Постановлением
Правительства
Астраханской области
от 30 июня 2005 г. N 222-П
1. Анализ состояния речного пассажирского транспорта Астраханской области, основные проблемы и причины их возникновения
Речной пассажирский транспорт, являясь неотъемлемой составной частью системы пассажирского транспорта Астраханской области, обеспечивает внутригородские, внутриобластные и межрегиональные связи. Это один из старейших видов транспорта, обслуживающего жителей Астраханской области.
Наиболее значительное развитие речной пассажирский транспорт в области получил со времени начала открытия магистральных маршрутов скоростных судов. Однако в последние годы наблюдалось снижение объема перевозок, перевозки скоростными судами прекращены. Не работают также внутриобластные маршруты до населенных пунктов в дельте реки Волги. В настоящее время на долю речного пассажирского транспорта приходится только 0.3 процента от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта на территории области.
До 2003 года регулярные речные пассажирские перевозки в Астраханской области осуществлялись Астраханским портом. В связи с окончанием в июне 2002 года договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом между ОАО "Астраханский порт" и Министерством имущественных отношений Российской Федерации, а также с убыточностью речных перевозок предприятие отказалось от этого вида деятельности. 5 теплоходов типа "Москва" на основании распоряжения Минимущества России от 20.11.2003.N 6553-р были переданы в хозяйственное ведение ФГУП "Федеральный центр логистики" (далее - ФГУП "ФЦЛ").
Принимая во внимание высокую социальную значимость речных пассажирских перевозок, необходимость сохранения социальной стабильности в отдельных районах области, в соответствии с Постановлением Губернатора Астраханской области от 03.02.2003 N 43 "О создании открытого акционерного общества "Астраханское пассажирское речное предприятие" для осуществления регулярных речных пассажирских перевозок создано ОАО "Астраханское пассажирское речное предприятие" (далее - ОАО "АПРП") с уставным капиталом, сформированным в полном объеме из средств областного бюджета.
В результате структурных и институциональных преобразований в Астраханской области на водном транспорте появилось значительное количество судовладельцев.
В настоящее время на рынке речных транспортных услуг Астраханской области осуществляются:
- внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;
- перевозки туристов на речных круизных маршрутах;
- экскурсионно-прогулочные рейсы на водоизмещающих судах.
ОАО "АПРП" осуществляет социально значимые для области внутригородские и пригородные перевозки на 4 судах типа "Москва", арендуемых у ФГУП "ФЦЛ".
ООО ТКФ "Стрелец-V" занимается межрегиональными туристическими перевозками двумя судами большой вместимости.
Частные предприятия, имеющие суда малой вместимости, осуществляют в основном прогулочно-туристические внутриобластные рейсы.
Таким образом, основным перевозчиком, осуществляющим городские и пригородные перевозки, стало ОАО "АПРП", выполняющее весь комплекс операций по обслуживанию дебаркадеров и речного пассажирского флота. Из остальных собственников пассажирских судов, зарегистрированных в области, регулярные внутригородские пассажирские перевозки никто не выполняет. Ощущается острый недостаток водоизмещающих судов малой вместимости для внутригородских и пригородных перевозок и водного туризма, а также современных крупных круизных судов для межрегионального туризма.
Кроме того, в результате длительной эксплуатации и недостаточных объемов бюджетного финансирования многие водные объекты, особенно причальные сооружения и дебаркадеры, не отвечают современным требованиям, находятся в ветхом состоянии или имеют значительный износ и деформацию, что увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, особенно остро стоит вопрос о пополнении подвижного состава речного пассажирского транспорта туристическими судами, в том числе большой вместимости, о выделении инвестиций в строительство, обновление речного пассажирского флота и развитие инфраструктуры области.
Социальные пассажирские перевозки всегда являлись убыточными, поскольку мерами социальной поддержки на проезд в соответствии с действующим законодательством пользуются около 70 процентов пассажиров. Средства, выделяемые ОАО "АПРП" из областного бюджета на возмещение разницы между экономически обоснованными и фактически установленными тарифами, позволяют предприятию сохранять регулярность перевозок, но не дают возможности развивать производственную базу, пополнять речной пассажирский флот и расширять маршрутную сеть перевозок. Существенная статья расходов - арендная плата за теплоходы составляет 21 процент в общем объеме затрат. Вопрос о передаче в государственную собственность Астраханской области пяти теплоходов типа "Москва", находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ФЦЛ", неоднократно ставился перед соответствующими федеральными структурами, однако положительного решения до настоящего времени не принято. В создавшейся ситуации проблема пополнения речного пассажирского флота стоит очень остро.
Таким образом, анализ современных проблем речного пассажирского транспорта указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.