Недействующий

О государственной программе "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года

2. Обоснование необходимости применения программного метода для организации системы водоснабжении/водоотведения на территории Астраханской области


Санитарная, гигиеническая, экологическая, социальная и экономическая значимость организации водоснабжения и водоотведения должна соответствовать современному уровню развития техники и технологии водоснабжения и водоотведения.

Этот процесс на всех этапах регулируется государством, начиная с федерального уровня (ограничения в темпах роста тарифов, нормы обеспечения и качества питьевой воды и стоков) и до муниципального (тарифы, организация водоснабжения и водоотведения).

В таких условиях отсутствие прозрачной системы государственного регулирования в виде программных мероприятий, согласовывающих действия всех основных участников процесса до 2017 года, не позволяет должным образом организовать процесс водоснабжения и водоотведения в Астраханской области.

Реализация областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы", утвержденной постановлением Главы Администрации Астраханской области от 13.03.2000 N 93, действующей до 2007 года, не позволила решить проблему обеспечения населения Астраханской области питьевой водой, в том числе и в силу существенно изменившейся социально-политической обстановки.

Традиционно водоснабжение населенных пунктов Астраханской области в основном организовывалось из магистральных водопроводов, в голове которых устраивались очистные сооружения. Наиболее характерным в этом отношении является Лиманский район с Олинскими очистными сооружениями.

Такой подход был оправдан, поскольку обеспечивал надежность как по объему подачи, так и, что более важно, по качеству воды. Отказ от такой схемы и устройство водозаборов с очистными сооружениями в отдельных населенных пунктах при традиционных технологических схемах и подходах привели к резкому возрастанию себестоимости воды и снижению уровня обеспечения качества.

Так, удельная стоимость водозабора поверхностных вод при снижении производительности от 20000 м3/сут. до 1600 м3/сут. (в 12,5 раза) возрастает практически в той же пропорции (в 11,25 раза). То же самое наблюдается и для очистных сооружений водопровода, хотя и не так резко. При снижении производительности от 20000 м3/сут. до 3200 м3/сут. удельные расходы возрастают в 5,5 раза (пособие по водоснабжению и канализации городских и сельских поселений (к СНиП 2.07.01-89, М., 1992 г.).

Кроме того, при наличии традиционных схем, приборного парка, при уровне автоматизации 20-30-летней давности организация обслуживания и контроля локальных сооружений была весьма трудоемкой и затратной.

В истекший период ситуация в практике водоснабжения существенно изменилась:

- в значительной степени вышли из строя или близки к потере эксплуатационной надежности ранее построенные сети и сооружения;

- изменились платежеспособность населения, особенно в сельской местности, и его отношение к оплате услуг;

- появились новые материалы и технологии, повлекшие за собой появление комплектно-блочных автоматизированных установок большой единичной производительности;

- появились новые контрольно-измерительные автоматические и автоматизированные приборы типа мультизондов, позволяющие надежно контролировать широкий спектр показателей воды;

- появились новые, не подверженные коррозии материалы для изготовления трубопроводов и арматуры;

- появились новые средства связи для диспетчеризации и организации дистанционного контроля и управления в радиусе до нескольких десятков, а иногда и сотен километров;

- появились новые подходы к управлению системами разнесенных в пространстве объектов в режиме реального времени с использованием сочетания ГИС-технологий и программных средств класса Project Management;

- появились новые финансовые механизмы и субъекты предпринимательской деятельности, способные к реализации этих механизмов в сфере водного хозяйства.

В результате задачи, поставленные перед субъектами Российской Федерации в рамках Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, требуют полной структурной перестройки системы водоснабжения Астраханской области, особенно в муниципальных районах.

Такую перестройку невозможно осуществить без применения программно-целевого метода, продолжительность процесса до его завершения составляет 7-10 лет, при этом предполагается вложение значительных финансовых затрат в объеме не менее 17-20 млрд. рублей.

Более того, обеспечение населения Астраханской области качественным водоснабжением предполагает необходимость разработки нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую основу привлечения ресурсов в сферу водохозяйственных отношений и управления этими ресурсами, что подтверждает высокую социальную значимость данной Программы, требующей не только привлечения значительных бюджетных вложений, но и отслеживания эффективности расходов и управления финансовыми потоками.

Таким образом, проблема водоснабжения населения на территории Астраханской области в соответствии с действующими нормами и требованиями может быть решена исключительно программно-целевым методом.