Физическая культура и спорт являются составной частью общенациональной культуры. Результат развития в этой сфере является неотъемлемой составляющей государственной политики в решении социальных и экономических проблем общества. Мировой опыт также показывает, что средства физической культуры и спорта в комплексе решают проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1.5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2.5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3.5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2.3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.
Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на повышение уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного мастерства, выполняют такие важные функции, как: образовательная и познавательная, духовно-нравственная, социально-биологическая адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика заболеваемости, правонарушений, борьба с алкоголизмом, курением, наркоманией, отвлечение подростков от иных вредных привычек.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики на федеральном и региональном уровне требуют продолжения в работе по стратегически важным направлениям в сфере физической культуры и спорта.
Для получения ожидаемых результатов необходимо уделить основное внимание тем направлениям физкультурно-спортивной деятельности, которые обеспечат максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а именно популяризации массового спорта и развитию спорта высших достижений в Астраханской области.
Опыт развитых стран подтверждает, что задача создания основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан может быть решена при разработке, принятии и реализации различных программ развития физической культуры и спорта.
В условиях финансового кризиса все большую актуальность приобретает вопрос эффективного применения новых механизмов привлечения федеральных бюджетных инвестиций на территории субъектов России, предлагаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Федеральная программа).
В рамках Федеральной программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области в период 2006 - 2009 годов на территории Астраханской области выполнялись работы по строительству спортивно-зрелищного комплекса на 6000 зрительских мест.
В настоящее время ведутся работы по строительству спортивно-зрелищного комплекса на 6000 зрительских мест в г. Астрахани (II очередь), плавательного бассейна (1 пусковой комплекс) и спортивного центра с универсальным игровым залом и плавательным бассейном в п. Лиман Астраханской области.
В III квартале 2010 года запланировано строительство центра водных и гребных видов спорта в с. Яксатово Приволжского района Астраханской области и разрабатывается проектно-сметная документация на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Енотаевка Астраханской области.
В последующие годы планируется продолжение участия в Федеральной программе по привлечению федеральных субсидий и средств бюджетов разных уровней для строительства в муниципальных образованиях Астраханской области физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных баз, выявления приоритетных видов спорта и подготовки олимпийского резерва.
В рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" ведутся работы по оснащению футбольных полей профильных спортивных школ искусственными футбольными покрытиями. Результатом проводимой работы является приобретение в 2009 - 2010 годах искусственных футбольных покрытий и размещение их в муниципальных образованиях Астраханской области.
Ввиду достижения определенных результатов в ходе реализации Федеральной программы становится ясным, что технология реализации программно-целевого метода планирования при решении приоритетных задач развития физической культуры и спорта на региональном уровне позволяет выделять проблемы и разрабатывать механизм достижения поставленных целей с учетом индивидуальности региона.
На сегодняшний день на территории Астраханской области завершается реализация отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (далее - программа 2008 - 2010 годов), утвержденной Постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 409/8, которая позволила систематизировать решение стоящих перед отраслью задач, способствовала созданию и развитию условий для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом.
По данным 2008 года, удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составлял 8.5%, что, без сомнения, представляло серьезную угрозу для развития общества в целом.
За период реализации мероприятий программы 2008 - 2010 годов удалось достигнуть:
- увеличения числа систематически занимающихся физической культурой и спортом до 180767 человек, что составляет почти 18.5% от всего населения;
- увеличения количества призовых мест, занятых астраханскими спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях;
- увеличения количества спортсменов Астраханской области - участников сборных команд Российской Федерации;
- разработки механизма пропаганды физической культуры и спорта в регионе.
На сегодняшний день в Астраханской области культивируются 56 видов спорта, действуют 24 детско-юношеские спортивные школы, из них 4 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства. На территории региона функционируют 35 областных федераций, большинство из которых имеют статус юридического лица.
Согласно статистической отчетности в Астраханской области функционируют 1419 спортивных сооружений, из них - 907 плоскостных сооружений, 12 стадионов с трибунами, 384 спортивных зала, 2 дворца спорта, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс, 10 плавательных бассейнов, 40 сооружений для стрелковых видов спорта, гребная база, канал и 61 спортивное сооружение разных спортивных направлений.
Таким образом, созданная система мероприятий программы 2008 - 2010 годов способствовала созданию первоначальных условий для развития физической культуры и спорта в регионе.
На сегодняшний день для получения ожидаемых результатов необходимо уделить основное внимание тем направлениям физкультурно-спортивной деятельности, которые обеспечат максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а именно популяризации массового спорта и развитию спорта высших достижений в Астраханской области.
Несмотря на достигнутые результаты, остается ряд нерешенных проблем, препятствующих достижению цели и требующих неотложного решения программно-целевым методом.
В Астраханской области складывается неудовлетворительная ситуация в сфере массового спорта:
- не в полном объеме осуществляется работа органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в развитии физической культуры и спорта по месту жительства;