ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 года N 243-П
О концепции отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 209-П)
В целях реализации федеральных законов от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199504932), от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (НГР:RU0000R199903610), от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R200102414) и постановления Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200300244)
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Володин Э.М.) разработать отраслевую целевую программу "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" и внести её на одобрение в Правительство Астраханской области в срок до 10.08.2006.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 26.07.2006 N 243-П
Концепция отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы"
Введение
Концепция отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - Концепция) разработана министерством социального развития и труда Астраханской области.
Концепция представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на улучшение социального положения граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, а также улучшение условий и охраны труда.
Программа включает в себя пять подпрограмм: "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2007-2009 годы", "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в Астраханской области на 2007-2009 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области на 2007-2009 годы", "Развитие учреждений социального обслуживания населения на 2007-2009 годы", "Социальная поддержка инвалидов на 2007-2009 годы".
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, а также улучшения условий и охраны труда.
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в её сферу. За последние годы это - инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, монетизация льгот, реформирование нормативных правовых актов по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к персонифицированной выплате, передача полномочий исполнительным органам государственной власти в части оказания государственной социальной помощи. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств. Однако уровень бедности в Астраханской области удерживается в пределах 20%. В "зоне бедности" по-прежнему остаются одинокие престарелые граждане, инвалиды, многодетные и неполные семьи, безработные, семьи вынужденных переселенцев, больные с хроническими заболеваниями.
Имеются проблемы и в области социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, которые совершили преступления, зарегистрированные в области. Столкнувшись с трудностями в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, получения необходимых документов, образования, постановки на учет и регистрации, они вновь встают на путь совершения преступлений. Особую тревогу вызывают люди пенсионного возраста, инвалиды, лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, лица без определенного местожительства, которые особо нуждаются в социальной защите.
В связи с передачей функций и полномочий в области социального обслуживания населения субъектам Российской Федерации в областную собственность переданы муниципальные учреждения социального обслуживания населения, материально-техническая база которых требует значительных материальных вложений. Разные подходы к организации социального обслуживания диктуют необходимость системного метода в развитии учреждений социального обслуживания населения.
Этот системный подход включает в себя мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения; меры по совершенствованию нормативной, правовой базы; обучение и аттестацию работников учреждений социального обслуживания населения по единой методике.
На 1 января 2006 года в области проживают около 43 тысяч инвалидов. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне, не превышая 5,4%. Это является следствием недостаточности мер, предпринимаемых для реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Слабо развита система реабилитации инвалидов с помощью средств физкультуры и спорта.
В основных отраслях экономики на работах в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, занято более 20% работающих. Неблагоприятные условия труда, нарушение требований безопасности при производстве работ, низкий уровень знаний работников о безопасных приемах и методах труда, а также недостаточное финансирование мероприятий по охране труда являются основными причинами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решение обозначенных проблем вызывает необходимость разработки и реализации отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - программа).
Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются создание условий для повышения качества жизни социально незащищенных слоев населения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также улучшение условий и охраны труда.
Основными задачами программы являются решение проблемных вопросов социально незащищенных слоев населения, содействие активному участию инвалидов в жизни общества, обеспечение доступности социальной помощи и иных услуг, развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствование их деятельности.
Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно способствовать повышению уровня и качества жизни социально незащищенных слоев населения.
Программа предусматривает решение следующих проблем:
- поддержание минимального уровня жизнеобеспечения малоимущих семей и одиноко проживающих граждан;
- оказание социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- увеличение количества граждан, охваченных социальной помощью;
- осуществление мер, направленных на оказание социальной, правовой помощи гражданам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, лицам без определенного местожительства, оказавшимся в силу обстоятельств в трудной жизненной ситуации, их обучение, трудоустройство, предупреждение рецидивной преступности;
- предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья трудящихся в процессе работы, а также сведение к минимуму опасных производственных факторов;
- правовое, нормативное, организационно-методическое обеспечение условий охраны труда;
- развитие в области сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги различным категориям и группам населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;
- создание условий для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, поддержание жизненной активности инвалидов, внедрение новых форм социального обслуживания, применение мер оздоровительного характера.
Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2007-2009 годы.
Система программных мероприятий
Для достижения указанных целей и выполнения поставленных задач должна быть разработана система программных мероприятий, предусматривающая:
- организацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- проведение праздничных благотворительных мероприятий для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, детей с ограниченными возможностями, детей из малоимущих семей;
- оказание материальной помощи участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, участникам трудового фронта на улучшение социально-экономических условий жизни;
- осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, оказанию им социальной и медицинской помощи, организации их обучения, трудоустройства;
- укрепление материально-технической базы действующих учреждений социального обслуживания населения, развитие сети подобных учреждений;
- обеспечение инвалидов техническими и иными средствами реабилитации, оказание реабилитационных услуг;
- проведение спортивных состязаний, спартакиад, турниров с участием инвалидов и ветеранов спорта.
Источники финансирования и ресурсное обеспечение программы
Реализация программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Оценка эффективности программных мероприятий и ожидаемые результаты
Наименование показателя | Ед.измерен. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
подпрограммы "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2007-2009 годы" | чел. | 97000 | 90000 | 100000 | 101000 | 102000 |
Уровень жизнеобеспечения граждан, нуждающихся в оказании социальной поддержки | % | 38,3 | 35,5 | 39,5 | 39,9 | 40,3 |
Вместимость введенных в эксплуатацию учреждений | чел. | 145 | 140 | 255 | 90 | Укрепление материально-технической базы действующих учреждений |
Количество работников служб охраны труда, повысивших свою квалификацию | чел. | - | 60 | 75 | 75 | 75 |
Кол-во инвалидов, охваченных различными видами социальной помощи | чел. | 2153 | 7500 | 15800 | 16000 | 16000 |
Кол-во граждан, охваченных социальным обслуживанием в рамках мероприятий программы | чел. | 2315 | 3500 | 4600 | 4763 | 5213 |
Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит:
- обеспечить адресную социальную поддержку наиболее нуждающимся малоимущим семьям, одиноко проживающим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в 2005 году социальная поддержка оказана 97000 граждан на сумму 36204,5 тыс. руб.; в 2006 году ожидаемое количество нуждающихся в социальной поддержке около 90000 на общую сумму 27835,8 тыс. руб.; в 2007 году - около 100000 граждан на общую сумму 54658,7 тыс. руб.);
- улучшить социально-экономические условия жизни ветеранов войны (в 2006 году оказана социальная поддержка 800 ветеранам на общую сумму 3000,0тыс. руб.; в 2007 году прогнозируется оказание социальной поддержки 800 ветеранам на общую сумму 3000,0 тыс. руб.);
- решить социально-бытовые вопросы трудоустройства, образования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания граждан, отбывших уголовное наказание, и, как окончательный итог, снизить рецидивную преступность (в 2005 году 1531 нуждающийся получил необходимую помощь в размере 547,45 тыс. руб.; в 2006 году ожидаемое количество нуждающихся в помощи - 2000 человек на общую сумму 275,0 тыс. руб.; в 2007 году -2100 человек на общую сумму 161,0 тыс. руб.);
- сократить производственный травматизм, понизить уровень общей и профессиональной заболеваемости, повысить безопасность труда и социальную защищенность работников;
- улучшить координацию и методическое руководство работой служб охраны труда (в 2006 году повысили свою квалификацию 2094 работника служб охраны труда; в 2006 году - 1800 работников, в 2007 году -1850 человек);
- увеличить число видов социальных услуг и соответственно удовлетворить потребности различных категорий и групп населения (в 2005 году разнообразные социальные услуги предоставлены 2315 гражданам на сумму 7273,8 тыс. руб.; в 2006 году ожидаемое количество обслуживаемых - 3500 человек на общую сумму 11321,0 тыс. руб.; в 2007 году прогнозируется предоставить социальные услуги 5000 граждан на общую сумму 16139,2 тыс. руб.);
- укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу учреждений социального обслуживания населения;
- совершенствовать нормативную правовую базу в области социального обслуживания населения, методическую работу по предоставлению социальных услуг населению;
- повысить качество жизни инвалидов за счет устранения ограничений жизнедеятельности, связанных со стойкими нарушениями функций организма, расширения возможностей инвалидов для участия в жизни общества;
- укрепить здоровье инвалидов посредством спортивно-оздоровительной реабилитации, привлечь инвалидов к занятиям спортом (в 2005 году социальную помощь получили 2153 человека на сумму 829,7 тыс. руб., в 2006 году планируется оказать помощь 7500 инвалидам на общую сумму 3238,7 тыс. руб., в 2007 году прогнозируется оказать помощь 15800 инвалидам на общую сумму 6800,0 тыс. руб.).