ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2008 года N 414-П
Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 134-П)
В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466), постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 345-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы" (НГР:RU30000200800613), а также в целях развития системы дошкольного образования, обеспечивающей максимальный охват детей дошкольного возраста Астраханской области вариативным качественным дошкольным образованием,
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) при формировании областного бюджета на 2009 год включить ее в перечень целевых программ Астраханской области.
3. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществить финансирование программных мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
постановлением
Правительства Астраханской области
от 30.07.2008 N 414-П
1. Паспорт отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год"
Наименование Программы | - отраслевая целевая программа "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | - министерство образования и науки Астраханской области |
Разработчик Программы | - министерство образования и науки Астраханской области |
Исполнители Программы | - муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования |
Цель Программы | - развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей максимальный охват детей дошкольного возраста Астраханской области вариативным и качественным дошкольным образованием |
Задачи Программы | - улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного образования |
Срок реализации Программы | - 2009 год |
Программы | - средства из внебюджетных источников - 10000 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - формирование государственно-общественной системы управления в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, через создание управляющих (попечительских) советов, обладающих комплексом управленческих полномочий |
Система организации контроля за исполнением Программы | - Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме |
Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) гарантирует право граждан на образование, в том числе - на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации продекларированные гарантии не всегда обеспечиваются в полной мере.
На современном этапе развития России образование в его неразрывной органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, важнейшим фактором благополучия каждого гражданина.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Гармоничное воспитание молодого поколения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Указанная цель достижима при условии активного вовлечения в процесс реализации образовательной политики граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.
Вместе с тем ситуация с развитием системы дошкольного образования на территории Астраханской области вызывает тревогу.
Особое значение приобретает обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Отраслевая целевая программа "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год", разработанная министерством образования и науки Астраханской области, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие системы дошкольного образования в регионе.
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853), федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития системы образования.
В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети образовательных учреждений, предоставляющих комплексные услуги по образованию и содержанию детей дошкольного возраста, и реальным количеством детей, нуждающихся в получении данных услуг.
Проведённый анализ действующей системы дошкольного образования Астраханской области выявил: состояние сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, не соответствует принципу доступности качественного дошкольного образования, что ведёт к социальной напряженности.
Всего в Астраханской области проживают 67057 (в том числе 33209 - в г. Астрахани) детей дошкольного возраста (от одного года до семи лет, не посещающих 1 класс), из которых 35 331 дошкольник посещает полнодневные группы в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (в том числе 18 888 - в г. Астрахани). На 1 января 2008 года охват детей дошкольным образованием в Астраханской области составил 52,6%, а численность детей, состоящих на учёте для определения в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, для получения комплексной услуги, равнялась 18 450 (27,5%) - 14 611 в г. Астрахани, 3 839 районах области.
Причинами низкого охвата детей дошкольным образованием прежде всего являются сокращение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и увеличение рождаемости.
В ходе анализа выявлен ряд проблем, которые стали препятствием для эффективного функционирования и успешного развития системы дошкольного образования:
отсутствие достаточного количества мест в образовательных учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования, обеспечивающих вариативные возможности получения детьми дошкольного образования, приводящее к переуплотнению групп, увеличению очерёдности;
нерациональное использование имеющихся ресурсов системы образования в сложившихся демографических условиях;
несовершенная региональная нормативная правовая база, регулирующая развитие сети вариативных образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования;
несформированный гражданский заказ на дошкольные образовательные услуги;
недостаточность финансирования строительства новых дошкольных образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов;
дефицит высокопрофессиональных кадров дошкольного образования, связанный с падением престижа профессии воспитателя и низкой заработной платой.
Создание эффективного механизма развития системы дошкольного образования во многом зависит от прогностического подхода, сформированного на программно-целевом методе, который поможет определить стратегию и тактику развития системы дошкольного образования, сконцентрировать финансовые и организационные ресурсы, привлечь разнообразные источники финансирования.
Целью отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год" является развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей максимальный охват детей дошкольного возраста Астраханской области вариативным и качественным дошкольным образованием.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
развитие сети образовательных учреждений (в том числе негосударственных), реализующих программы дошкольного образования, обеспечивающей вариативные возможности получения детьми дошкольного образования;
улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного образования.
Срок реализации Программы рассчитан на 2009 год.
В соответствии с заявленными задачами планируется провести ряд программных мероприятий.
6.1 Развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы
дошкольного образования, обеспечивающей вариативные возможности получения детьми дошкольного образования, включает в себя:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы организации и предоставления услуг дошкольного образования, в том числе:
размещение на первых этажах жилых зданий учреждений или групп, реализующих программы дошкольного образования;
механизмы создания, организации работы и контроля вариативных форм дошкольного образования (группы предшкольной подготовки, надомные дошкольные группы, гувернёрские службы и т.п.);
проработка условий возможности предоставления льгот по налогам и аренде помещений для негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
- введение в эксплуатацию помещений (реконструкция и приспособление помещений, оснащение) для размещения групп дошкольного образования (полнодневного и (или) кратковременного пребывания детей) на базе общеобразовательных учреждений, центров дополнительного образования и т.п.
Улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного образования
потребует:
- мониторинга и формулирования гражданского заказа с учётом адекватности системы дошкольного образования нормативным правовым требованиям и социально-экономической ситуации для проектирования сети дошкольного образования и планирования дополнительных услуг в учреждениях;
- разработки и внедрения механизмов оценки качества дошкольного образования, реализующих программы дошкольного образования:
создания рабочей группы для разработки базовых показателей региональной системы оценки качества дошкольного образования, образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, руководящих и педагогических работников;
принятия нормативных правовых актов, утверждающих механизм оценки качества дошкольного образования и критерии качества работы дошкольных учреждений (групп), руководящих и педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования;
издания методических материалов, разъясняющих методику системы оценки качества дошкольного образования;
- обеспечения современных условий для предоставления качественных услуг дошкольного образования в функционирующих ДОУ; приведения в соответствие с СанПиН условий в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;
- разработки и внедрения новых финансово-экономических механизмов:
реализации государственных финансовых обязательств через внедрение
механизма нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и проведения конкурсных процедур на государственный (муниципальный) заказ по предоставлению услуги дошкольного образования;
внедрения иной системы оплаты труда руководящих и педагогических
работников отдельных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, стимулирующей руководителей и педагогов на повышение качества предоставляемых услуг;
- формирования государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, через создание управляющих (попечительских) советов, обладающих комплексом управленческих полномочий;
- повышения квалификации работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по вопросам модернизации дошкольного образования, в рамках реализации Программы.
Перечень конкретных детально разработанных и взаимоувязанных мероприятий с указанием планируемых показателей их выполнения и обоснованием эффективности, исполнителей, сроков исполнения, объемов финансовых ресурсов, источников финансирования представлен в приложении N 1 к Программе.