываются и получают распространение в широкой практике вариативные программы, в том числе экспериментального характера, по различным направлениям деятельности. Апробируются инновационные педагогические технологии и принципиально новые механизмы взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи в условиях, которые диктуются становлением рыночных отношений в экономике.
Однако в последние годы сокращается количество учреждений организации отдыха и оздоровления и, как следствие, возникают серьезные социальные явления: вне поля внимания взрослых во внеучебное время остаётся огромное число детей и молодёжи. Необеспеченность организации досуга приводит к стихийным негативным проявлениям в детской и молодежной среде, что, в свою очередь, ведет к безнадзорности, росту и снижению возрастных границ преступности и заболеваемости, а также включению подростков в состав криминогенных группировок, групп риска.
Анализ финансирования летнего оздоровления детей-сирот показывает, что если в 2004 году на эти цели по программе было выделено 19 115,0 тыс.руб., в 2005 году - 18 493,0 тыс.руб., то в 2006 году - 17 000,0 тыс.руб. Таким образом, на летнее оздоровление детей-сирот только на оплату путевок ведомственным здравницам недоставало в 2006 году 100,0 тыс.руб. при условии сохранения действующих в настоящее время цен на путевки. Несмотря на то, что заработная плата обслуживающего персонала и питание детей-сирот предусмотрены из средств текущего финансирования, для организации летнего оздоровления данной категории детей необходимы финансовые средства на организацию культмассовой, спортивной и оздоровительной работы, которые не нашли отражения в областном бюджете 2007 года.
Организация работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в Астраханской области характеризуется стремлением найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся. В последние годы возрастает число детей, подростков и молодежи, охваченных летней оздоровительной кампанией. Каждый ребенок школьного возраста имеет возможность принять участие в одной из форм оздоровления и отдыха. Это происходит благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря на базе воинских частей, туристические походы, поездки.
Некоторые из этих форм отдыха и оздоровления не являются оптимальными и сложились в целях компенсирования дефицита финансовых возможностей. Альтернативой лагерям с дневным пребыванием могут быть палаточные лагеря, туристические походы и другие малозатратные виды отдыха.
Основными целями Программы являются дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для полноценного отдыха, оздоровления, творческого досуга и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области, создание социальной инфраструктуры, способствующей их воспитанию и развитию.
Задачи Программы:
- создание финансово-экономических, организационных, медицинских, социальных и правовых механизмов, обеспечивающих стабилизацию и развитие системы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи;
- создание условий для сохранения и дальнейшего развития учреждений оздоровления и отдыха, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность детей, подростков и молодежи; для выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности; обеспечивающих у детей, подростков и молодежи охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, закаливание организма, режим питания, формирование навыков здорового образа жизни; развития творческого потенциала детей в сфере художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности; развития сферы молодежного отдыха, дальнейшее развитие массовых видов спорта и туризма, поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- создание и реализация государственного заказа для организации оздоровления и летнего отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- организация культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми, подростками и молодежью свободного времени, их духовно-нравственное развитие;
- создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, подростков и молодежи;
- организация временной занятости граждан Российской Федерации 14-18 лет.
Сроки реализации Программы - 2007-2009 годы.
Система программных мероприятий соответствует основным направлениям политики Правительства Астраханской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи и включает в себя:
- разработку нормативно-правовой базы по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- кадровое и методическое обеспечение лагерей различных типов;
- организационно-массовое обеспечение программных мероприятий.
Ввиду отсутствия федерального закона о государственной поддержке детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации, а также учитывая положения статьи 21 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199803516) основной груз ответственности по обеспечению оздоровительной кампании ложится на субъекты Российской Федерации. Для эффективного функционирования оздоровительно-образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях в 1997-2000 годах начато формирование пакета нормативных правовых документов о типовых положениях о детской загородной здравнице, профильном палаточном лагере, оздоровительном лагере с дневным пребыванием.
В дальнейшем необходимо осуществить разработку:
- постановлений и распоряжений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, регламентирующих вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
- положений о смотрах-конкурсах; вариативных программах в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи; детских оздоровительно-образовательных учреждениях;
- положения о конкурсе загородных здравниц на право получения государственного заказа на летнее оздоровление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- порядка выплаты дотаций из областного бюджета за путевки в загородные здравницы, туристические путевки для детей из малообеспеченных семей.
Экономическая поддержка, материально-техническое и финансовое обеспечение
В связи с неудовлетворительным состоянием ряда детских оздоровительно-образовательных учреждений необходимо принять меры по улучшению их материально-технической базы, а именно:
- проводить работу по привлечению финансовых средств внебюджетных фондов для укрепления материально-технической базы оздоровительно-образовательных учреждений и наиболее продуктивного ее использования без изменения профиля работы;
- принимать участие в ярмарках путевок как в области, так и за ее пределами;
- провести инвентаризацию оздоровительно-образовательных учреждений;
- разработать меры по улучшению материально-технической базы оздоровительно-образовательных учреждений за счет средств областного бюджета и организаций, являющихся собственниками данных учреждений.
Организация работы по кадровому обеспечению системы отдыха и оздоровления детей и подростков предполагает следующие направления:
- программно-проектная подготовка с практической реализацией социально-педагогических проектов работы в оздоровительно-образовательном учреждении;
- адаптация работников, занятых в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи к современным технологиям и методикам в сфере отдыха детей и подростков;
- пополнение банка данных педагогических кадров - организаторов летнего отдыха различного профиля;
- подготовка кадров для работы в лагерях всех типов при проведении семинаров, сборов, организации и обеспечении деятельности Школы вожатых.
Методическое обеспечение работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков предполагает следующие направления:
- использование потенциала областных образовательных учреждений дополнительного образования с целью оказания методической помощи организаторам отдыха детей и подростков;