Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. Главными задачами организации здравоохранения на областном уровне следует считать:
- определение стратегии развития здравоохранения в области с учетом территориальных особенностей;
- разработку и исполнение целевых программ Астраханской области по здравоохранению и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- координацию деятельности органов местного самоуправления области по решению вопросов здравоохранения.
Главными задачами организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать:
- определение путей и схем развития муниципального здравоохранения;
- урегулирование взаимоотношений с государственными и ведомственными учреждениями здравоохранения, находящимися на территории муниципального образования, по решению вопросов организации медицинской помощи населению;
- формирование и реализацию целевых программ муниципальных образований по здравоохранению.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения области становится обеспечение его целостности за счет формирования преемственности трехуровневой системы оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач(врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника(участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения), единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказывать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.
Основой планирования являются целевые программы по развитию здравоохранения Астраханской области, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, в которых должны быть учтены:
- показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;
- основные показатели обеспечения населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;
- нормативы подушевого финансирования;
- объем финансирования за счет средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;
- общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;
- мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
- основные направления профилактической деятельности;
- перечень видов медицинской помощи и услуг, условия и порядок их предоставления.
Структура медицинской помощи населению на областном и муниципальном уровнях должна осуществляться на основе утвержденных стандартов (клинико-экономических стандартов) на стационарную, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, стационарозамещающие технологии и скорую медицинскую помощь с учетом показателей заболеваемости, с учетом возрастного состава населения.
В условиях недостаточного финансирования здравоохранения следует исключить дублирование работы государственных, муниципальных лечебных учреждений здравоохранения и ведомственных медицинских учреждений. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы.
Приоритетом межтерриториального сотрудничества является расширение сотрудничества в области здравоохранения с другими субъектами Российской Федерации.