Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2007 года N 304-П

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы"      

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Астраханской области от 1 апреля 2011 года N 76-П
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области", постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области", а также в целях развития физической культуры и спорта на территории Астраханской области Правительство Астраханской области

постановляет:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы".

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы" агентство по физической культуре и спорту Астраханской области.

3. Агентству по физической культуре и спорту Астраханской области (Лебедев Г.А.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы" и внести ее на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 15.08.2007.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор
Астраханской области
А.А.Жилкин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 23 июля 2007 года N 304-П

КОНЦЕПЦИЯ
отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта Астраханской области на 2008-2010 годы"

     
1. Введение


Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни. Физическая культура, являясь одной из составляющей общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.

Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.

Опыт многих развитых стран показывает, что задача по созданию основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан может быть решена при реализации программы развития физической культуры и спорта. Особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии личности, укреплении здоровья и профилактике заболеваний, рациональном проведении досуга, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, новых ценностных ориентиров, включающих неприятие вредных привычек.

Концепция отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы" (далее - концепция), разработанная агентством по физической культуре и спорту Астраханской области, представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Астраханской области.

Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития физической культуры и спорта.

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


В Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области.

В области функционируют 23 детско-юношеские спортивные школы, 4 школы олимпийского резерва, 1 школа высшего спортивного мастерства.

Всего на территории области имеется 1608 спортивных объектов, их единовременная пропускная способность - 39102 человека. Однако необходимо отметить, что имеющиеся спортивные сооружения в значительной степени изношены, имеют довольно низкую обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем.

В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:

- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой. Если в Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области, то в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 12,4%;

- намечается тенденция уменьшения количества предприятий и учреждений, специализирующихся на физкультурно-оздоровительной работе, что отрицательно сказывается на всех показателях, в том числе и на количестве человек, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;

- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта и спорта высших достижений;

- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.

Основным показателем, определяющим потребность населения в спортивных сооружениях, является нормативная потребность в спортивных сооружениях, включая универсальные игровые крытые площадки, плоскостные сооружения и бассейны. В нашем регионе этот показатель является крайне низким.

Нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений в Астраханской области:

Численность населения в 2006 году (тыс.)

Количество спортивных сооружений

Единовременная пропускная способность (чел.)

Факт

%

994200

1608

194256

39102

20


Нормативная потребность в спортивных залах (универсальных крытых игровых площадках) полезной площадью от 162 кв.м до 1008 кв.м:

Численность населения в 2006 году (тыс.)

Количество спортивных сооружений

Общая площадь, кв.м

Нормативная потребность в спортивных залах

%

994200

404

357840

895

45,2


Нормативная потребность в плоскостных сооружениях, в т.ч площадок, полей, спортивных ядер:

Численность населения в 2006 году (тыс.)

Количество спортивных сооружений

Общая площадь, кв.м

Нормативная потребность в плоскостных сооружениях

%

994200

872

3692

23,6


Нормативная потребность в бассейнах:

Численность населения в 2006 году (тыс.)

Нормативная площадь зеркала воды, кв.м

Нормативная потребность в количестве бассейнов

Факт

%

994200

76680

383

12

3,1


Из вышеприведенных данных очевидно, что спортивная инфраструктура, имеющаяся в наличии в регионе, не соответствует нормативам Росспорта и не отвечает задачам привлечения к занятиям физической культурой и спортом большего количества населения.

Показатель спортсооружений в Астраханской области возрос в результате увеличения плоскостных спортсооружений, а также спортивных залов. Однако количественный рост сооружений коснулся только малобюджетных спортивных площадок, затронув строительство и реконструкцию капитальных зданий и сооружений в гораздо меньшей степени. Износ основных фондов по спортивным сооружениям в среднем достигает 40% . Также необходимо отметить, что произошло резкое снижение количества бассейнов, что отрицательно отражается на таких видах спорта как, водное поло, плавание и т.д., а это понижает уровень результативности выступлений астраханских спортсменов на соревнованиях по водным видам спорта всех рангов.

Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. На современном этапе очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Астраханской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Кроме того, о необходимости вмешательства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс населения свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Астраханской области, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся физической культурой и спортом, в 2-3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Большой социально-экономический эффект от реализации региональной целевой программы развития физической культуры и спорта очевиден.

Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит в течение трех лет реализовать конкретные проекты в двух направлениях:

Массовый спорт.

Спорт высших достижений.

Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:

- комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволят учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Астраханской области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках программы;

- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Во втором разделе концепции отражены основные проблемы в области развития физической культуры и спорта в Астраханской области. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения, еще более усугубится.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта неизбежны следующие негативные последствия:

нереализованность большей частью населения возможности заниматься физической культурой и спортом, особенно детям и подросткам;

потеря Астраханской областью передовых позиций в спорте высших достижений и конкурентоспособности в рамках развития спорта высших достижений в целом;

недостаточное привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;

отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрений физической нагрузки) проведения свободного времени.

В целом отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию физической культуры и спорта в Астраханской области, когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будет недостаточным.

4. Предложения по целям и задачам программы, показателям, позволяющим оценить ход реализации программы


Основной целью программы является создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Астраханской области для успешного выступления на соревнованиях путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, которые могут быть разделены на направления: "Массовый спорт" и "Спорт высших достижений".

4.1. По направлению "Массовый спорт" предусматривается:

- развитие инфраструктуры массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, в том числе:

строительство 14 спортивных сооружений различных типов,

реконструкция 6 существующих спортивных сооружений;

- пропаганда физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечение раскрытия социальной значимости физической культуры и спорта, их роли в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни граждан, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;

- производство социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта в Астраханской области;

- проведение периодических социологических опросов;

- проведение тематических занятий в общеобразовательных школах, ссузах, вузах по вопросам отказа от вредных привычек подрастающего поколения.

Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации программы по направлению "Массовый спорт" предполагается использование следующих показателей:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»