ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2008 года N 264-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009 год"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 16.06.2009 N 283-П НГР:RU30000200900591)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2008 N 678-П НГР:RU30000200801337)
В соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 04.05.2008 N 184-П (НГР:RU30000200800355),
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) при формировании областного бюджета в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень отраслевых целевых программ.
3. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А. Маркелов
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 28.05.2008 N 264-П
ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"
г. Астрахань, 2008
Программы | - отраслевая целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Закон Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:), постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:), от 04.05.2008 N 184-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009 - 2011 годы" (НГР:) |
заказчик | Астраханской области |
Основной разработчик Программы | Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | Астраханской области, юридические и физические лица, определенные на конкурсной основе |
Цели Программы | - совершенствование и развитие сети автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений для обеспечения пользователю автодорог комфортных безопасных условий движения; повышение транспортной доступности для населения, а также участие в создании международных транспортных коридоров, проходящих по территории Астраханской области |
Задачи Программы | - приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети муниципальных образований Астраханской области путем предоставления им субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Астраханской области |
Срок реализации Программы | 2009 год |
финансирования Программы | - объем финансирования Программы в 2009 году составляет 1925,14 млн.рублей, из них: за счет средств федерального бюджета- 695,14 млн.рублей, за счет средств областного бюджета- 1220,0 млн.рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований-10,0 млн.рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | снизить процент износа основных фондов предприятий отрасли, привлечь высокопроизводительную и технологичную технику и оборудование |
Организация контроля за исполнением Программы | - государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме |
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Астраханской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами Астраханской области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Однако в настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается из-за нарастающих ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, основными из которых являются исчерпанность пропускной способности и высокая степень износа значительной части дорог, отставание в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров.
Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации.
Программа представляет собой комплексную систему мероприятий, направленных на развитие дорожного комплекса Астраханской области на основе целенаправленного устойчивого развития автомобильных дорог, и средств их достижения.
При подготовке Программы использованы принципы развития дорожного хозяйства Российской Федерации, изложенные в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, материалы Национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 года, долгосрочной стратегии развития автодорог Астраханской области с позиции устойчивого развития, ранее выполненных работ по развитию дорожной сети.
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853), Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (НГР:RU0000R200704861), постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (НГР:RU0000R200102220) и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития дорожного хозяйства.
Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, повышения качества жизни людей. Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом.
Гарантированные статьей 8 Конституции Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного устойчивого развития транспорта и дорог.
К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства Астраханской области относятся следующие:
2.1. Неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Астраханской области (регионального, федерального и муниципального значения), составляет 6229,7 км. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
- автомобильные дороги общего пользования федерального значения;
- автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги общего пользования местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения (федеральных автодорог) составляет 567,66 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - региональные автодороги) - 2188,9 км, из них 93,03% с твердым покрытием (1498,45 км - с капитальным, 99,85 км - с облегченным, 438,06 км - с переходным покрытием). 152,6 км (6,9%) дорог не имеют покрытия, т.е. грунтовые.
Протяженность муниципальных автодорог, включая улично-дорожную сеть, составляет 3469,8 км. При этом 61,3% муниципальных автомобильных дорог имеют грунтовое покрытие, и за последние годы мероприятия по улучшению состояния сети муниципальных дорог практически не проводились.
Основную долю региональных автодорог составляют автодороги 4 категории (62,8%), т.е. дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью. Средняя скорость движения по региональным автодорогам не превышает 45 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы пользователей транспортной инфраструктуры и неблагоприятно влияет на экономическое развитие других отраслей.
В то же время за последние 10-20 лет повысились требования пользователей к автомобильным дорогам, к безопасности дорожного движения. В настоящее время на автомобильных дорогах в транспортном потоке автопоезда составляют 25%. Автомобильные дороги, построенные в 60-80 годах под нагрузку на ось 6 тонн, не позволяют беспрепятственно и с наименьшими потерями осуществлять перевозки грузов.
Астраханская область на всем пространстве пересекается многочисленными водотоками. При общей площади области 52,9 тыс. кв. км 10% занимает акватория. Только на дорогах федерального и регионального значения в настоящее время функционирует 218 мостов, общая протяженность которых составляет 19105 пог.м, из них на федеральных автодорогах - 38 мостов и путепроводов длиной 2318,0 пог.м, на региональных автодорогах - 180 мостов и путепроводов длиной 16786,5 пог.м.
В настоящее время в Астраханской области осуществляют деятельность 84 паромные переправы различных форм собственности, в том числе 16 паромных переправ, расположенных на региональных автодорогах. 134 населенных пункта Астраханской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Результаты диагностики автодорог и мостов показывают, что более половины протяжённости сети (1400 км) региональных автодорог и около четверти искусственных сооружений нуждаются в капитальном ремонте, 295 км автодорог имеют просроченные межремонтные сроки, 700 км - не отвечают нормативным требованиям по прочностным показателям, 280 км - имеют неровность профиля, 560 км - имеют низкий уровень сцепления.
Для ликвидации недоремонта и дальнейшего обеспечения нормативного содержания региональных автодорог необходимо ежегодно производить ремонт не менее 260 км автодорог и 16 мостов и/или путепроводов, а выделяемых в последние годы бюджетных средств хватает только на приведение в надлежащее состояние 70 - 80 км автодорог и 1 - 2 искусственных сооружений.
Из-за недостатка финансовых средств объемы работ, выполняемых по ремонту региональных дорог, не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий дорог, построенных в 1983-1990 годах, может привести к их необратимому разрушению уже к 2010 году.
N п/п | Наименование показателей | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | год |
1. | в том числе: | 2284,3 | 2298,6 | 2232,2 | 2192,2 | 2188,9 |
протяженность автодорог с твердым покрытием, км | 2115,7 | 2135,4 | 2073,6 | 2040,3 | 2036,3 | |
2. | Потребность в ежегодном ремонте исходя из 6-летнего межремонтного срока, км | 353 | 356 | 346 | 340 | 339 |
3. | Фактически отремонтировано и реконструировано, км | 141,1 | 61,2 | 87,63 | 95,34 | 44,0 |
4. | Недоремонт, км | 212 | 295 | 258 | 245 | 295 |
В связи с увеличением количества транспортных средств, в том числе большегрузных, и объемов грузоперевозок ситуация на автодорогах Астраханской области при существующей низкой пропускной способности и слабой конструкции дорожной одежды автодорог ежегодно усугубляется.
Только за 2001 - 2007 годы парк автомобилей в Астраханской области вырос в 1,5 раза. В 2005 году на 1000 жителей Астраханской области было зарегистрировано примерно 204 автомобиля, а в 2006 году - около 223 автомобилей. Прогноз количества автомобилей на душу населения к 2010 году предполагает рост этого показателя до 260 единиц.
Для обеспечения соответствия автодорог современным нагрузкам автотранспортных средств незамедлительно требуется принять меры по усилению конструкций дорожной одежды и уширению существующих автомобильных дорог.
На автомобильных дорогах Астраханской области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
В период 2005-2007 годов на региональных автодорогах Астраханской области произошло 768 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 199 человек и ранен 841 человек.
В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения требует разработки и реализации ряда мероприятий, выполнение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей в Астраханской области.
2.2. Существующий уровень финансирования автомобильных дорог не позволяет отрасли развиваться и в полной мере способствовать социально-экономическому развитию Астраханской области.
Так, за прошедший десятилетний период (1997-2007 годы) при росте валового регионального продукта Астраханской области на 97,04% уровень бюджетного финансирования дорожной отрасли упал на 34,8%.
Необходим переход на финансирование по нормативу финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автодорог, что даст возможность в полном объеме выполнять весь комплекс работ по содержанию региональных автодорог, произвести капитальный ремонт 1475 км региональных автодорог и выйти на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, ликвидировать основные очаги (23) дорожно-транспортных происшествий.
2.3. Остро стоит проблема вывода транзитного транспорта за пределы населенных пунктов. В частности, для решения вопроса о выводе основного потока транзитного транспорта из г. Астрахани необходимо продолжить строительство восточного обхода г. Астрахани и транзитной магистрали непрерывного движения (I пусковой комплекс), приступить к строительству северного обхода г. Астрахани.
При этом, кроме положительного эффекта повышения безопасности движения, окончание строительства благотворно скажется на социальной и экологической обстановке в городе Астрахани, значительно увеличит транспортную привлекательность Астраханской области для транзитных перевозок.
2.4. Отсутствие круглогодичных связей с 134 населенными пунктами (30,38% от общего количества населенных пунктов) отрицательно сказывается на условиях жизни населения и социально-экономическом развитии территорий. Это более 1,0 тыс. км автодорог с ориентировочной стоимостью в ценах 2007 года свыше 10,0 млрд. рублей.
Для решения проблемы обеспечения подъездами с твердым покрытием к каждому населенному пункту Астраханской области на последующие 10 лет объемы ежегодного финансирования должны составлять свыше 0,8 млрд.рублей.