Действующий

Об отраслевой целевой программе "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы"

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Существовавшая до 1991 года на территории Астраханской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью. Это обеспечивалось как разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений, так и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профессиональными союзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.

После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, часть средств выделялась работодателями и изыскивалась родителями детей. Данный механизм предусматривался в рамках отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 31.05.2007 N 249/5. Государственным заказчиком Программы являлось агентство по делам молодежи Астраханской области.

За период реализации данной программы всеми формами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено в 2007 году 150643 чел., в 2008 году - 166882 чел., в 2009 году - 166459 человек. Наиболее эффективной и массовой формой отдыха являлись лагери с дневным пребыванием, в которых отдохнуло в 2007 году 19711 чел., в 2008 году - 11768 чел., в 2009 году - 20290 человек. Ежегодно работало 9здравниц, в которых отдохнуло в 2007 году 6047 чел., в 2008 году - 5295 чел., в 2009 году - 5624 человека.

Ежегодно действовала "Школа вожатых", которая готовила специалистов для загородных здравниц.Продолжалась практика сотрудничества с Всероссийским детским центром "Орленок". Работали профильные лагеря (палаточные, на базе воинских частей), для детей из малообеспеченных семей работало детское туристическое бюро. В туристических походах, поездках, экскурсиях, спортивных и культурно-массовых мероприятиях приняло участие в 2007 году 66439 чел., в 2008 году - 67713 чел., в 2009 году - 77976 человек. Подростки работали в голубых и зеленых патрулях, летних трудовых объединениях, пришкольных участках, ремонтных бригадах, школьных мастерских, ученических производственных бригадах, так в 2007 году было задействовано 33078 чел., в 2008 году - 40990 чел., в 2009 году- 42089 человек.

Традиционно ежегодно проводились профильные смены юных шахматистов, воспитанников Федерации Кекусинкай каратэ-до,поисковиков Астраханской области, творческой молодежи "АРТ-Парад", военно-патриотическая смена "Юнармеец", профильная смена и дискуссионный клуб в музее Боевой Славы, летние спортивные игры среди молодежи, "Территория успеха",Международный молодежный обмен "г. Астрахань - г.Зиген".

Благодаря совместной работе всех заинтересованных органов государственной власти и организаций в период работы летних оздоровительных учреждений удалось добиться следующих результатов:

- в течение двух последних лет высокий процент выполнения планов-заданий, направленных на подготовку оздоровительных учреждений;

- открытие всех летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологического заключения;

- выраженный оздоровительный эффект отмечен у 90% детей;

- стабильно низкий уровень общей заболеваемости детей;

- отсутствие вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений у детей.

С 1 января 2010 года в соответствии с разграничением поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования проведено разграничение финансирования выплат страхового и нестрахового характера. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по оздоровлению и отдыху детей переданы субъектам Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, которые закреплены за органами местного самоуправления).

В связи с этим в бюджете Астраханской области на 2010 год на проведение детской оздоровительной кампании в рамках текущей деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области дополнительно запланированы ассигнования в размере 90,0 млн.руб., на осуществление переданных от государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации полномочий на организацию отдыха и оздоровления детей в Астраханской области в 2010 году. В 2009 году на данные цели Фондом социального страхования Российской Федерации были предусмотрены денежные средства в размере 135,0 млн. рублей.

Для иных категорий несовершеннолетних направление в загородный оздоровительный лагерь зависит от ряда объективных и субъективных факторов, в том числе от своевременности подачи заявки заявителями в территориальные органы министерства социального развития и труда Астраханской области на оздоровление детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных организациях круглогодичного действия, а также своевременной подачи заявки в муниципальные образования на отдых и оздоровление в загородных стационарных оздоровительных лагерях; от наличия в бюджете муниципального образования средств на проведение детской оздоровительной кампании. В качестве замены предлагаются такие малозатратные формы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря на базе воинских частей, туристические походы, поездки, многодневные походы.

В связи с недоступностью некоторых форм отдыха (отдых на побережье Черного моря и Тихого океана, Кавказских Минеральных Водах, в средней полосе России и др.) для большей части населения остро стоит вопрос об обеспечении оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, необходимости более полного использования существующих моделей организации детского и молодежного отдыха с использованием новых вариантов этого рода деятельности, разработки и внедрения в практику вариативных программ (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности, апробации инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи. Все это обуславливает необходимость решения данных проблем программным методом.

Программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи реализуется на территории Астраханской области с 1996 года. Предлагаемая программа является продолжением программных мероприятий отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007 - 2009 годы", одобренной постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 N 369-П, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни.Программный метод позволит ежегодно разрабатыватьнормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, методику возмещения частичной оплаты средней стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.

Программный метод обеспечит развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.