ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2010 года N 238-П
О концепции отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П.
____________________________________________________________________
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 05.04.2012 N 127-П;
постановление Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)
В целях решения задач, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве Астраханской области, повышение эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей, создания условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года" (прилагается).
Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Яковлев В.А.) разработать и внести на утверждение Правительства Астраханской области отраслевую целевую программу "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года".
Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
Концепция отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года"
В настоящее время реализация мероприятий по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области осуществляется в рамках отраслевой целевой программы "Реформирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 19.10.2005 N 382-П.
Особое значение в проводимой реформе жилищно-коммунального комплекса Астраханской области уделяется реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры с переходом к работе в системе жилищно-коммунального хозяйства в нормальном устойчивом режиме, строительству новых объектов, позволяющих снизить нерациональные затраты и потери энергоресурсов.
Однако негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения, не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили в нужном объеме инвестиции в основные производственные фонды, которые необходимы не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки.
Данная ситуация привела к ряду проблем, основными из которых являются:
- недостаточное развитие коммунальных систем Астраханской области для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
- низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
По состоянию на 1 января 2010 года около 70 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области отслужили нормативный срок эксплуатации, при этом физический износ котельных составил 50 процентов, центральных тепловых пунктов - 54 процента, тепловых сетей - 76 процентов, требуют немедленной перекладки около 63 процентов электрических сетей и 81 процент сетей водоснабжения и канализации.
Такая ситуация привела к увеличению расхода энергетических ресурсов в коммунальных предприятиях Астраханской области на 25 - 30 процентов.
Кроме того, за 2009 год потери коммунальных ресурсов, которые оплачиваются потребителями, по воде составили 29,2 процента, по электроэнергии - 22,3 процента, по теплу – 23,7 процента.
Таким образом, в полном объеме решить проблемы, возникшие в коммунальном комплексе Астраханской области, можно путем реализации мероприятий отраслевой целевой программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства как на федеральном, так и региональных уровнях.
Концепция отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011- годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, в которой определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является формирование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.
Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время опыт передачи имущества в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества в Астраханской области отсутствует.
Третье направление - это развитие системы ресурсо- и энергосбережения, которое выполняется в том числе за счет контроля над объемами фактически использованного ресурса путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.
В настоящее время в Астраханской области работает около 252 предприятий жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, на которых осуществляют свою деятельность более 20,1 тыс. человек.
Предприятия осуществляют коммунальное обслуживание в муниципальных образованиях Астраханской области, занимаются решением широкого круга вопросов, связанных с ремонтом жилья, обеспечением бесперебойной работы систем водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, оказанием услуг водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, благоустройством и озеленением территорий, и поставляют услуги трем обособленным группам потребителей: населению, бюджетным учреждениям и организациям, поэтому значительная часть доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства формируется за счет их платежей.
Для обеспечения качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетным учреждениям Астраханской области необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры Астраханской области.
В жилищном хозяйстве в целях осуществления реконструкции жилищного фонда будет разработан механизм реконструкции жилья, которое введено в эксплуатацию до 1992 года, а также предусмотрено финансовое обеспечение реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда, в том числе путем кредитования.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)
В коммунальной инфраструктуре необходимо решить проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью необходимо создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей.
В настоящее время многоквартирные жилые дома, находящиеся на территории Астраханской области, не в полном объеме обеспечены приборами учета коммунальных ресурсов, отсутствует система сбора и анализа этой информации и текущих балансов коммунальных ресурсов, а также единая база данных о проживающих в многоквартирных домах гражданах, что приводит к возникновению проблемы взаиморасчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Для решения указанной проблемы необходимо реализовать требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов и другие мероприятия.
В целях стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру будет осуществлен переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулированию заключения концессионных соглашений.
Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой, сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Учитывая необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего улучшение качества жизни населения Астраханской области и эффективность развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, наиболее эффективно решать существующие проблемы в рамках отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - программа) с использованием программно-целевого метода.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие коммунальной инфраструктуры Астраханской области на основе:
-определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Необходимо отметить, что Концепцией федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, планируется выделение средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование отдельных наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, расположенных преимущественно в малых городах, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)
Целями программы являются:
- обеспечение собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества;
- обеспечение доступности для населения Астраханской области стоимости коммунальных услуг при надежной эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для реализации целей программы предполагается решение следующих задач:
- достижение полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов Астраханской области;
- обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры Астраханской области;
- обеспечение для населения Астраханской области доступной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения указанных целей и выполнения задач определены основные направления, которые предусматривают:
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)
- создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;
- разработку схем финансирования реконструкции многоквартирных домов;
- преобразование системы государственной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирных домов;
-повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры;
-создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;
-формирование системы тарифного регулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающей формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционных надбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированный капитал;
-минимизацию потерь за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов;
-создание системы повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов;
- регламентацию взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций;
- регламентацию взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций по заключению договора ресурсоснабжения при различных формах организации управления многоквартирным домом в целях обеспечения нормативных показателей качества коммунальных услуг;
- стимулирование конкуренции управляющих организаций.
Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, находящегося на территории Астраханской области, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение программы осуществляется в 2 этапа.
Первый этап (2011 - 2015 годы) предполагает разработку нормативно-правовой базы для реализации программных мероприятий, программ комплексного развития, единых муниципальных баз информационных ресурсов, а также переход к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений.