Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2010 года N 378-П

О государственной программе "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П.
____________________________________________________________________

(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П;
постановление Правительства Астраханской области от 24.12.2012 N 580-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 N 250-П;
постановление Правительства Астраханской области от 05.04.2012 N 127-П)

В целях решения задач, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, повышение эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей, создания условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру и в соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 11.06.2010 N 238-П,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - Программа).

(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П)

2. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П

3. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области разработать и принять аналогичные муниципальные Программы по модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Астраханской области.

5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой  информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 И.о. Губернатора
     Астраханской области
     К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 31.08.2010 N 378-П

Государственная программа "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года"

Паспорт Программы

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П)


Наименование Программы

- государственная программа "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Астраханской области от 11.06.2010 N 238-П "О концепции отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года"

Государственный заказчик-координатор Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области

Основные разработчики Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция по энергосбережению и ЖКХ"

Исполнители основных мероприятий

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, служба по тарифам Астраханской области, государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция по энергосбережению и ЖКХ";

Цели Программы

- обеспечение собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества;

 - обеспечение доступности для населения Астраханской области стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры

Задачи Программы

- достижение полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов Астраханской области;

 - обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры Астраханской области;

 - обеспечение для населения Астраханской области доступной стоимости жилищно-коммунальных услуг

Сроки и этапы реализации Программы

- 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года, в том числе:
 первый этап - 2011 - 2015 годы;

 второй этап  - 2016 - 2020 годы

Объем финансирования Программы

-общий объем финансирования - 1 130,81 млн руб., в том числе:
 -за счет бюджета Астраханской области - 327,80 млн руб.,
 -за счет бюджетов муниципальных образований - 196,41 млн руб.;

 -за счет внебюджетных средств - 606,60 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит достичь к 2020 году следующих показателей:
 - количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения к уровню 2009 года снизится на 10 %;

 - степень износа сооружений (включая сети) водоснабжения снизится с 78 до 68%;

 - размер неучтенных потерь воды в сетях (% от объема подачи в сеть) снизится с 29,2 до 24%

Контроль за ходом реализации Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области  ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме в министерство экономического развития Астраханской области

1. Общие положения


В 2005-2010 годах мероприятия по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области осуществлялись в рамках реализации отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 19.10.2005 N 382-П.

Особое значение в проводимой реформе жилищно-коммунального комплекса Астраханской области уделялось реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры с переходом к работе в системе жилищно-коммунального хозяйства в нормальном устойчивом режиме, строительству новых объектов, позволяющих снизить нерациональные затраты и потери энергоресурсов.

Однако негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения, не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили в нужном объеме инвестиции в основные производственные фонды, которые необходимы не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки.

Данная ситуация привела к ряду проблем, основными из которых являются:

- недостаточное развитие коммунальных систем Астраханской области для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;

- низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

По состоянию на 1 января 2010 года около 70 % основных фондов жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области отслужили нормативный срок эксплуатации, при этом физический износ котельных составил 50 %, центральных тепловых пунктов - 54 %, тепловых сетей - 76 %, требуют немедленной перекладки около 63 % электрических сетей и 81 % сетей водоснабжения и канализации.

Такая ситуация привела к увеличению расхода энергетических ресурсов в коммунальных предприятиях Астраханской области на 25 - 30 %.

Кроме того, за 2009 год фактические потери коммунальных ресурсов составили: по воде - 29,2 %, по электроэнергии - 22,3 %, по теплу – 23,7 %.

Таким образом, в полном объеме решить проблемы, возникшие в коммунальном комплексе Астраханской области, можно путем реализации мероприятий государственной Программы, которая направлена на продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства как на федеральном, так и региональных уровнях.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П)

Государственная программа "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" подготовлена на основании постановления Правительства Астраханской области от 11.06.2010 N 238-П "О концепции отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года".

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 494-П)

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является формирование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Другим направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время опыт передачи имущества в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества в Астраханской области отсутствует.

Третье направление - это развитие системы ресурсо - и энергосбережения, которое осуществляется в том числе путем контроля над объемами фактически использованного ресурса и организации общедомового и индивидуального приборного учета.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Жилищно-коммунальное хозяйство Астраханской области - это комплекс, в котором функционируют два взаимосвязанных друг с другом рынка: жилищных и коммунальных услуг.

Услуги предприятий ЖКХ жизненно необходимы населению. От качества и бесперебойного их предоставления зависит социальная стабильность на территории региона.

Процесс предоставления жилищно-коммунальных услуг на всех этапах регулируется государством, начиная с федерального уровня (ограничения в темпах роста тарифов, нормы обеспечения и качества оказания жилищно-коммунальных услуг) и до муниципального (тарифы, организация оказания коммунальных услуг).

В таких условиях отсутствие прозрачной системы государственного регулирования в виде программных мероприятий, согласовывающих действия всех основных участников процесса до 2020 года, не позволяет должным образом организовать процесс предоставления жилищно-коммунальных услуг в Астраханской области.

Реализация отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2005-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 19.10.2005 N 382-П, была направлена на проведение единой политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в 2005-2010 году, определение основных задач, приоритетов, масштабов и механизмов реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению при рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов, а также снижение эксплуатационных затрат на производство этих услуг.

В рамках реализации указанной отраслевой целевой программы осуществлены строительство и реконструкция систем водоснабжения в 51 населенном пункте Астраханской области, реконструировано и газифицировано 86 котельных в муниципальных образованиях Астраханской области. Проведенные мероприятия по газификации котельных позволили снизить потребление мазутного топлива на 51,8 тыс. т к отопительным сезонам 2006-2008 годов.

Задолженность за потребленные топливно-энергетические и водные ресурсы уменьшилась по сравнению с 2004 годом по электроэнергии на 42,1%, по газу по сравнению с 2005 годом снижение составило 67%.

Уровень сбора платежей с населения вырос с 94,8 до 98%.

В настоящее время в Астраханской области работает около 155 предприятий жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, на которых осуществляют свою деятельность более 29 тыс. человек.

Предприятия осуществляют коммунальное обслуживание в муниципальных образованиях Астраханской области в сфере ремонта жилья, обеспечения бесперебойной работы систем водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, оказания услуг водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, благоустройства и озеленения территорий и поставляют услуги трем обособленным группам потребителей: населению, бюджетным учреждениям и организациям, поэтому значительная часть доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства формируется за счет их платежей.

Однако около 70 тыс. человек, проживающих на территории области, не обеспечены питьевой водой.

Половина сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки. Более 45% сел и поселков не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10% из них пользуются привозной водой.

Остро стоит проблема ветхости сетей водопроводных сооружений, износ которых в целом по области составляет от 50 до 80%, водоводов - от 53 до 80%, разводящих сетей – от 30 до 87%, при этом 10% всего водопроводного хозяйства имеет предельный 100-процентный износ.

Ввиду недостаточного финансирования действующие канализационные очистные сооружения, особенно в сельской местности, работают не всегда эффективно. Очистке подвергается лишь 50% забираемой для хозяйственно-питьевых нужд воды, поэтому в Волгу сбрасываются недостаточно очищенные стоки, содержащие нефтепродукты, тяжелые металлы, фенолы и т.д. Данная ситуация активно провоцирует вспышки массовых инфекционных заболеваний населения, особенно в летнее время, наносит экономический и социальный урон, не способствует инвестиционной и демографической привлекательности региона.

Установленная пропускная способность очистных канализационных сооружений (407 тыс. кубических метров в сутки) далеко не соответствует необходимым потребностям.

Протяженность канализационных сетей составляет 1149 км, более 80% сетей находится в эксплуатации свыше 15 лет.

Кроме того, на территории Астраханской области осуществляет деятельность 561 котельная, из которых около 40% полностью выработали свой ресурс, 24% используют в качестве топлива дорогостоящие мазут и уголь, что, в свою очередь, увеличивает стоимость тарифов на отопление и расходы бюджета Астраханской области на предоставление мер социальной поддержки и субсидий на оплату коммунальных услуг.

Для обеспечения качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетным учреждениям Астраханской области необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры Астраханской области.

В коммунальной инфраструктуре необходимо решить проблемы повышения эффективности и надежности ее работы путем масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью необходимо создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей.

В целях осуществления реконструкции жилищного фонда будет разработан механизм реконструкции жилья, которое введено в эксплуатацию до 1992 года, а также предусмотрено финансовое обеспечение реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда, в том числе путем кредитования.

В настоящее время многоквартирные жилые дома, находящиеся на территории Астраханской области, не в полном объеме обеспечены приборами учета коммунальных ресурсов, отсутствует система сбора и анализа этой информации и текущих балансов коммунальных ресурсов, а также единая база данных о проживающих в многоквартирных домах гражданах, что приводит к возникновению проблемы взаиморасчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме.

Для решения указанной проблемы необходимо реализовать требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов и другие мероприятия.

В целях стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру будет осуществлен переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулированию заключения концессионных соглашений.

Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Учитывая необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего улучшение качества жизни населения Астраханской области и развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, наиболее эффективно решать существующие проблемы в рамках государственной программы с использованием программно-целевого метода.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»