ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 года N 310-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 01.04.2011 N 76-П)
(Изменения и дополнение:
постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 643-П)
В соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 23.07.2007 N 304 - П (НГР:RU30000200700549),
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
2. Министерству спорта и туризма Астраханской области (Лебедев Г.А.) внести в установленном порядке Программу на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.
(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 643-П)
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) при формировании областного бюджета в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень отраслевых целевых программ.
4. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете.
5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
к постановлению
Правительства Астраханской области
от 26.07.2007 N 310-П
Паспорт отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы"
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 643-П)
Программы | отраслевая целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы" |
разработки Программы | Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закон Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании целевых программах Астраханской области", постановление Правительства Астраханской области от 23.07.2007 N 304-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" |
заказчик Программы | агентство по физической культуре и спорту Астраханской области |
Основной разработчик Программы | агентство по физической культуре и спорту Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий | агентство по физической культуре и спорту Астраханской области, органы местного самоуправления, |
Цели и задачи программы | Обеспечение государственной поддержки развития физической культуры и спорта, создание оптимальных условий для массового вовлечения различных слоев населения, особенно детей и подростков, в регулярные занятия физической культуры и спорта; формирование у жителей Астраханской области устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом |
Программы | 2008-2010 годы |
финансирования | Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Астраханской области, местных бюджетов, а также за счет внебюджетников источников. Объем финансирования Программы в 2008-2010 годах составляет 161000,0 тыс. рублей, из них: за счет средств бюджета Астраханской области - 96000,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 30000,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 35000,0 тыс. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы | Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме. |
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни. Физическая культура, являясь одной из составляющей общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.
Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Опыт многих развитых стран показывает, что задача по созданию основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан может быть решена при реализации программы развития физической культуры и спорта. Особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии личности, укреплении здоровья и профилактике заболеваний, рациональном проведении досуга, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, новых ценностных ориентиров, включающих неприятие вредных привычек.
Отраслевая целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа), разработанная Министерством спорта и туризма Астраханской области, представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Астраханской области.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 643-П)
Правовую основу Программы составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития физической культуры и спорта.
В Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области.
В области функционируют 23 детско-юношеские спортивные школы, 4 школы олимпийского резерва, 1 школа высшего спортивного мастерства.
Всего на территории Астраханской области имеется 1608 спортивных объектов, их единовременная пропускная способность - 39102 человека. Однако необходимо отметить, что имеющиеся спортивные сооружения в значительной степени изношены, имеют довольно низкую обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой. Если в Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области, то в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 12,4%;
- намечающаяся тенденция уменьшения количества предприятий и учреждений, специализирующихся на физкультурно-оздоровительной работе, что отрицательно сказывается на всех показателях, в том числе и на количестве человек, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта и спорта высших достижений;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Основным показателем, определяющим потребность населения в спортивных сооружениях, является нормативная потребность в спортивных сооружениях, включая универсальные игровые крытые площадки, плоскостные сооружения и бассейны. В нашем регионе этот показатель является крайне низким.
Нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений в Астраханской области:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | Количество спортивных сооружений | (чел.) | Факт | % |
994200 | 1608 | 194256 | 39102 | 20 |
Нормативная потребность в спортивных залах (универсальных крытых игровых площадках) полезной площадью от 162 кв.м до 1008 кв.м:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | Количество спортивных сооружений | Общая площадь, кв.м | Нормативная потребность в спортив-ных залах | % |
994200 | 404 | 357840 | 895 | 45,2 |
Нормативная потребность в плоскостных сооружениях, в т.ч площадок, полей, спортивных ядер:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | Количество спортивных сооружений | Общая площадь, кв.м | Нормативная потребность в плоскост-ных соору-жениях | % |
994200 | 872 | 3692 | 23,6 |
Нормативная потребность в бассейнах:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | Нормативная площадь зеркала воды, кв.м | Нормативная потребность в количестве бассейнов | Факт | % |
994200 | 76680 | 383 | 12 | 3,1 |
Из вышеприведенных данных очевидно, что спортивная инфраструктура, имеющаяся в наличии в регионе, не соответствует нормативам Росспорта и не отвечает задачам привлечения к занятиям физической культурой и спортом большего количества населения.
Показатель спортсооружений в Астраханской области возрос в результате увеличения плоскостных спортсооружений, а также спортивных залов. Однако количественный рост сооружений коснулся только малобюджетных спортивных площадок, затронув строительство и реконструкцию капитальных зданий и сооружений в гораздо меньшей степени. Износ основных фондов по спортивным сооружениям в среднем достигает 40% . Также необходимо отметить, что произошло резкое снижение количества бассейнов, что отрицательно отражается на таких видах спорта, как водное поло, плавание и т.д., а это понижает уровень результативности выступлений астраханских спортсменов на соревнованиях по водным видам спорта всех рангов.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. На современном этапе очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Астраханской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Кроме того, о необходимости вмешательства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс населения свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Астраханской области, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся физической культурой и спортом, в 2-3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Большой социально-экономический эффект от реализации региональной целевой программы развития физической культуры и спорта очевиден.
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит в течение трех лет реализовать конкретные проекты в двух направлениях:
Массовый спорт.
Спорт высших достижений.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
-комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволят учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Астраханской области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках программы;
-эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Основной целью Программы является создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Астраханской области для успешного выступления на соревнованиях путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие инфраструктуры массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, в том числе:
- пропаганда физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечение раскрытия социальной значимости физической культуры и спорта, их роли в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни граждан, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, производство социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта в Астраханской области, проведение периодических социологических опросов, проведение тематических занятий в общеобразовательных школах, ссузах, вузах по вопросам отказа от вредных привычек подрастающего поколения, праздников открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;
- модернизация специализированной инфраструктуры спорта высших достижений: