Комплексная оценка состояния водоснабжения/водоотведения населения по Астраханской области
Наименование муниципального образования | Доля населения, имеющего доступ к центральному водоснабжению, % | Доля населения, имеющего доступ к канализационной системе, % | Средняя по МО степень износа сооружений водоснабжения, % | Доля проб воды хозяйственно-питьевого назначения при транспортировке потребителю, не отвечающих гигиеническим нормативам (%) | Размер неучтенных потерь воды, % от объема подачи в сеть | Показатель инфекционной заболеваемости за 2008 г. (на 100 тыс.) | Структура заболеваемости ОКИ за 2008 г. (на 100 тыс.) | |
по микробиологическим показателям | по санитарно-химическим показателям | |||||||
Ахтубинск ий район | 73,19 | 35,57 | 79,00 | 8,80 | 15,60 | 27,9 | 21 680,4 | 530,7 |
Володарский район | 63,62 | 6,41 | 100,00 | 4,40 | 3,90 | 39 | 14 518,9 | 405,5 |
Енотаевский район | 68,29 | 0,00 | 79,58 | 3,20 | 1,00 | 22,7 | 13 826,5 | 320,2 |
Икрянинский район | 82,06 | 19,84 | 82,44 | 43,5 | 12,30 | 26,3 | 16 406,6 | 472,8 |
Камызякский район | 61,89 | 14,82 | 62,50 | 0,20 | 5,20 | 10 | 17 951,8 | 146,1 |
Красноярский район | 85,50 | 10,84 | 77,50 | 0,70 | 3,10 | 12 | 17 874,8 | 404,8 |
Лиманский район | 74,41 | 13,39 | 75,00 | 8,20 | 4,00 | 23 | 9 718,3 | 436 |
Наримановский район | 42,05 | 24,68 | 66,15 | 11,50 | 18,80 | 22 | 21 380 | 528,9 |
Приволжский район | 56,41 | 14,49 | 78,46 | 19,30 | 5,40 | 37,3 | 10 145,4 | 473,3 |
Харабалинский район | 75,70 | 6,34 | 73,57 | 1,40 | 9,80 | 20 | 27 218,2 | 562 |
Черноярский район | 65,11 | 4,67 | 85,75 | 6,70 | 5,40 | 33 | 15 537,4 | 271 |
ЗАТО Знаменск | 86,96 | 83,80 | 96,09 | 0 | 0 | 3 | - | - |
Город Астрахань | 94,99 | 70,26 | 53,92 | 1,80 | 3,70 | 34,4 | 28 160,4 | 774,7 |
Астраханская | 82,20 | 45,5 5 | 77,69 | 8,44 | 6,70 | 22,17 | 22 850 | 599,3 |
Основные причины возникновения проблемы обеспечения населенных пунктов Астраханской области питьевой водой определяются следующими обстоятельствами: изношенность разводящих сетей и сооружений водоснабжения до 80% (при этом 10% водопроводного хозяйства имеет предельный 100-процентный износ); изношенность систем водоотведения до 67%; неоднородность по обеспеченности и качеству поверхностных водоисточников; бактериальное и химическое загрязнение, низкое органолептическое качество воды поверхностных источников, которое выходит за пределы нормативов, установленных для поверхностных источников водоснабжения; периодическое затопление и подтопление территорий населенных пунктов; традиционная выгребная система канализации в сельских и части городских населенных пунктов. Отсутствие очистных сооружений канализации или водопровода приводит к замыканию путей миграции загрязнителей (бактериальных, паразитарных) по схеме: выгребная система канализации - грунтовые воды - водоем - вода для питьевых целей; в сельских населенных пунктах часто одна и та же разводящая сеть используется для технического и питьевого водоснабжения. В некоторых населенных пунктах уровень обеспечения населения питьевой водой не достигает 30%.
На территории области отмечается рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ), заболеваемость дизентерией в области превышает среднероссийский показатель в 1,8 раза. Более того, отмечается превышение абсолютного показателя заболеваемости ОКИ по сравнению с российским в среднем на 15%. Также высоким (11,8%) остается удельный вес образовательных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, из которых 25% общеобразовательных и 12,2% дошкольных учреждений работают без централизованного питьевого водоснабжения, 21% лечебно-профилактических учреждений не обеспечены централизованным водоснабжением. Результаты проведенного анализа показали крайне низкую обеспеченность населения Астраханской области услугами канализационной системы, особенно в сельских населенных пунктах.
Подводя итог анализу состояния водоснабжения административных территорий Астраханской области, можно сделать вывод о том, что напряженность сложившейся ситуации с обеспечением населения Астраханской области питьевой водой оказывает выраженное негативное воздействиена условия водопользования и санитарно-эпидемиологическую обстановку в области.
Следует отметить, что в Астраханской области очень низкий уровень обеспечения приборами учета в коммунальной отрасли. В связи с этим проанализировать фактическое потребление воды населением Астраханской области не представляется возможным, поскольку по итогам 2009 года объемы воды, отпущенные потребителям, в соответствии с показаниями внутридомовых приборов учета по холодному водоснабжению составляют 54,4%, по горячему водоснабжению - 29,9%.
Более того, если качество водоподготовки и транспортировки воды в Астраханской области останется без изменения, санитарный прогноз питьевого водопользования следует считать крайне неблагоприятным.
В августе 2003 года при проверке комиссией Контрольного управления Президента Российской Федерации деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области была особо отмечена необходимость принятия соответствующих мер по улучшению обеспечения населения Астраханской области качественной питьевой водой, в том числе путем реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на развитие систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Астраханской области.
Таким образом, обеспечить население Астраханской области качественным водоснабжением и водоотведением можно путем реализации мероприятий государственной программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года, которая носит межотраслевой характер и направлена на предотвращение негативного воздействия на жизнедеятельность населения.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П)
Государственная программа "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2017 года" разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, постановлением Правительства Астраханской области от 18.03.2010 N 116-П "О концепции комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года", Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П)