ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2007 года N 456/9

Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 2010 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Государственной Думы Астраханской области от 23.12.2010 N 654/12;

постановление Государственной Думы Астраханской области от 11.11.2010 N 549/10)

Рассмотрев отраслевую целевую программу "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы", одобренную постановлением Правительства Астраханской области от 05.09.2007 N 383-П (НГР:RU30000200700695), Государственная Дума Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отраслевую целевую программу "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Астраханской области в ходе исполнения отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы" доработать ее с учетом замечаний и предложений депутатов Государственной Думы Астраханской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Председатель Государственной

Думы Астраханской области

А.Б. Клыканов

УТВЕРЖДЕНО

постановление Государственной

Думы Астраханской области

от 27.09.2007 N 456/9

Отраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

Паспорт отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

(в редакции постановления Государственной Думы Астраханской области от 23.12.2010 N 654/12)


Программы

"Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

разработки Программы

основы законодательства Российской Федерации о культуре, федеральные законы "О библиотечном деле", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О народных художественных промыслах", постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N 257-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (НГР:RU30000200700462), распоряжение Правительства Астраханской области от 20.07.2005 N 101-Пр "О развитии театрально-концертных учреждений Астраханской области", протокол заседания Правительства Астраханской области от 11.10.2005 N 29, распоряжение Губернатора Астраханской области от 16.02.2006 N 92-р "О концепции подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани"

заказчик Программы

министерство культуры Астраханской области

Основной разработчик Программы

министерство культуры Астраханской области

Исполнители основных

- казённое предприятие Астраханской области "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области"

Программы

- обеспечение условий для повышения уровня профессионального образования, повышения   квалификации и переподготовки кадров учреждений культуры, поддержки молодых дарований, стимулирования творчества мастеров искусств

Программы

2008 - 2010 годы

Перечень подпрограмм

- "Информатизация и расширение информационного пространства сферы культуры в Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

Объемы и источники финансирования

- из внебюджетных источников – 34 689,3 тыс. рублей, в том числе капитальные вложения – 800,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- обеспечение проведения на высоком организационно-художественном уровне программных мероприятий празднования 450-летия основания г. Астрахани.

Система организации контроля за исполнением Программы

1. Общие положения


Отраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в качестве механизма осуществления программно-целевого управления в сфере культуры на территории Астраханской области, достижения качественно нового уровня её развития.

Программа определяет приоритеты в решении задач по сохранению культурного наследия, развитию культуры и искусства на 2008 - 2010 годы, регулирует процессы государственной поддержки деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать развитию культуры, сохранению культурного наследия, возрождению и развитию народных художественных промыслов: укреплению материально-технической базы учреждений культуры, реконструкции и модернизации театрально-концертных учреждений Астраханской области, государственной поддержке развития театрально-концертной деятельности, культурно-досуговой сферы, народного творчества, образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере культуры, искусства, музейного и библиотечного дела, народных художественных промыслов, внедрению информационных технологий в деятельность учреждений культуры.

Программа разработана министерством культуры Астраханской области на основании постановления Правительства Астраханской области от 18.04.2005 N 62-П "О министерстве культуры Астраханской области" (НГР:RU30000200500173), распоряжения Правительства Астраханской области от 20.07.2005 N 101-Пр "О развитии театрально-концертных учреждений Астраханской области", постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N 257-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (НГР:RU30000200700462), других нормативных правовых актов в сфере культуры.

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости её решения программным методом


Анализируя состояние сферы культуры в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода, являющегося необходимым условием дальнейшего развития отрасли. Реализация отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области" в 2005, 2006 годах, аналогичной программы в 2007 году позволила систематизировать решение стоящих перед отраслью задач, способствовала сохранению и в определенной степени развитию государственных и муниципальных учреждений культуры в Астраханской области, укреплению взаимодействия государственных и муниципальных органов управления культурой в решении задач развития культуры и сохранения культурного наследия Астраханской области.

Особое место в реализации программных мероприятий в прошедший период было отведено внедрению новых форм культурной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, формированию у организаций и деятелей культуры навыков работы в изменившихся экономических условиях. В связи с недостаточным объемом выделяемых средств из федерального бюджета и бюджета Астраханской области в предыдущие годы не удалось решить ряд задач, предусмотренных целевыми программами Астраханской области, что снизило эффективность и нарушило целостность программ, уменьшило возможности программно-целевого метода по государственному регулированию культурных процессов.

(Абзац в редакции постановления Государственной Думы Астраханской области от 11.11.2010 N 549/10)

В настоящее время культурный потенциал области включает четыре театра, концертную организацию - филармонию и в ее составе 17 творческих коллективов, государственный фольклорный центр "Астраханская песня", центр культуры и искусства, детский центр хореографии "Лотос", три средних специальных учебных заведения культуры и искусства с двумя филиалами, 39 школ дополнительного (художественного) образования детей, Астраханскую государственную консерваторию, два государственных музея (художественный и краеведческий) с шестнадцатью филиалами, содержащими более 300 тысяч единиц хранения, 293 библиотеки с фондом 7 млн. экземпляров документов, 236 учреждений культурно-досугового типа, 651 объект культурного наследия (памятники истории и культуры), находящихся под государственной охраной, 6 предприятий народных художественных промыслов (декоративно-художественные набойки по ткани, ковроткачество, резьба и роспись по дереву, изготовление керамических изделий, плетение из чакана, ручное вязание и др.).

Решение задач по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений культуры, искусства, художественного образования сопряжено с целым рядом правовых, организационных и финансовых проблем.

Проведение в 2008 году празднования 450-летия основания г. Астрахани требует серьезной подготовки к нему учреждений культуры области, укрепления материально-технической базы с проведением модернизации технологического оборудования театрально-зрелищных учреждений, которое в настоящее время существенно отстает от современных требований.

Особое внимание следует уделить группе учреждений, определяющих культурный облик субъекта и играющих особую роль в культурной жизни Астраханской области.

Для сохранения и развития традиций в области театрального и музыкального искусства, сложившихся в течение двух столетий, необходимо пополнение театрально-концертных учреждений творческим персоналом. Подготовка специалистов в профильных учебных заведениях с оплатой обучения на основании договоров о целевой подготовке частично решает кадровые вопросы.

Адресная поддержка искусства призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации творческого потенциала, культурного обмена, повышения уровня доступности искусства для астраханской публики.

Существующая проблема территориальной дифференциации в обеспеченности астраханцев продуктами культурной деятельности требует поддержки и развития обменно-гастрольной деятельности.

Срочного решения требуют вопросы обеспечения материально-технической базы театрально-концертных, образовательных учреждений, государственного фольклорного центра "Астраханская песня", учебно-методического центра по художественному образованию, переподготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства.

Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности областных театрально-концертных учреждений является улучшение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе тормозится низким уровнем обеспеченности театрально-концертных организаций специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры.

Одним из важнейших направлений реализации культурной политики министерство культуры Астраханской области видит в сохранении сложившейся системы художественного образования. За последние два года количество школ сократилось на 7 единиц, что ведет к уменьшению контингента учащихся не только в школах искусств, но и в последующих звеньях - средних специальных и высших учебных заведениях. Следствием этого будет отток кадров преподавателей, прекращение процесса пополнения квалифицированными кадрами учреждений культуры и искусства. Таким образом, особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования в Астраханской области.

В целях обеспечения возможности подготовки специалистов в средних специальных профессиональных учебных заведениях культуры и искусства в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами, а также для решения проблем по комплектованию библиотечных фондов специализированной литературой, нотным материалом, аудио и видеозаписями, информацией о достижениях в области культуры, о новых педагогических технологиях преподавания специальных предметов необходима реализация разрабатываемого министерством культуры Астраханской области проекта "Создание центров открытого доступа к мировым художественным ресурсам".

Сложившаяся система мер по сохранению, возрождению и популяризации нематериального культурного наследия народов многонациональной Астраханской области, проведению конкурсов, фестивалей, традиционных национальных праздников, способствующая развитию различных жанров народного творчества, национальных культур, совершенствованию культурно-досуговой деятельности учреждений культуры требует должной государственной поддержки.

Наиболее значимыми проблемами в деятельности учреждений культуры, расположенных в сельской местности, являются крайне слабая материально-техническая база (отсутствие необходимого светового и звукоусилительного оборудования, музыкальных инструментов, специального оборудования и оргтехники, транспортных средств, телефонной связи). Из 420 объектов учреждений культуры области 143 объекта требуют капитального ремонта, 32 объекта находятся в аварийном состоянии. В 2006 году почти в два раза сократилось финансирование расходов на деятельность и укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

Реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (НГР:RU0000R200303925) обострила проблемы содержания специалистов и самих учреждений культуры поселений, организации их деятельности.

При постоянном совершенствовании и расширении форм и методов библиотечного обслуживания в развитии библиотечного дела в Астраханской области имеют место серьезные проблемы. За последние 5 лет снижение общего объема книжного фонда составило 222,6 тыс. единиц. При сокращении фондовых ресурсов на 5 процентов пополнение составило 3 процента. Показатель обновляемости составил 0,1 процента при ведомственной рекомендации - 3,8 процента. На 1000 жителей поступает в среднем 70-80 книг при среднероссийском показателе - 157 книг и рекомендациях Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) - 250 книг. Основное ядро фондов библиотек составляют собрания, сформированные в 70-80 годах. Из-за низкого уровня бюджетного финансирования библиотек во многих из них практически отсутствуют современные энциклопедические и справочные издания по различным отраслям знаний, учебники и учебные пособия, издания по истории, философии, экономике, социологии, культурологии, аграрному и земельному праву, юридическая, деловая, техническая литература и др. Библиотеки крайне неудовлетворительно комплектуются детскими книгами. Недостаточно осуществляется обеспечение библиотек периодическими изданиями. Большинство библиотек поселений, расположенных в сельской местности, характеризуется слабой материально-технической базой (отсутствие транспортных средств, телефонной связи, компьютеров и другой современной техники). По показателям материально-технической базы библиотеки Астраханской области находятся на 73 месте из 89 субъектов Российской Федерации. На последнем месте среди библиотек Поволжья и Южного федерального округа по компьютеризации и автоматизации библиотечного дела находятся областные библиотеки: юношеская и библиотека для слепых. Последствия такого положения осложняют работу по созданию единой информационной среды, препятствуют реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, освоению мирового информационного пространства, предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий.

Одной из важнейших задач в деятельности библиотек на сегодняшний день является автоматизация процесса доведения книги до читателя (обработка, заказ, выдача и возврат книги), которая решается с помощью новейшего программного продукта "Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL", приобретенного в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740 (НГР:RU0000R200505364).

Основным препятствием в развитии кинообслуживания населения области является недостаток финансовых средств на приобретение новых дорогостоящих кинолент, морально и физически устаревшее оборудование киноустановок, требующие модернизации и технического переоснащения.

Хранение музейного фонда на территории Астраханской области осуществляется двумя государственными музеями: Астраханской государственной картинной галереей им. П.М. Догадина и Астраханским государственным объединенным историко-архитектурным музеем-заповедником. За последние годы при создании филиалов государственных музеев значительно расширилась музейная сеть. В состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника сегодня входят 6 городских и 10 сельских филиалов, а в состав Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина - 2 филиала: дом-музей Б.М. Кустодиева и музей В.Хлебникова.

Анализ статистических данных по основным направлениям деятельности музеев свидетельствует о росте количества посещений местными жителями Астраханского музея-заповедника, картинной галереи и их филиалов и востребованности музеев в области.

В то же время анализ цифровых показателей финансового обеспечения деятельности государственных музеев области позволяет сделать вывод о недостаточном финансировании музейной сферы.

Проблемными и актуальными остаются на сегодняшний день:

- обеспечение музеев современным оборудованием для хранения и экспонирования коллекций;

- создание оптимальных условий хранения фондовых коллекций;

- обеспечение безопасности музеев путем оснащения охранно-пожарной сигнализацией;

- информатизация музейной деятельности (автоматизация рабочих мест сотрудников, обеспечение компьютерной множительной техникой, внедрение специальных музейных программ).

Характерными проблемами музейной деятельности являются недостаточное бюджетное финансирование, слабая материально-техническая база.

В связи с размещением музеев в приспособленных зданиях помещения для экспонирования и хранения музейных коллекций не всегда отвечают современным требованиям.

Острой проблемой музейных фондовых хранилищ является теснота помещений и, как следствие, скученность экспонатов в них. Большая часть музейных зданий оборудована охранными средствами устаревшей модификации.

Техническая укрепленность большинства музейных зданий также не отвечает требованиям нормативных документов из-за неудовлетворительного состояния. Отсутствие средств сдерживает внедрение новых технологий обеспечения сохранности музейных предметов, затрудняет работу по введению фондов музеев в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, работу по реставрации музейных предметов.

Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является одним из важнейших направлений государственной культурной политики.

Наряду с наметившимися положительными тенденциями в обеспечении сохранности памятников истории и культуры остаются актуальными следующие вопросы:

- значительная часть памятников нуждается в принятии срочных мер по их спасению от разрушения, повреждения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»