Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2008 года N 184-П

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 30.03.2012 N 114-П)

В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466), постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), а также в целях развития дорожного хозяйства на территории Астраханской области

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы" (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы" министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

3. Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Мухатов Т.Д.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы" и внести ее на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 01.06.2008.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 04.05.2008 N 184-П

КОНЦЕПЦИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ"

г. Астрахань - 2008

1.Введение


Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Астраханской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между регионами и населенными пунктами области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ.

Согласно положениям транспортной стратегии Российской Федерации, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Однако в настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается из-за нарастающих ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, основными из которых являются исчерпание пропускной способности и высокая степень износа значительной части дорог, отставание в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров.

Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации.

Концепция отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы" (далее - концепция) определяет современное состояние, стратегические цели, задачи развития важнейших и наиболее эффективных направлений деятельности дорожного хозяйства на основе целенаправленного устойчивого развития автомобильных дорог и средств их достижения.

Концепция представляет собой систему механизмов и мер по дальнейшему развитию дорожного хозяйства, созданию предпосылок для перехода к устойчивому функционированию дорожного хозяйства и является основой для разработки отраслевой целевой программы развития дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы.

При разработке концепции использованы принципы развития дорожного хозяйства Российской Федерации, изложенные в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, материалы Национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 года.

Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853), Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (НГР:RU0000R200704861), постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (НГР:RU0000R200102220) и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития дорожного хозяйства.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, повышения качества жизни людей. Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом.

Гарантированные статьей 8 Конституции Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного устойчивого развития транспорта и дорог.

К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства Астраханской области относятся следующие:

1. Неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Астраханской области (регионального, федерального и муниципального значения), составляет 6229,7 км. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

- автомобильные дороги общего пользования федерального значения;

- автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;

- автомобильные дороги общего пользования местного значения;

- частные автомобильные дороги.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения (федеральных автодорог) составляет 567,66 км.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - региональные автодороги) - 2188,9 км, из них 93,03% с твердым покрытием (1498,45 км с капитальным, 99,85 км с облегченным, 438,06 км с переходным покрытием) и 152,6 км (6,9%) не имеют покрытия, т.е. грунтовые.

Протяженность муниципальных автодорог, включая улично-дорожную сеть, составляет 3469,8 км. При этом 61,3% муниципальных автомобильных дорог имеют грунтовое покрытие. За последние годы мероприятия по улучшению состояния сети муниципальных дорог практически не проводились.

Основную долю автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - региональные автодороги) составляют автодороги 4 категории (62,8%), т.е. дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью. Средняя скорость движения по региональным автодорогам не превышает 45 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы пользователей транспортной инфраструктуры и неблагоприятно влияет на экономическое развитие других отраслей.

В то же время за последние 10-20 лет повысились требования пользователей к автомобильным дорогам, увеличились требования к безопасности дорожного движения. В настоящее время на автомобильных дорогах в транспортном потоке автопоезда составляют 25%. Автомобильные дороги, построенные в 60-80 годах, под нагрузку на ось 6 тонн не позволяют беспрепятственно и с наименьшими потерями осуществлять перевозки грузов.

Астраханская область на всем пространстве пересекается многочисленными водотоками. При общей площади области 52,9 тыс. кв. км 10% занимает акватория. Только на дорогах федерального и регионального значения в настоящее время функционирует 218 мостов, общая протяженность которых составляет 19105 пог.м, из них на федеральных автодорогах - 38 мостов и путепроводов длиной 2318,0 пог.м, на региональных автодорогах - 180 мостов и путепроводов длиной 16786,5 пог.м.

В настоящее время в Астраханской области осуществляют свою деятельность 84 паромные переправы различных форм собственности, в том числе 16 паромных переправ, расположенных на региональных автодорогах. 134 населенных пункта Астраханской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Результаты диагностики автодорог и мостов показывают, что более половины протяжённости сети (1400 км) региональных автодорог и около четверти искусственных сооружений нуждаются в капитальном ремонте, 295 км автодорог имеют просроченные межремонтные сроки, 700 км - не отвечают нормативным требованиям по прочностным показателям, 280 км - имеют неровность профиля, 560 км - имеют низкий уровень сцепления.

Для ликвидации недоремонта и дальнейшего обеспечения нормативного содержания региональных автодорог необходимо ежегодно производить ремонт не менее 260 км автодорог и 16 мостов и/или путепроводов, а выделяемых в последние годы бюджетных средств хватает только на приведение в надлежащее состояние 70 - 80 км автодорог и 1 - 2 искусственных сооружений.

Из-за недостатка финансовых средств объемы работ по ремонту региональных дорог не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий, построенных в 1983-1990 годы, может привести к их необратимому разрушению уже к 2010 году.

Показатели недоремонта автодорог за период 2003-2007годов

N п/п

Наименование показателей

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1.

Протяженность автодорог всего, км, в том числе:

2284,3

2298,6

2.

Протяженность автодорог с твердым покрытием, км

2115,7

2135,4

3.

Потребность в ежегодном ремонте, исходя из 6 - летнего межремонтного срока, км

353

356

346

340

339

4.

Фактически отремонтировано и реконструировано, км

141,1

61,2

87,63

95,34

44,0

5.

Недоремонт, км

212

295

258

245

295

В связи с увеличением количества транспортных средств, в том числе большегрузных, и объемов грузоперевозок ситуация на автодорогах области при существующей низкой пропускной способности и слабой конструкции дорожной одежды автодорог ежегодно усугубляется.

Только за 2001 - 2007 годы парк автомобилей в Астраханской области вырос в 1,5 раза. В 2005 году на 1000 жителей области было зарегистрировано примерно 204 автомобиля, а в 2006 году - около 223 автомобилей. Прогноз количества автомобилей на душу населения к 2010 году предполагает рост этого показателя до 260 единиц.

Для обеспечения соответствия автодорог современным нагрузкам автотранспортных средств незамедлительно требуется принять меры по усилению конструкций дорожной одежды и уширению существующих автомобильных дорог.

На автомобильных дорогах области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

В период 2005-2007 годов на автодорогах регионального значения Астраханской области произошло 768 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 199 человек и ранен 841 человек.

В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения требует разработки и реализации ряда мероприятий, выполнение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей в Астраханской области.

2. Существующий уровень финансирования автомобильных дорог не позволяет отрасли развиваться и способствовать в полной мере социально-экономическому развитию области.

Так, за прошедший десятилетний период (1997-2007 годы) при росте валового регионального продукта Астраханской области на 97,04% уровень бюджетного финансирования дорожной отрасли упал на 34,8%.

Необходим переход на финансирование по нормативу финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автодорог регионального значения, что даст возможность в полном объеме выполнять весь комплекс работ по содержанию региональных автодорог, произвести капитальный ремонт 1475 км региональных автодорог и, соответственно, выйти на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, ликвидировать основные очаги (23) дорожно-транспортных происшествий.

3. Остро стоит проблема вывода транзитного транспорта за пределы населенных пунктов. В частности, для решения вопроса о выводе основного потока транзитного транспорта из г. Астрахани необходимо продолжить строительство восточного обхода г. Астрахани и транзитной магистрали непрерывного движения, I пусковой комплекс, приступить к строительству северного обхода г. Астрахани.

Развитие транспортной системы Астраханской области предполагает строительство ряда внеклассных мостов, а также строительство паромной переправы через реку Волгу в Енотаевском районе.

При этом, кроме положительного эффекта, повышения безопасности движения окончание строительства благотворно скажется на социальной и экологической обстановке в городе Астрахани, значительно увеличит транспортную привлекательность области для транзитных перевозок.

4. Отсутствие круглогодичных связей с 134 населенными пунктами (30,38% от общего количества населенных пунктов) отрицательно сказывается на условиях жизни населения и социально-экономическом развитии территорий. Это более 1,0 тыс. км автодорог с ориентировочной стоимостью в ценах 2007 года свыше 10,0 млрд. рублей.

Для решения проблемы обеспечения подъездами с твердым покрытием каждого населенного пункта области на последующие 10 лет объемы ежегодного финансирования должны составлять свыше 0,8 млрд.рублей.

5. Анализ фактической ситуации транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети населенных пунктов позволяет сделать вывод о том, что в 11 муниципальных районах Астраханской области населенные пункты в среднем только на 24% обеспечены автодорогами, отвечающими нормативным требованиям.

6. Существующие механизмы реализации государственной политики в области дорожного хозяйства при отсутствии достаточного финансирования не дают ожидаемых результатов.

Недостаток финансирования ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог сказался на работе специализированных предприятий, функционирующих на рынке дорожных работ. На рынке присутствуют в основном государственные унитарные предприятия. Наиболее значимыми проблемами государственных предприятий являются:

- изношенность основных фондов;

- отсутствие технологического оборудования (или наличие морально и физически устаревшего), позволяющего выполнять ремонтные работы, особенно работы с асфальтобетонным покрытием;

- недостаточность квалифицированных кадров;

- слабый менеджмент и неэффективность системы управления издержками.

И, как следствие, эти предприятия на сегодняшний день практически не способны вести качественные ремонтные работы на автомобильных дорогах, а конкурентная среда на рынке дорожных работ отсутствует.

На современном этапе, очевидно, что развитие дорожного хозяйства требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Очевиден значительный социально-экономический эффект от реализации региональной целевой программы развития дорожного хозяйства.

В условиях реформирования бюджетного процесса программно-целевой метод решения указанных проблем позволит:

- улучшить транспортно-эксплуатационное состояние и качество содержания автомобильных дорог, что, в свою очередь, приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий, комфортности передвижения транспортных средств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»