ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 июля 2008 года N 345-П
О концепции отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы"
В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466), постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), а также в целях развития системы дошкольного образования, обеспечивающей максимальный охват детей дошкольного возраста Астраханской области вариативным качественным дошкольным образованием,
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы".
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы" министерство образования и науки Астраханской области.
3. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) в двухнедельный срок разработать отраслевую целевую программу "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 02.07.2008 N 345-П
Концепция отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009- 2011 годы"
Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально - экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере.
На современном этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, что делает его одним из важнейших факторов благополучия каждого гражданина
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Гармоничное воспитание молодого поколения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Эта цель достижима при условии активного вовлечения в реализацию образовательной политики граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.
Вместе с тем ситуация с развитием системы дошкольного образования на территории Астраханской области вызывает тревогу.
Именно поэтому особое значение приобретает обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Концепция отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы" (далее - концепция), разработанная министерством образования и науки Астраханской области, представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на развитие системы дошкольного образования в Астраханской области.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития системы образования.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом
В соответствии с действующим законодательством общеобразовательные программы дошкольного образования реализуют дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ), учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также общеобразовательные учреждения. Перечисленные учреждения предоставляют комплексные услуги по образованию, присмотру и уходу за детьми в течение дня или круглосуточно. Большая доля занятого платёжеспособного населения, имеющего детей дошкольного возраста предпочитают воспользоваться именно этой объединённой услугой.
Всего в Астраханской области проживает 67057 (в том числе в г. Астрахани - 33209) детей дошкольного возраста (от одного года до семи лет, не посещающих 1 класс), из них 35331 дошкольник - посещает полнодневные группы в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (в том числе в г. Астрахани - 18888). На 1 января 2008 года охват детей дошкольным образованием в Астраханской области составил 52,6%, а численность детей, состоящих на учёте для определения в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования для получения комплексной услуги - 18 450 (27,5%) человек, из них в г. Астрахани - 14 611, в области - 3839.
Ситуация дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, сложилась по ряду причин: рост рождаемости и сокращение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования; несовершенная региональная нормативная правовая база, регулирующая вариативное развитие сети образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования в зависимости от гражданского заказа.
До 2000 года, в период снижения рождаемости и экономической нестабильности, система дошкольного образования претерпела ряд изменений и стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. При этом 16 дошкольных образовательных учреждений Астраханской области были переданы в аренду, проданы или закрыты (в том числе 14 - по г. Астрахани).
Последние годы в Астраханской области, как и в целом по России, наблюдается улучшение демографической ситуации. При условии сохранения тенденции роста рождаемости, к 2010 году общее количество детей дошкольного возраста составит 88 525.
Данные динамики изменения численности детей дошкольного возраста по региону на 01.01.2008 представлены территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Астраханской области в таблице N 1.
Таблица N 1
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Всего | |
Всего по области | 9530 | 9714 | 10888 | 11965 | 12197 | 11959 | 12267 | 78520 |
г. Астрахань | 4461 | 4492 | 5289 | 5947 | 6059 | 6148 | 6074 | 38470 |
% прироста последующего года к предыдущему | 1,9 | 12 | 9,9 | 1,9 | - 2 | 2,6 | ||
% прироста последующего года к 2001 | 1,9 | 14,2 | 26 | 28 | 25,5 | 28,7 |
При изменении числа дошкольников одновременно происходило изменение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Динамика изменений за период с 2000 по 2008 год представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
Кол-водетей в них |
По данным мониторинга министерства образования и науки Астраханской области, потребность опрошенных семей в получении дошкольного образования в полнодневных группах, организованных на базе различных учреждений, составляет 80,8%, причём полнодневные группы при дошкольных образовательных учреждениях предпочли бы 63,1%, при центрах дополнительного образования - 9,1%, а при школах - 8,6%.
В связи с недостатком мест в полнодневных дошкольных образовательных учреждениях и (или) по другим причинам (слабое здоровье дошкольников, невозможность родителей оплачивать содержание ребёнка в полнодневных группах или желание индивидуального подхода к ребёнку и возможность оплатить более комфортные условия) часть семей предпочла воспользоваться альтернативными формами дошкольного образования:
группами кратковременного пребывания, организованными на базе центров дополнительного образования, негосударственными образовательными учреждениями или частными предпринимателями;
услугами частных воспитателей, гувернёров;
воспитанием и образованием ребёнка-дошкольника в семье.
В зависимости от организационно-правового статуса сеть образовательных учреждений Астраханской области предоставляющих услуги дошкольного образования (группы кратковременного и полнодневного пребывания детей) подразделяются на:
муниципальные образовательные учреждения (дошкольные образовательные учреждения - 243, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 15, дошкольные группы при школах организованы в 64 образовательных учреждениях, 14 учреждениях дополнительного образования);
областные государственные учреждения (областное государственное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида", областное государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Верботон", областное государственное общеобразовательное учреждение специального профессионального образования "Черноярский губернский колледж", специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат N 7, областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей - 4;
негосударственные (Центр развития ребенка ООО "Газпром добыча Астрахань" - 5, НДОУ "Связьинформ" - 1, некоммерческая организация "Школа Престиж", международный лингвистический центр "Полиглот", ООО "Универсальное агентство "Алекс Эль", частный предприниматель "Мамина школа").
В настоящее время в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (полнодневные группы) административные должности занимают - 323 человека, должности воспитателя - 2244, должности специалистов - 585. Из них высшее образование имеет 38,5%, среднее специальное - 60%, среднее - 1,5%. Средний возраст воспитателей составляет 48 лет.
Распределение педагогических работников ДОУ по стажу работы выглядит следующим образом: доля педагогических работников, имеющих стаж работы 15 и более лет, составляет - 58%, а молодых специалистов, имеющих стаж работы до 5 лет, - 13%.
Дефицит высококвалифицированных кадров испытывают все дошкольные образовательные учреждения, особенно в городе Астрахани. Основной причиной такого положения, прежде всего, является крайне низкая заработная плата. На сегодняшний день отсутствуют материальные, социально-правовые факторы роста престижа педагогического труда, закрепления квалифицированных кадров и молодых специалистов в системе дошкольного образования.
Анализ показал, что действующая сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, не соответствует декларируемому принципу доступности качественного дошкольного образования и ведёт к социальной напряженности.
Разрешение данного несоответствия осложняется рядом проблем:
отсутствие вложения финансовых средств для строительства новых дошкольных образовательных учреждений (стоимость строительства и комплектации типового здания ДОУ на 280 мест обходится около 70 млн. рублей);
недостаточно развитая сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования, обеспечивающих вариативные возможности получения детьми дошкольного образования;
отсутствие сформулированного гражданского заказа;
нерациональное использование имеющихся ресурсов системы образования в сложившихся демографических условиях (муниципалитетами не в полной мере используются возможности оптимизации использования сети дошкольных, общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);
отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок организации надомных групп, домашних детских садов, групп предшкольной подготовки;
дефицит высокопрофессиональных кадров дошкольного образования, связанный с падением престижа профессии воспитателя и низкой заработной платой.
Развитие дошкольного образования осложняется и рядом финансово - экономических причин, таких как: остаточный принцип финансирования дошкольного образования из муниципальных бюджетов, приводящий к затруднению мероприятий по строительству новых и проведению своевременного капитального ремонта функционирующих зданий, а также недостаточному оснащению образовательных учреждений и снижению качества предоставляемых услуг.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района (городского округа) относится к полномочиям муниципального района и это является его расходным обязательством. Между тем Астраханская область осуществляла выделение субвенций местным бюджетам на реализацию образовательных программ в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников этих учреждений в пределах, предусмотренных законами Астраханской области о бюджете на очередной финансовый год. С 2008 года местным бюджетам выделяется субсидия на предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных детских дошкольных учреждениях. Расходы на организацию дошкольного образования и содержание зданий (строительство, ремонт, коммунальные услуги) финансируются из средств муниципальных бюджетов, внебюджетных источников. Финансирование расходов на организацию питания (приобретение продуктов питания, транспортные расходы по их доставке, затраты на приготовление пищи) и сна детей (в части приобретения постельных принадлежностей) муниципалитет осуществляет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ данной местности. При этом предельный размер родительской платы за содержание ребёнка в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не превышает 20% от всех расходов на содержание ребёнка в указанных учреждениях.
Общие затраты на одного ребёнка в месяц составляют порядка 3,2 тысячи рублей в месяц (компенсация родителям из федерального бюджета, содержание здания, коммунальные расходы, приобретение мебели, игрушек, заработная плата, питание и т.п.), что явно недостаточно для обеспечения качественной дошкольной образовательной услуги.
В таблице N 3 представлены расходы муниципальных образований Астраханской области на дошкольное образование (без учёта родительской платы).
Таблица N 3
Год | (тыс. руб.) | В том числе на оплату труда (тыс. руб.) | Затраты на 1 ребёнка (руб.) | |||||||||||||||||||
В год | В месяц | |||||||||||||||||||||
Всего по МО Астраханской области | В том числе МО "Город Астрахань" | Всего по МО Астраханской области | В том числе МО "Город Астрахань" | Всего по МО Астраханской области | В том числе МО "Город Астрахань" | Всего по МО Астраханской области | В том числе МО "Город Астрахань" | |||||||||||||||
2003 | 395 266 | 225 589 | 276 658 | 157 912 | 14 018 | 14 818 | 1 168 | 1 235 | ||||||||||||||
2004 | 440 189 | 225 698 | 308 132 | 157 989 | 16 885 | 16 792 | 1 407 | 1 399 | ||||||||||||||
2005 | 491 622 | 273 516 | 346 235 | 191 482 | 17 633 | 17 598 | 1 469 | 1 467 | ||||||||||||||
2006 | 638 528 | 391 067 | 401 278 | 251 515 | 23 730 | 25 036 | 1 978 | 2 086 | ||||||||||||||
2007 | 857 032 | 502 183 | 527 029 | 303 407 | 27 733 | 29 533 | 2 311 | 2 461 |
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (НГР:RU0000R199202808) финансирование муниципальных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Однако муниципальными образованиями данные нормативы не выполняются в полном объеме. Система дошкольного образования испытывает дефицит средств.