Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 года N 441-П

О государственной программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П.
____________________________________________________________________

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 11.07.2014 N 262-П;

постановление Правительства Астраханской области от 10.04.2014 N 117-П;

постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2013 N 555-П;

постановление Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П;

постановление Правительства Астраханской области от 24.05.2013 N 184-П;

постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2012 N 576-П;

постановление Правительства Астраханской области от 07.09.2012 N 387-П;

постановление Правительства Астраханской области от 28.12.2011 N 652-П;

постановление Правительства Астраханской области от 13.10.2011 N 412-П;

постановление Правительства Астраханской области от 08.07.2011 N 240-П)

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П, а также стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2010 N 225-П,и концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2010 N 440-П,

(Преамбула в редакции постановления Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" (далее - Программа).

(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П)

2. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П

3. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области разработать планы мероприятий по реализации Программы.

5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области(Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 14.10.2010 N 441-П

Государственная программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 10.04.2014 N 117-П)


Наименование Программы

- государственная программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
 - Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П;

 - стратегия развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года, одобренная постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2010 N 225-П;

 - концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2010 N 440-П ;

 - постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1141 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка";

 - постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 N 1181 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий"

Государственный заказчик

- министерство здравоохранения Астраханской области

Основной разработчик Программы

- министерство здравоохранения Астраханской области

Исполнители основных
 мероприятий Программы

- министерство здравоохранения Астраханской области, муниципальные образования Астраханской области (по согласованию), государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию)

Цель и задачи
 Программы

Цель - улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению на основе совершенствования процессов профилактики, диагностики, лечения, развития кадровых и материальных ресурсов здравоохранения.
 Задачи:
 - улучшение качества профилактической и лечебно-диагностической деятельности учреждений здравоохранения;

 - обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях надлежащих условий пребывания больных и работников здравоохранения в соответствии с лицензионными требованиями и условиями;

 - совершенствование организационных механизмов подготовки и переподготовки кадров здравоохранения;

 - внедрение инновационных механизмов доступности медицинской помощи населению и оперативности обработки медико-статистической информации

Срок
 реализации Программы

- 20 1 1-201 4 годы

Объемы и источники финансирования Программы (тыс.руб.)

Всего - 1 460 307,25  в том числе:
 - средства федерального бюджета (прогноз) - 1 110 029,57;

 - средства бюджета Астраханской области - 343 646,60, в том числе капитальные вложения – 51 511,90;

 - средства бюджетов муниципальных образований - 4 692,10;

 - средства от предпринимательской деятельности - 1 938,98

Ожидаемые конечные
 результаты реализации Программы

Реализация Программы при условии ее полного финансирования позволит к окончанию срока достичь:
 - увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 69,7 года;

 - снижения числа заболеваний, зарегистрированных у больных с впервые установленным диагнозом, до 74600,0 на 100 тыс. населения;

 - снижения уровня смертности населения до 131,0 случая на 100 тыс. населения;

 - сохранения доли обученных специалистов в числе запланированных к обучению на уровне 100%;

 - увеличения числа ЛПУ, имеющих выход в "Интернет", в общем числе ЛПУ, оснащенных электронно-вычислительной техникой (далее - ЭВТ), до 100,0 %

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется министерством здравоохранения Астраханской области

1. Общие положения


Государственная программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" разработана в рамках концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" и в целях выполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1141 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка", от 28.12.2011 N 1181 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П)

Для достижения стратегических целей и тактических задач министерства здравоохранения Астраханской области, одобренных распоряжением Правительства Астраханской области от 03.12.2012 N 600-Пр "О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2012 год и на период с 2013 до 2015 года, реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года", стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2010 N 225-П "О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года",а также концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2010 N 440-П, разработана настоящая государственная программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области".

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 19.09.2013 N 375-П)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Охрана здоровья граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства. Сохранение и развитие человеческого потенциала Астраханской области является одной из основных задач Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года. В числе основных направлений развития инновационной социальной политики Астраханской области важная роль принадлежит построению кластера "Индустрия здоровья", в рамках которого предполагается пропаганда и распространение здорового образа жизни, усиление профилактической и реабилитационной работы, повышение эффективности работы существующих лечебных учреждений, инновационно-технологическое, кадровое развитие отрасли здравоохранения и другие приоритетные сферы индустрии здоровья.

Развитие службы родовспоможения и повышение рождаемости для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в последние годы стали одним из ключевых направлений здравоохранения и социального развития. Как результат работы отрасли можно отметить улучшение медико-демографической ситуации в Астраханской области, в том числе положительный естественный прирост населения области. Так, на территории Астраханской области за 2009 год зарегистрировано 14350 новорожденных, что на 150 больше, чем в 2008 году, а показатель рождаемости за 2009 год составил 14,3 на 1000 населения. За прошедший год зарегистрировано 13527 умерших, что на 133 меньше, чем за 2008 год, показатель смертности составил 13,5 на 1000 населения. Таким образом, в сравнении с 2008 годом достигнут больший положительный естественный прирост населения - плюс 0,8 на 1000 жителей (в 2008 году – плюс 0,5).

Сложность демографической ситуации вызвана снижением репродуктивного здоровья женщин. Только каждая третья беременность в среднем по Астраханской области заканчивается нормальными родами, что свидетельствует о низком уровне здоровья женщин.

Уровень младенческой смертности за 2009 год уменьшился с 8,6 до 7,9 на 1000 детей, родившихся живыми. Это в значительной степени обусловлено снижением ранней смертности новорожденных за счет планомерного осуществления мероприятий по охране материнства и детства, внедрением современных перинатальных технологий.

Несмотря на положительную тенденцию снижения показателя младенческой смертности, в её структуре на первом и втором местах остаются причины, связанные со здоровьем матери, заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни, а также врожденные аномалии.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием репродуктивного здоровья семейных пар, новорожденных и детей раннего возраста в Астраханской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка на всех этапах развития.

В настоящее время основными направлениями в совершенствовании оказания медицинской помощи населению являются усиление первичного звена здравоохранения путем развития общей врачебной практики, организации в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому, службы неотложной медицинской помощи, для чего необходимо оснащение соответствующих подразделений учреждений современным медицинским и технологическим оборудованием.

Обеспеченность населения врачами в 2009 году несколько увеличилась, составив 61,8 на 10 тыс. населения (в 2008 году - 60,6), а укомплектованность врачами незначительно снизилась до 91,5% (в 2008 году - 92,2%). Подготовка и переподготовка врачей, оснащение первичного звена здравоохранения необходимым медицинским оборудованием позволят обеспечить постоянный контроль состояния здоровья пациента и членов его семьи, координировать лечебно-профилактическую работу на своём участке, нести ответственность за объём и качество оказываемой медицинской помощи. Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения дальнейшее развитие и повышение качества оказания медицинской помощи становится неэффективным.

В Астраханской области остается напряженной эпидемиологическая ситуация по отдельным заболеваниям, в том числе социального характера (ВИЧ-инфекция, туберкулез, онкологические, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония и другие). Ежегодно профилактическое обследование на ВИЧ-инфекцию проводится на уровне 12-15% населения области. За 2009 год проведено 174,7 тыс. обследований на наличие антител к ВИЧ. По состоянию на конец 2009 года показатель пораженности этой инфекцией на 100 тыс. населения составил 35,4 (в 2008 году - 29,2). Данный показатель в 9,3 раза ниже показателя по России (339,2) и в 3,5 раза – по Южному федеральному округу (124,8).

Следствием распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности. Следовательно, препятствием на пути распространения ВИЧ-инфекции должны быть мероприятия, направленные на индивидуальную профилактическую работу с лицами из групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, выявление лиц, использующих внутривенные наркотические средства в немедицинских целях, борьба с распространением наркотиков, профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения свободы. Недостаточное обеспечение безопасности донорской крови в отдельных учреждениях здравоохранения России и зарубежья приводит к заражению ВИЧ-инфекцией при переливании крови и ее компонентов, а оснащение лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции, не всегда отвечает современным требованиям. Поэтому в связи с повышением распространенности данного инфекционного процесса необходимо материально-техническое обеспечение высокого уровня диагностики ВИЧ-инфекции на территории Астраханской области, что сложно осуществить без дополнительного программно-целевого решения.

Неблагополучная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу с обусловливающими ее факторами выделяет туберкулез как общую медицинскую и социальную проблему. Показатель заболеваемости коренного населения Астраханской области в 2009 году незначительно снизился и составил 73,4 на 100 тыс. населения (в 2008 году - 74,8), но остался несколько выше среднероссийского (68,9). Остается проблемным вопросом полный охват обследованием на туберкулез. В целом по области осмотрено флюорографически 88% населения против 84% в 2008 году. Среди больных активным туберкулезом более 40% составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией, возвращающиеся из учреждений уголовно - исполнительной системы. В основном заболевают мужчины в возрасте 20-40 лет, то есть лица трудоспособного возраста. Остаются высокими первичный выход на инвалидность и показатели распространенности среди населения туберкулеза. Напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Астраханской области обусловлена в основном наличием немалой доли социально незащищенных слоев населения, асоциальной части населения, беженцев, вынужденных переселенцев и подобных категорий населения, а также резервуара туберкулезной инфекции среди крупного рогатого скота в отдельных районах Астраханской области, недостаточным обеспечением противотуберкулезных учреждений лечебным и диагностическим медицинским оборудованием, стационарной и передвижной флюорографической аппаратурой, специфическими препаратами. Поэтому увеличение объема и повышение качества профилактических мероприятий и эффективности лечения больных туберкулезом требуют программного и целевого подхода.

Новообразования в Астраханской области остаются актуальной медико-социальной проблемой, несмотря на некоторую стабилизацию в настоящее время уровня смертности населения от злокачественных новообразований. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 315,9 (в 2008 году - 325,1). В структуре заболеваемости рак кожи занял 16%, легких - 12%, молочной железы - 11%, желудка - 7%.

Смертность от злокачественных новообразований составила 1910 случаев или 190,0 на 100 тыс. населения (в 2008 году - 176,5), таким образом, показатель в сравнении с 2008 годом несколько увеличился. В структуре смертности рак легких составил 20%, желудка - 11%, молочной железы - 8%, ободочной кишки - 6%, пищевода - 3%.

Контингент больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете, составляет около 1,5% населения Астраханской области. Около половины всех больных со злокачественными новообразованиями, находящихся под наблюдением, состоят на учете 5 лет и более. В целом показатели выявления злокачественных новообразований как в Астраханской области, так и в целом по Российской Федерации не соответствуют современным возможностям медицины и свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки и реализации целевых программ. Реализация Программы предполагает освоение и внедрение новых медицинских технологий, разработку и масштабное внедрение современных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний.

Не менее важна проблема вирусных гепатитов. Инфицированность населения вирусом варьирует от 20 до 60%. Около 5% инфицированных переходят в хроническую стадию болезни. Особую группу в числе заболевших вирусными гепатитами составляют медицинские работники, инфицированность которых возникает при проведении хирургических вмешательств и манипуляций. Для такого рода пациентов требуется своевременное лечение противовирусными препаратами. Серьезными проблемами в Астраханской области остаются сложность этиологической расшифровки случаев гепатита, недостаток аппаратуры для проведения полимеразной цепной реакции, иммуноферментного анализа, оборудования для поддержания условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов.

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической и неспецифической профилактики, также является одной из важных. Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, гепатита В, краснухи в рамках национального календаря профилактических прививок ежегодно в Астраханскую область поставляются партии вакцин за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем эпидемическая ситуация в Астраханской области по некоторым инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной.

Большое беспокойство в обществе в последние годы вызывают инфекции, передающиеся половым путем (далее - ИППП), уровень заболеваемости которыми давно вышел за рамки чисто медицинской проблемы, требуя немедленного поиска более эффективных методов управления эпидемическим процессом. Анализ заболеваемости ИППП в Астраханской области показал, что хотя количество больных несколько уменьшилось, заболеваемость продолжает оставаться еще на достаточно высоком уровне. В эпидемиологический процесс заболеваемости ИППП вовлечены все возрастные группы. Наибольшую часть составляют лица детородного возраста. Этим можно объяснить возникновение проблемы урогенитальных инфекций и бесплодия, с которой сейчас сталкивается дерматовенерологическая и акушерско-гинекологическая службы. Уже сейчас благодаря целенаправленно проводимым акушерско-гинекологической и дерматовенерологической службами мероприятиям по борьбе с ИППП удалось снизить уровень рождений детей с врожденным сифилисом. Однако проблема ИППП остается актуальной и требует решения программными методами.

Лидирующей патологией среди причин смерти населения является класс болезней системы кровообращения (54%), относящийся к прогностически неблагоприятной группе заболеваний, что оправданно выводит их профилактику и лечение на уровень одного из важных направлений здравоохранения. Так, на первом месте среди причин смерти в трудоспособном возрасте находятся болезни системы кровообращения (31%). В Астраханской области на долю болезней системы кровообращения приходится более 15% общей заболеваемости взрослого населения по обращаемости, около половины всей инвалидности и более половины смертельных исходов. Среди болезней данного класса важное место занимают болезни, характеризующиеся повышением артериального давления - артериальной гипертонией. В структуре впервые выявленной заболеваемости сердечнососудистой системы взрослого населения доля болезней, характеризующихся артериальной гипертонией, составляет около 10%. Распространенность острых форм ишемической болезни сердца, включая острый инфаркт миокарда, в Астраханской области составила в 2010 году 246,3 на 100 тысяч населения. Распространенность острого инфаркта миокарда по Астраханской области превышает таковую по Российской Федерации и составила в 2011 году 148,4 на 100 тысяч населения. Летальность при остром инфаркте миокарда в Астраханской области также выше средней по Российской Федерации и составила в 2010 году 13,2%. Следует отметить, что острый инфаркт миокарда становится заболеванием людей среднего возраста, что приводит к большей и ранней инвалидизации населения. Острое нарушение мозгового кровообращения - одна из важнейших медико-социальных проблем, динамика заболеваемости острым нарушением мозгового кровообращения среди взрослого населения растет, а летальность как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах не снижается. Летальность при мозговом инсульте по Астраханской области в 2010 году составила 21,7%, досуточная - 18,7%. Таким образом, проблема заболеваемости и высокой смертности от болезней системы кровообращения требует решения с использованием программно-целевых методов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»