Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2010 года N 238-П

О концепции отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П.
____________________________________________________________________

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 05.04.2012 N 127-П;

постановление Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)

В целях решения задач, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве Астраханской области, повышение эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей, создания условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года" (прилагается).

Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Яковлев В.А.) разработать и внести на утверждение Правительства Астраханской области отраслевую целевую программу "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года".

Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 11.06.2010 N 238-П

Концепция отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Астраханской области


В настоящее время реализация мероприятий по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области осуществляется в рамках отраслевой целевой программы "Реформирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 19.10.2005 N 382-П.

Особое значение в проводимой реформе жилищно-коммунального комплекса Астраханской области уделяется реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры с переходом к работе в системе жилищно-коммунального хозяйства в нормальном устойчивом режиме, строительству новых объектов, позволяющих снизить нерациональные затраты и потери энергоресурсов.

Однако негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения, не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили в нужном объеме инвестиции в основные производственные фонды, которые необходимы не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки.

Данная ситуация привела к ряду проблем, основными из которых являются:

- недостаточное развитие коммунальных систем Астраханской области для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;

- низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

По состоянию на 1 января 2010 года около 70 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области отслужили нормативный срок эксплуатации, при этом физический износ котельных составил 50 процентов, центральных тепловых пунктов - 54 процента, тепловых сетей - 76 процентов, требуют немедленной перекладки около 63 процентов электрических сетей и 81 процент сетей водоснабжения и канализации.

Такая ситуация привела к увеличению расхода энергетических ресурсов в коммунальных предприятиях Астраханской области на 25 - 30 процентов.

Кроме того, за 2009 год потери коммунальных ресурсов, которые оплачиваются потребителями, по воде составили 29,2 процента, по электроэнергии - 22,3 процента, по теплу – 23,7 процента.

Таким образом, в полном объеме решить проблемы, возникшие в коммунальном комплексе Астраханской области, можно путем реализации мероприятий отраслевой целевой программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства как на федеральном, так и региональных уровнях.

Концепция отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011- годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, в которой определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является формирование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время опыт передачи имущества в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества в Астраханской области отсутствует.

Третье направление - это развитие системы ресурсо- и энергосбережения, которое выполняется в том числе за счет контроля над объемами фактически использованного ресурса путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.

2.Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В настоящее время в Астраханской области работает около 252 предприятий жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, на которых осуществляют свою деятельность более 20,1 тыс. человек.

Предприятия осуществляют коммунальное обслуживание в муниципальных образованиях Астраханской области, занимаются решением широкого круга вопросов, связанных с ремонтом жилья, обеспечением бесперебойной работы систем водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, оказанием услуг водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, благоустройством и озеленением территорий, и поставляют услуги трем обособленным группам потребителей: населению, бюджетным учреждениям и организациям, поэтому значительная часть доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства формируется за счет их платежей.

Для обеспечения качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетным учреждениям Астраханской области необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры Астраханской области.

В жилищном хозяйстве в целях осуществления реконструкции жилищного фонда будет разработан механизм реконструкции жилья, которое введено в эксплуатацию до 1992 года, а также предусмотрено финансовое обеспечение реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда, в том числе путем кредитования.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)

В коммунальной инфраструктуре необходимо решить проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью необходимо создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей.

В настоящее время многоквартирные жилые дома, находящиеся на территории Астраханской области, не в полном объеме обеспечены приборами учета коммунальных ресурсов, отсутствует система сбора и анализа этой информации и текущих балансов коммунальных ресурсов, а также единая база данных о проживающих в многоквартирных домах гражданах, что приводит к возникновению проблемы взаиморасчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме.

Для решения указанной проблемы необходимо реализовать требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов и другие мероприятия.

В целях стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру будет осуществлен переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулированию заключения концессионных соглашений.

Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой, сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Учитывая необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего улучшение качества жизни населения Астраханской области и эффективность развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, наиболее эффективно решать существующие проблемы в рамках отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - программа) с использованием программно-целевого метода.

Реализация мероприятий программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие коммунальной инфраструктуры Астраханской области на основе:

-определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Необходимо отметить, что Концепцией федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, планируется выделение средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование отдельных наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, расположенных преимущественно в малых городах, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.

3. Предложения по цели и задачам программы, ее целевым индикаторам и показателям

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)

Целями программы являются:

- обеспечение собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества;

- обеспечение доступности для населения Астраханской области стоимости коммунальных услуг при надежной эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей программы предполагается решение следующих задач:

- достижение полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов Астраханской области;

- обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры Астраханской области;

- обеспечение для населения Астраханской области доступной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

4. Основные направления программы


Для достижения указанных целей и выполнения задач определены основные направления, которые предусматривают:

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)

- создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;

- разработку схем финансирования реконструкции многоквартирных домов;

- преобразование системы государственной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирных домов;

-повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры;

-создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;

-формирование системы тарифного регулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающей формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционных надбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированный капитал;

-минимизацию потерь за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов;

-создание системы повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов;

- регламентацию взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций;

- регламентацию взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций по заключению договора ресурсоснабжения при различных формах организации управления многоквартирным домом в целях обеспечения нормативных показателей качества коммунальных услуг;

- стимулирование конкуренции управляющих организаций.

5. Срок реализации программы


Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, находящегося на территории Астраханской области, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение программы осуществляется в 2 этапа.

Первый этап (2011 - 2015 годы) предполагает разработку нормативно-правовой базы для реализации программных мероприятий, программ комплексного развития, единых муниципальных баз информационных ресурсов, а также переход к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»